Вопрос. Государственно-правовое учение Руссо.




Первое сочинение — «Рассуждение о науках и искусствах» 1750 г. Ссылаясь на древних, показывает, что народ играл роль, которая сохраняет в себе первобытную чистоту. Просвещение вредно, культура есть ложь и преступление.

«Рассуждения о происхождении и основах неравенства между людьми» (1754 г.) — необходимо представлять человека в естественном состоянии. Первоначально люди жили разобщенно. С полной свободой соединяется совершенное равенство. Человек мог оставаться в таком состоянии всегда, но препятствия возбудили деятельность мысли — изобретаются орудия труда, способ возделывания земли => возникла собственность — все бедствия человеческого рода. Таково было происхождение общества и законов. Искал идеал в диком состоянии, где он видел равенство.

«Сочинение об общественном договоре» - 1762 г. Обращается к единственному основанию человеческого общежития — общественному договору. Сущность — каждый отдает себя и свои права в пользу общества. Выгоды для человека — получение гражданской свободы, собственность обеспечивается государством, законное равенство. Оставаясь на почве индивидуализма, намерен сохранить в государстве личную свободу человека и сделать это, давая каждому члену общества неотъемлемое права участвовать во всех общественных решениях.

Руссо осуждает всякое представительство, т.е. верховная власть никому не может быть передана, как только передается — уничтожается ее смысл; народная свобода существует только в момент избрания. Верховная воля должна быть единой и нераздельной.

Надо отличать общую волю от воли всех. Общая воля то, на чем сходятся все человеческие воли. Воля всех совокупность человеческих воль, из которых каждая стремится к собственному интересу. Чтобы получить первое из второго надо откинуть разногласия, устранить крайние из воль, в остатке — общая воля.

Неотъемлемая принадлежность верховной власти — законодательство. Закон есть выражение общей воли на счет общего предмета. Общая воля должна быть постоянной, распространенной на всех. Целью законодательства является свобода и равенство.

Правительство — только исполнитель законов. Законодатель всегда народ, он суверен, но не может быть правителем. Правительство — посредник между верховной властью и подданными.

Составом правительства определяется форма правления. Руссо выделяет демократию, аристократию, монархию и смешанные формы. Руссо склоняется на сторону аристократии и выделяет три ее формы:

1. Естественная – власть, основанная на авторитете родовых старейшин

2. Наследственная — худшая из всех

3. Выборная — лучшая, т.к. здесь самый мудрый и достойный управляет народом, имея в виду не собственную выгоду, а выгоду народа.

Руссо не признает установления договора между правителем и народом, т.к. договор предполагает независимость и равенство участников. Поэтому установление правительства — это акт народной воли. Правители всегда могут быть удалены.

Религия: придумывает чисто гражданскую религию, где верховная власть требует от граждан только то, что требуется для общественной пользы, предоставляя гражданам в остальном верить так, как им хочется.

Догматы:

1. Признание божества, бессмертия души, будущих наград и наказаний

2. Святость общественных договоров и законов. К вере никого принуждать нельзя, но каждый неверующий должен изгоняться из государства как враг общества.

В теории Руссо много противоречий (неограниченная свобода человека и подчинение индивидов обществу).


 

18вопрос Позитивистская социология Огюста Конта

 

Предшествующий этап развития мировой философской и социологической мысли во многом подготовил и теоретически, и методологически новое научное направление, сосредоточенное на характере взаимодействий человека и общества, т.е. на социальных отношениях. Потребность в таком научном правлении была актуальна и для социальной практики. Ответом на эти социальные запросы послужили работы Огюста Конта.

Огюст Конт родился в Монпелье в 1798 г в семье чиновника, окончил Политехническую школу в Париже, несколько лет был секретарем Сен-Симона. Социальные и политические потрясения, вызванные Французской революцией, оказали на сознание Конта огромное влияние. Он стал активно выступать против метафизических воззрений века Просвещения, которые господствовали во Франции до революции. Основной смысл преодоления метафизики он видел в том, чтобы выработать рациональный, научный взгляд на общество. Этому должны были послужить наблюдение и эксперимент.

О. Конт обозначил важный рубеж интеллектуально-филосовской эволюции общественной мысли. В своей работе «Курс позитивной философии» (1910), Конт рассматривает «закон трех стадий» развития интеллектуального сознания человечества, исторически и логически объединяя теологию, метафизику и позитивизм, тем самым подчеркивает непрерывность социального познания общества и человека. Он пишет, что основной переворот, характеризующий столетие возмужалости нашего ума, по существу заключается в повсеместной замене недоступного проверке опытом определения причин в собственном смысле слова простым исследованием законов, т.е. постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями.

Интерес к социальному прогрессу побудил Конта заняться социальной теорией, провести четкое различие между социальной философией и самостоятельной областью исследования социальных явлений, которую он назвал социальной физикой или социологией (хотя она иногда называлась политикой в очень широкой трактовке этого понятия).

При изучении социальной сферы, утверждал О. Конт, необходимо не полагаться на догадки, а опираться на наблюдения, социальный эксперимент, сравнительные методы. При этом изучение социальных явлений не может быть абсолютным, а всегда останется относительным, в зависимости от нашей организации и нашего положения в ней.

С точки зрения О. Конта, наука социология должна отвечать не только на вопрос, но и уметь предвидеть и решить возникающие проблемы. Для этого необходимо не обобщать данные опыта, а лишь описывать их, свести явления к наименьшему числу внешних связей по их последовательности и сходству. Конт выдвигает ряд положений о классификации наук, объективной основой которой являются различные формы движения материи.

В предложенной классификации науки располагаются от более общих к более частным и более сложным для изучения, а потому результатом их изучения явилось менее точное значение. Одно из первых мест в этой классификации занимала метафизика, которая ранее других перешла в позитивную стадию, затем астрономия, физика и другие естественные науки. На последнем месте была социология – наука об обществе, которое Конт представлял как функциональную систему, основанную на разделении труда.

Программу изучения социологии Конт разделил на две части: социальную статику, анализирующую равновесное состояние «организма» человеческого общества, взаимосвязь компонентов (т.е. социальную структуру), и социальную динамику (социальную кинетику), изучающую различные изменения или последовательные состояния взаимосвязанных социальных фактов. Социальная динамика в значительной мере отождествлялась с прогрессом и стала преобладать в его научных идеях. Сам Конт считал, что динамику и статику можно отделять друг от друга только в целях анализа, и это отличие не должно предполагать наличие двух классов фактов, скорее, они являются двумя аспектами единого подхода к изучаемым социальным явлениям.

По мнению Конта, любая наука должна заниматься классификацией феноменов, которые являются предметной областью ее изучения, а не анализировать лишь причины (как метафизика) или искать абсолютные истины (как теология). Отсюда суть его социально - философской позиции: все существующее существует только в той мере, в какой это будет доказано наукой. Это возможно в том случае, если будут изучаться реальные факты общественной жизни.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: