Вопрос. Политико-правовая концепция Гегель




Георг Вильгельм Фридрих Гегель (Hegel), 1770-1831, гениальный мыслитель-диалектик, внес колоссальный вклад в развитие политической и правовой мысли.Его труд "Философия права" - одна из самых известных во всей истории правовой, политической и социальной мысли. Она выделяется в историческом ряде даже таких классических трудов по политической и правовой философии, как "Государство" и "Законы" Платона, "Политика" Аристотеля, "О государстве" и "О законах" Цицерона, "Государь" Макиавелли, "Левиафан "Гоббс," Политический трактат "Спинозы," О духе законов "Монтескье," Об общественном договоре "Руссо.

На всех этапах творчества Гегеля, начиная от студенческих лет и заканчивая последней работой "Английский билль о реформе 1831", в центре его внимания были проблемы государства и права. И собственно "Философия права" является синтезом философских и политико-правовых исследований Гегеля на протяжении десятилетий.

"Философия права", согласно гегелевской концепции, представляет собой философскую науку о праве, предметом исследования которой является идея права, то есть понятие права и его осуществления. Идея - это единство наличного бытия и понятия. Она не только их гармония, но и полное их взаимопроникновение. Идея права - это свобода, и истинное ее понимание достигается только тогда, когда она познается в ее понятии и в наличном бытии этого понятия.

Наука о праве является частью философии. Поэтому ее цель - развить из понятия идею. Главная задача философии права - научное познание государства и права, а не указание на то, какие они должны быть. В отличие от позитивной юриспруденции, которая изучает юридические законы, то есть позитивное право, философская наука о государстве и право имеет своей задачей познания базовых идей государства и права.

Значение философии Гегеля в развитии идеала правового государства заключается в том, что она доказывает этот идеал к его кульминационной точки: правовое государство объявляется им божественной и приводит человеческое развитие в его морального завершения. Итак, правовое государство - это вершина развития человеческого общества.

Рассматривая философию права Гегеля, прежде всего нужно выяснить ее основу. Такой основой является понятие свободы воли. Возлагая это понятие в основу своих философско-теоретических конструкций, Гегель прослеживает зарождение и развитие всей системы общественных отношений. Для предшественников Гегеля или не самой сложной проблемой было согласование принципов свободы и человеческого общения, которое необходимо требует ограничения этой свободы. Они считали, что эти понятия ограничивают друг друга, и поэтому каждое из них бралось во всей крайности своего абстрактного выражения. Вместо Гегель стремился показать, что свобода заключается не только в состоянии выбора и в отсутствии ограничения, но и в свободном выборе какого-то определенного конкретного решения. Такое конкретное решение есть вместе с тем ограничением свободы, но ограничением, которое вытекает из ее свободного выбора. Выбирая для себя определенное определение, воля не перестает быть свободным, поскольку она сама выбирает это определение. Итак, самоограничение свободы не противоречит ее сущности. Наоборот, это - закономерный момент ее свободного проявления. Отсюда легко вывести необходимую связь свободы с законом и индивидуума с обществом. Прослеживая зарождение и развитие свободной воли, Гегель указывает, что она создается постепенно из природных наклонностей и стремлений. На низших формах своего проявления она подчинена этим стремлениям, которые сами по себе противоречивы и находятся в борьбе друг с другом. Но воля может достичь господства над ними, выбирая те из них, которые отвечают ее сущности. Вследствие этого природные стремление освобождаются от своей случайности и субъективности и приобретают значение свободной воли. В этом процессе воля достигает истинного своего развития. В связи с таким пониманием свободы Гегель видел в общении не только ограничения, а прежде полноту личности. В обществе человек находит те ограничения, которые вытекают из ее разумной сущности, с самого основания его свободы. И именно с этих позиций Гегель считал возможной гармонию между индивидом и обществом. И этот неизбежный и бесспорный связь индивида и общества приобретает в мыслителя характера высшей нравственной правды. Именно общество является живым воплощением идеи добра, которая без него или вне его остается абстрактной и бессильной. Чистая субъективность лишает человека прочных основ, и у него может возникнуть такое страстное стремление к объективному порядке, что она будет готова скорее унижаться до полной и рабской зависимости, чтобы избежать мук, которые связаны с внутренней пустотой и бессодержательность. Однако, подчиняясь этому порядку, индивид находит в нем собственную сущность, поскольку объективная мораль не является чем-то чуждым субъекту. Создавая для него обязанности, она не ограничивает, а скорее освобождает его - от подчинения непосредственным стремлениям и от гнета субъективной неопределенности. Она указывает ему путь к высшей нравственной свободы и, формируя его характер, превращает склонность к добру в постоянную свойство, делает ее правом, привычкой, второй природой. Итак, вместе с утверждением и осуществлением объективной морали получает прочную основу и субъективная мораль. Произвол отдельного индивида, который противостоял общем порядке, исчезает. Субъективность как необходимая почва для бытия свободы становится адекватной самому понятию и сущности свободы. Однако надо заметить, что Гегель имел в виду не личные эмпирические явления, а их моральную основу. Идеальной формой примирения он считал не любое проявление государственной идеи, а только ее выше завершения, венец истории, последнюю универсальную форму мирового духа. По этому поводу он писал: "Государство в себе и для себя является моральная целостность, осуществление свободы, и абсолютная цель разума заключается в том, чтобы свобода действительно была. Государство есть дух, который находится в мире и реализуется в нем сознательно, тогда как в природе он получает действительность только как другого себя, как дремлющем духа. Только как существующий в сознании, знающий самого себя как существующий предмет, он является государство. В свободе надо исходить не из одиночного и поодинокости сознания, а только с его сущности, ибо эта сущность, независимо от того, знает человек об этом или нет, реализуется как самостоятельная сила, в которой отдельные индивиды не более чем моменты: государство -- это шествие Бога в мире; ее основой служит власть разума, осуществляющего себя как волю. Мысля идею государства, надо иметь в виду не отдельные государства, не отдельные институты, а идею для себя, этого действительного Бога ".

Признавая правовое государство высшей ценностью, высшим воплощением Бога на земле, Гегель одновременно неразрывно связывает ее с идеей свободы. По сути, его целью является согласовать общее и конкретное, свободу и закон, личность и государство. Согласно гегелевской диалектической схемой, субъективность - это необходимая почва для бытия свободы и необходимое требование нравственной идеи. Однако, чтобы стать реальностью, она должна прийти в тесной связи с объективным порядком. Очень важно подчеркнуть, что в данном случае Гегель имеет в виду не любое государство и не любой ее проявление. Собственно в труде "Философия права" он стремится представить идеальную основу действительного государства. Идея мыслителя заключается в том, что в государстве следует уважать проявление Божественного духа, подобно тому, как мы уважаем и видим его в физической природе. Эта установка только подчеркивает требование, чтобы государство отвечало своей идее, или, другими словами, "в государстве не следует стремиться ничего другого, кроме того, что является воплощением разумности". Именно в этом смысле Гегель говорит о государстве как о реальности нравственной идеи, проявления в государстве силы ума. Поэтому, собственно, говоря о государстве, он постоянно подчеркивает, что речь идет о "развитые государства нашего времени", те же государства, которые не соответствуют указанным требованиям, он считал незавершенными. По словам Гегеля, такие государства только существуют, однако не имеют действительности - той действительности, которая определяется разумом и требуется моральной идеей. Именно в этом контексте следует понимать утверждения Гегеля: "Все действительное разумно, все разумное действительное", поскольку мыслитель не все существующее считал действительным. Под действительностью он понимал ту высшую реальность мирового и исторического процесса, в которой осуществляется закономерное движение духа.

Рассматривая политико-правовую концепцию Гегеля, важно отметить и то, что он был первым, и не только в немецкой философии права, кто между индивидом и государством указал на общественную среду, т.е. на гражданское общество, как на особый элемент, который имеет значение и для личности, и для государства. Общественная среда является выражением частных интересов индивидов, и именно эта среда - гражданское общество - является одной из принципиальных отличий, отличающих старый и новый мир. Развивая свои взгляды на государство, мыслитель подчеркивал необходимость единства государственной жизни, как основы нормального политического бытия, и именно с ней он связывал сферу личной свободы. Итак, идея государства осмысливается Гегелем с двух сторон: с одной стороны, устанавливается принцип единства власти, как необходимой основы юридического порядка, с другой - развивается идея о гарантиях личности против всеобъемлющей могущества государства. Эти два момента постоянно вступают между собой в противоречие. В государственно-правовой жизни это и есть воплощение диалектического принципа единства и борьбы противоположностей. В этом аспекте важно подчеркнуть, что Гегель ставит государство наравне с обществом, которое он считал организацией практических интересов и личной свободы, независимой от объединяющих функций государства.

Как же Гегель понимает единство государства?

Основной принцип единства касается устройства власти. Организация власти требует ее структурализации. Разнообразные функции и связанные с ними полномочия поручаются отдельным органам. Но это распределение властей не следует понимать, как абсолютную их самостоятельность. Все государственные органы - это только моменты единого целого. По мнению Гегеля, это единство должно иметь свое воплощение в одному конкретному лицу - монарху, который представляет собой своеобразное живое воплощение государственного объединения. Однако речь идет о такой монархию, в которой монарх ограничен законом, и, подчеркивает Гегель, если конституционный строй крепкий, то часто монарху не остается ничего более, как просто поставить свое имя, что и означает завершено решения данной проблемы. В таком аспекте все отдельные власти и дела в государстве не могут иметь ни самостоятельного значения, ни зависеть от индивидуальных интересов. В этом контексте Гегель рассматривает и суверенитет государства. Для него суверенитет - это воплощение органического единства государства. Поэтому истинное воплощение суверенитета он считал возможным только по конституционной монархии, которая одна только и может быть должным структуризована и организована. Поэтому объединяющий влияние суверенитета является продолжением той внутренней субстанциарнои единства, которая присуща государственному организму и проявляется в сознании граждан в виде чувства патриотизма. Исходя из этих соображений Гегель придавал большое значение органическом строении общества, которая проявляется в развитии общественного и корпоративного жизни. Только органическое развитие и единство частных сфер позволяют говорить о правомерности власти в государстве, только при этом условии целое, то есть государство, является действительной силой и властью. В противном случае, по Гегелю, это целое превращается в массу отдельных атомов, поэтому государственная власть должна оставлять нетронутой органическое строение общества и законодательство должно учитывать эту органическую строение народа. А в законодательной власти должны быть представлены не отдельные лица как таковые, а народ как целое, со своим органическим разделением на сословия и корпорации. В целом в концепции Гегеля идея органического разделения общества имеет очень большое значение. В этом мыслитель видел воплощение нравственной жизненности государства. В развитии духа общественности, общественного единства, по мнению Гегеля, заключается глубина и сила государства. Это внутреннее, самобытное жизни общества обеспечивает государству его моральный и правомерный характер и создает для власти нормальное и правомерное положение. Именно поэтому Гегель предпочитает сильной, но децентрализованной государстве, где центральная государственная власть предоставляет своим подданным свободу во всем, что не относится к прямому назначения государственной власти, т.е. ее организация и хранения, внутренняя и внешняя безопасность.

Священным долгом центральной власти (правительства) есть, согласно Гегелю, как предоставление гражданам такой свободы и самостоятельности, так и ее защита от различных посягательств. Гегель подчеркивал, что государственная организация централизованного типа имеет существенный недостаток по сравнению с децентрализованной, поскольку не может рассчитывать на свободную поддержку своих подданных, на их чувство собственного достоинства и желание служить опорой государству - тот могучий дух, который проявляется только в таком государстве, где все, что возможно, верховная власть передает на решения самим гражданам. Гегель подчеркивал, что в государстве следует различать, с одной стороны, то, что нужно государственной власти, а, следовательно, должно находиться в ее компетенции; с другой - то, что необходимо организованном в общество народу, но является случайным или необязательным для государственной власти. Счастливым Гегель считал народ, которому государство оказывает значительную свободу деятельности в вопросах общего характера, не имеющих первоочередное значение для государства в целом. В таком случае и само государство, опираясь на свободный дух своего народа, становится бесконечно сильной и мощной. Ввиду этого, Гегель большое внимание уделял механизмам, которые призваны обеспечивать развитие общества и его взаимодействие с государством. В организации представительных собраний с публичными дебатами, в свободе мысли и развития прессы он усматривал гарантию того, что общий интерес проникает в массы народа и проходит через сознание граждан.

Рассматривая политико-правовую концепцию Гегеля, важно отметить, что большое внимание он уделял национальным особенностям того или иного народа, как определяющему фактору его государственно-правового развития. Мыслитель подчеркивал, что модернизация государственно-правовой жизни является результатом самобытного развития каждой отдельной нации и не может быть решена путем простого заимствования достижений других народов.

Идея государства, по Гегелю, проявляется трояко: 1) как непосредственная действительность в виде индивидуального государства, т.е. в данном аспекте речь идет о государственном устройстве и внутреннее государственное право, 2) в отношениях между государствами как внешнее государственное право, 3) во всемирной истории.

Государство как действительность конкретной свободы есть индивидуальное государство. В своем развитом и разумном виде такое государство представляет собой основанную на разделении властей конституционную монархию. Тремя разными властями, на которые делится политическое государство, являются: законодательная власть, представительная власть и власть монарха. Гегель не соглашается со взглядом Локка и Монтескье о самостоятельности властей с их взаимным сдерживанием, поскольку в данном случае прогнозируется их взаимная враждебность и противостояние. По Гегелю же, все эти власти исходят из интересов мощи целого и все они подчиняются интересам государства. Представительная власть, в которую Гегель относит и судебную, определяется им, как власть, которая подводит особенные сферы и отдельные случаи под общее. Задача представительной власти - выполнение решений монарха, поддержание существующих законов и учреждений. Законодательная власть - это власть, функцией которой является определять и устанавливать основы законодательства и устройства государства. В второй аспекте государства относятся друг к другу, как самостоятельные, свободные и независимые индивидуальности. В этом контексте он рассматривает и проблемы войны и мира, анализирует взаимосвязь внутренней и внешней политики государства, представляет характеристику войны как фактора и формы политики. При этом следует отметить реализм, с которым он подходит к рассмотрению этой проблемы. Взаимоотношения разных государств Гегель трактует, как коллизионные, конфликтные столкновения противоположных интересов, прав и сил. Делом комбинации сил и политического решения есть ответ на вопрос о защите интересов и прав, которым угрожает опасность. И в условиях конфликта война решает вопрос не о том, какое из двух прав, столкнулись, является настоящее, поскольку, по сути, оба эти права являются подлинными, а вопрос о том, какое право должно уступить другому. Именно поэтому Гегель подчеркивал, что гарантией независимости государства является ее вооруженные силы, развитым состоянием которых является постоянная армия.

Всемирная история как прогресс в осознании свободы представляет собой, по сути, историю суверенных государств (нравственных субстанций), историю прогресса в государственных формированиях.

Что же касается понятия права, то в гегелевской концепции оно имеет несколько значений: 1) право как свобода (идея права); 2) право как определенная степень и форма свободы (особое право); 3) право как закон (позитивное право).

На ступени объективного духа, где все развитие определяется идеей свободы, "свобода" и "право" выражают один смысл. В этом аспекте философии права можно было бы назвать философией свободы.

Во втором аспекте система права как царство реализованной свободы представляет собой иерархию особых прав от абстрактных форм до конкретных. На вершине иерархии "особых прав" стоит право государства, над которым есть только право мирового духа. Поскольку в реальной действительности "особые права" всех ступеней (личности, ее совести, преступника, семьи, общества, государства) данные одновременно, то окончательно истинно право следующей степени.

И право как закон, или позитивное право, является одним из "особых прав". Превращение права в себе в закон путем законодательства придает праву формы всеобщности и подлинной определенности. Предметом законодательства могут быть только внешние стороны человеческих отношений, а не их внутренняя сфера. Различая право и закон, Гегель одновременно стремился избежать их противопоставление. Он считал неправильным превращать различие между естественным или философским, правом и позитивным правом в их противопоставление. Вместе с тем мыслитель признает, что содержание права может быть искажен в законодательном процессе, поэтому он допускает, что не все данное в форме закона есть право. Однако, в "Философии права" Гегель пишет: "... то обстоятельство, что насилие и тирания могут быть элементом позитивного права, является для последнего чем-то случайным и не касается его природы". По своему определению, положительное право как ступень самого понятия права умное. Закон - это конкретная форма выражения права. В законах находит свое воплощение национальный характер народа, уровень его исторического развития, естественные условия его жизни. Но эти факторы не влияют на сущность права. В гегелевском учении тремя главными формами свободной воли и соответственно тремя основными уровнями развития понятия права являются: абстрактное право, мораль и нравственность. Учение о абстрактное право включает в себя проблематику собственности, договора и неправды; учение о морали - умысел и вину, намерение и благо, добро и совесть; учение о нравственности - семью, гражданское общество и государство.

Абстрактное право является первым уровнем в развитии понятия права от абстрактного к конкретному. Это право абстрактно свободной личности. Абстрактное право имеет тот смысл, что вообще в основе права содержится свобода отдельного человека (лица, личности). Личность, по Гегелю, подразумевает вообще правоспособность. Абстрактное право - это способность всех последующих более конкретных определений свободы и права. На этой стадии положительный закон выражается единой формуле - "будь лицом и уважай других как человек".

Свою реализацию свобода личности находит, согласно Гегелю прежде всего в праве частной собственности. Итак, философ обосновывает формальное, правовое равенство людей: люди равны именно как свободные личности, равны в их одинаковом праве на частную собственность, однако не в размере владения собственностью. Основываясь на таком утверждении, Гегель отвергает рабство, крепостничество, общность имущества. Отчуждение правоспособности, личной свободы, нравственности, религиозности является несправедливым и подлежит преодолению. "Естественной вещью является абсолютное право раба освободиться", - подчеркивал Гегель. Важное место в этом аспекте Гегель отводит договора, в котором друг другу противостоят самостоятельные лица - владельца частной собственности. Он подчеркивал, что предметом договора можно считать лишь единственную вещь, которая только и может быть отчуждена. Общее же содержится в моральности и государству. То есть ни семья, ни государство не является и не может быть предметом договора. Договорные отношения - это отношения частной собственности.

Другим важным направлением учение о абстрактное право есть понятие лжи (простая ложь, обман, принуждение и преступление). Преступление - это сознательное нарушение права как права, и наказание является не только средством восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенным уже в его деянии - поступке свободной личности. Наказание преступления, по Гегелю, есть, по сути, конкретизацией абстрактного права к морали. На этом уровне, когда личность абстрактного права становится субъектом свободной воли, впервые приобретают значение мотивы и цели поступков субъектов. Требования субъективной свободы состоят в том, чтобы о человеке судили по ее самоопределения. Только через поступок субъективная воля достигает объективности и соответственно сферы действия закона, поскольку моральная воля не может быть уголовным.

Абстрактное право и мораль являются двумя односторонними моментами, которые приобретают свою действительности и конкретности в нравственности, когда понятие свободы обьективуеться в наличном мире в виде семьи, гражданского общества и государства.


 

23 вопрос. Марксизм возник в 40-х гг. прошлого столетия. Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895) пытались выяснить условия и указать пути реального освобождения трудящихся от какой бы то ни было эксплуатации, от всяких форм социального угнетения, бесправия, неравенства. Они поставили перед собой задачу наметить контуры строя, который сможет преодолеть отчуждение труженика от собственности и власти, наиболее разумно организует общественную жизнь, обеспечит свободное гармоничное развитие личности.

Увлеченные прежде всего и главным образом этой проблематикой, К. Маркс и Ф. Энгельс, естественно, обратились к широкому кругу прямо связанных с нею вопросов государства, права, законодательства, политики. Плодом такого обращения и явилась марксистская историко-материалистическая концепция государства и права.

Специфика марксистского подхода к изучению государства и права – анализ явлений политической и правовой жизни в первую очередь как органических составных частей (моментов) классовой общественно-исторической формации, отказ от усмотрения в политико-юридических институтах феноменов религиозного, психологического, этнического и тому подобного порядка. Упомянутый подход зиждется на идее зависимости государства и права прежде всего и главным образом от уровня общественного разделения труда, классовой структуры и соотношения классовых сил в обществе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: