Джон Локк (1632- 1704). Произведение — «2 трактата о правлении» (1689 год) — обоснование Славной Революции. В ее ходе (1688-1689) на престол были воздвигнуты супруги Оранские – Вильгельм и Мария. Революция называется «славной», т.к. не было пролито ни капли крови.
Происхождение государства.
Обращается к естественному состоянию людей. Это состояние полной свободы, когда каждый делает все что хочет, но с тем, чтобы оставаться в границах закона природы. Чтобы закон природы не нарушался, каждому дано право наказывать обидчиков. Это ведет к состоянию войны. Чтобы избежать этого, люди учредили государство.
Таким образом, государство образуется там, где свободные люди отказываются от своего права лично защищать свое достояние и наказывать нарушителей, предоставляя это публичной власти.
Локк в отличие от Гоббса считает целью государства не столько избавление от анархии, сколько спасти естественные права, защитить личность и собственность. Локк не согласен, что граждане должны отказываться от всех своих прав, они отказываются лишь от части своих прав в той мере, в которой это нужно государственной власти для выполнения ее задач.
Государственный порядок – это такой порядок, при котором для разрешения всех споров о праве, кого бы они не касались, имеется высший судья. В соответствии со своим назначением государство получает:
1. Власть издавать законы, определяющие размер наказания за различные преступления т.е. законодательная власть.
2. Власть наказывать за совершенные преступления членами союза (государства) т.е. исполнит власть.
3. Власть наказывать обиды, наносимые союзу внешними врагами т.е. право войны и мира.
Законодательная власть является верховной, т.к. она повелевает всеми остальными. В хорошо организованном государстве законодательная власть вручается собранию лиц, которые сами подчиняются законам. Но верховный исполнитель может действовать и помимо закона.
|
Исполнительную власть надо вручить постоянно действующему органу. 3-я власть- федеративная, обладающая правом войны и мира, правом заключать союзы и договоры. Союзная, как и исполнительная власть, требует постоянного применения силы государства.
На вопрос, может ли завоевание быть правомерным основанием власти, Локк отвечает, что даже справедливая война не может, т.к.
1) Завоеватель имеет право поработить только тех, кто действительно затеял несправедливую войну, а никак не народ, который не давал правителям такого права.
2) Завоеватель приобретает только право на жизнь, но не на имущество побежденных.
3) Потомки побежденных уже рождаются свободными, на них не распространяется право завоевателя на жизнь.
Локк считает, что позволительно сопротивление законному носителю власти, если он нарушает закон во вред гражданам. Защищая право народа на восстание, Локк оправдывает совершившийся в ходе Славной Революции переворот, приведший иноземного правителя.
Таким образом, это теория конституционной монархии.
16 вопрос. Учение Монтескье о государстве и праве.
МОНТЕСКЬЁ (1689-55). Родоначальник либерализма, крупный исследователь в области вопросов фсф истории и права. Произведение «О духе законов»(1748г.). Первым указал на отношение властей друг к другу, сдерживание и уравновешение их для обеспечения политической стабильности.
|
В сочинении он исходит из того, законы каждого государства будут приспособлены к тому народу, для которого издаются. Законы должны соответствовать климату, физическим свойствам, качеству почвы, положению и величине территории, образу жизни населения, религии народа, его богатству, нравам, привычкам.
Законы определяются также формой государства. Монтескьё выделяет три типа вместо традиционных двух:
1. Монархия
2. Республика (аристократия/демократия)
3. Деспотия
Каждая из этих форм правления имеет свою природу, из которых вытекают основные законы государства.
Монархия - правит лицо, ограниченное и руководствующееся основными законами. Ограничение состоит в существовании посредствующих властей между монархией и народом из привилегированных сословий (дворянство) и самостоятельных корпораций (парламент).
Природа демократической республики в том, что верховенство предоставляется народу, который является одновременно правителем и подданным. Законы должны определять состав и способы действия Народного Собрания, способы подачи голосов.
В аристократической республике верховная власть у ограниченного круга лиц; полезны учреждения, гарантирующие участие народа в управлении. Народ нуждается в руководстве со стороны образованных классов.
Деспотия – произвол одного лица.
Образ правления связан с нравственным мировоззрением народа. В демократии – гражданская доблесть. В аристократической республике — умерение личных стремлений, чтобы злоупотребления правящих не выводили народ из терпения. В монархии – честь, в деспотии — страх.
|
Республике опасность грозит с двух сторон: если она мала, то это внешние силы, а если велика — она уничтожается внутренней порчей. Избежать этого можно союзным устройством. Монтескьё показывает преимущества союзного государства перед союзом государств, т.е. федерации перед конфедерацией.
Учение о разделении властей Монтескьё взял у Локка, модернизировал. Разделяет на законодательную, судебную и исполнительную.
Законодательная власть принадлежит народу, т.к. в большинстве государств собрать всех невозможно, нужно чтобы избирались представители, на которых возлагается составление законов и их исполнение.
Исполнительная власть — у монарха, т.к. исполнение лучше, когда 1 лицо. Исполнение требует единства воли и оперативности, но оно должно быть поручено лицу, независимому от законодательного собрания.
Судебная власть должна быть обособленной от других властей. Она не должна быть постоянной и должна избираться из народа на определенный срок.
Духом законодателя должен быть дух умеренности – вот основная идея произведения. Излишки сосредоточения власти у одного лица или собрания — вредно для государства и угроза для политической и личной свободы.
Эта теория конституционной монархии была признана аксиомой и была применена на практике во Франции.