Теократические теории 4-5 вв. (Св. Августин, Иоанн Златоуст)




Признание христианства государственной религией не исключало того, что между императорской властью и церковью временами возникали трения. С одной стороны, императоры не были чужды взгляда на священников как на своих чиновников, обязанных исполнять императорские веления; порой императоры притязали на авторитарные решения даже и чисто религиозных вопросов. С другой стороны, духовенство, сильное своей организацией и идейным влиянием, отнюдь не желало превращаться в послушных исполнителей велений светской власти. Более того, церковь притязала не только на полную независимость в религиозных делах, но и на участие в политической власти, требуя помощи государства в насаждении христианства, в борьбе с ересями, в умножении и охране церковных богатств.

Притязания церкви на участие в государственной власти обосновывались так называемыми теократическими теориями.

Одним из первых теоретиков теократии был константинопольский епископ Иоанн Златоуст (345-407 гг.). Из слов апостола “всякая власть от бога”, рассуждал Златоуст, не следует, что каждый князь лично ставится богом - богом дан лишь общий принцип власти. Библейские сказания свидетельствуют, что цари, вмешивавшиеся в дела церкви, - не истинные цари, они несли наказания за такое вмешательство.

Заметной вехой в развитии политико-правовой идеологии христианской церкви в эпоху рабовладения было учение гиппонского (Северная Африка) епископа Аврелия Августина (354-430 гг.), прозванного православной церковью “Блаженный”, а католической - признанного святым и учителем церкви.

В произведении “О граде божием” Августин писал, что в мире существует два государства: “божий град” (церковь) и “град земной” (государство). К церкви подходит определение государства, данное Цицероном, так как лишь в церкви - право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой. К граду божию принадлежит первый праведник - Авель. Основателем града земного был братоубийца Каин; государство - создание человеческое, его цель - временная, оно создано насилием, держится принуждением.

Оправдание государства в том, утверждал Августин, что оно поддерживает земной, временный порядок, причем и тут государства разные: есть два вида земных царств.

Одни - организации насилия и разбоя, они начинаются с братоубийцы Каина, продолжаются братоубийцей Ромулом, олицетворяют грех, несправедливость, насилие, “общество нечестивых”. Другие царства - это “христианские государства”, власть которых основана на заботе о подвластных.

В конечном счете оправдание государства - в служении церкви, в помощи небесному граду направлять мир земной к миру небесному, сохранять и поддерживать единство образа человеческих мыслей и желаний.

Августин - один из первых церковников, призывавших насильственно приобщать к христианской церкви, вооруженным путем искоренять ереси. Он настаивал на присылке в Африку войск для подавления агонистиков.

Источник зла - свободная воля людей, влекущая их от единства к множеству. В делах веры это очень опасно. Во времена Августина большая часть населения Римской империи держалась прежних, языческих культов. Церковь тревожили и неподвластные ей христианские секты еретиков. Поэтому Августин призывал использовать принуждение для крещения язычников и искоренения ересей.

Оправдание государства, по Августину, - и в поддержании социального порядка. Августин выдвинул новый довод в обоснование рабства. Рабство не создано ни природой, ни правом народов. Источник рабства - прегрешение библейского Хама. Источник рабства отдельных людей - военный плен, причем и это имеет оправдание, поскольку войны, по учению Августина, не противоречат божьим заповедям.

Божественным установлением являются и частная собственность, имущественное неравенство, деление на бедных и богатых. В произведениях Августина христианское вероучение открыто и откровенно приспосабливается к самым земным интересам власть имущих.

Характеризуя “христианское государство” как образец “земного града”, Августин считал, что государство лучше всего действует, будучи основано и связано верой и прочным согласием, когда все любят общее благо; высшее же благо есть бог”. Практически образцом этого идеала явилось рабовладельческое христианское государство, управляемое при участии духовенства, насильственно подавляющее инакомыслие, ведущее агрессивные войны.

Теократические идеи Августина в определенной мере осуществились в Восточной Римской империи (Византии). Тесный союз церкви и государства, переплетение их механизмов создали теократическую империю, задержавшую распад рабовладельческого строя.


 

8 вопрос. Учение Ф. Аквинского о государстве и праве.

Ф. АКВИНСКИЙ (1225-1274). Философская мысль в Средние Века не имела самостоятельного развития. Человеческая мысль была поставлена в зависимость от религии, которая пыталась подчинить богословским канонам все науки.

Авторитеты в области фсф были Платон и Аристотель. Следовать им было невозможно, т.к. они были язычниками, и во многом противоречили христианству. Свое наивысшее развитие схоластическая фсф приобрела при Ф. Аквинском. Он был аристократического происхождения, преподавал в Парижском Университете.

«Богословская сумма» – фундаментальный труд по всем наукам, в т.ч. отдельную главу посвятил государству и праву.

Фома разделяет человеческие добродетели на естественные, т.е. это добрые качества души, приобретаемые естественными силами человека, и «влитые » (богословские) — это добрые качества души, которые сообщаются нам благодатью, вливаются богом.

4 вида законов:

1. Вечный – сам божественный разум управляющий миром.

2. Естественный – это отражение вечного закона в человеческом разуме. Основное начало здесь: надо делать добро и избегать зла.

3. Человеческий – нужен для дисциплины.

4. Божественный – содержится в божественном откровении — Священном Писании. Он нужен для исправления несовершенства человеческого закона.

Взгляд на государство

Все должны иметь какое-либо участие в верховной власти, чтобы сохранялась доля народа. Наилучший образ правления – тот, где правит один с добродетелью. Затем — аристократия (где правят немногие, движимые добродетелью). Третье место у демократии.

Сочинение «О правлении князей» осталось неоконченным. Следуя Аристотелю, выделяет три правильных (монархия, аристократия и полития) и три искаженных (тирания, олигархия и демократия). Вопрос об их преимуществе решает в пользу монархии.

У Аристотеля мотивом деятельности правителя считается сознание его зависимости от государства, общности интересов, а у Фомы – это Божья воля, ставящая правителя над государством.

На вопрос, должны ли крестьяне повиноваться светским властям, Фома отвечает, что вера в Христа не освобождает от повиновения светской власти.

Власть может быть не от Бога:

1. По неправильному приобретению

2. По злоупотреблению, которое может быть двоякообразно:

- повелевается то, что противно велению божьему, т.е. грех. Подданные должны ослушаться вплоть до восстания.

- повелевается то, на что не простирается власть правителя. Подданные не обязаны подчиняться, но не обязаны и ослушаться.

Вопрос о собственности

Собственность – дар Бога человеку, и пользоваться ей надо с чувством ответственности перед дарителем. Она бывает частная, но должна служить общему благу. Никто не должен иметь больше, чем ему нужно для удовлетворения жизненных потребностей.

В 1879 году Папа Лев 13 объявил учение Фомы Святого истинным в католической вере.


 

9 вопрос. Учение Н. Макиавелли о государстве и политике.

Н. МАКИАВЕЛЛИ (1469-1527). Труды — «Рассуждения на 1-ю декаду Тита Левия» и «Государь».

По его мнению, люди по природе злы и склонны предаваться дурным наклонностям при всяком удобном случае. Правитель должен исходить из того, что люди неблагодарны, трусливы, падки на прибыль. Главное в достижении основной цели — общественное благо, для этого можно пойти на любые меры. Его идеал — республика в Риме.

«Рассуждения на 1-ю декаду Тита Ливия» начинаются с размышлений о формах правления. Здесь он следует Полибию. Наилучшее правление — смешанное (монархия+аристократия+демократия). Из чистых форм предпочитает демократию. Необходимое условие демократии — гражданская доблесть.

Аристократическое устройство — для небольших замкнутых государств, но не для государств, которые постоянно воюют, где необходима поддержка народа. Хорошим средством воздействия на народ считает религию. Религия может использоваться для воспитания рабской покорности и гражданской доблести.

В республике следует обуздывать сильных личностей, не допускать их выдвижения — они опасность для народного правления. В республике необходима строгость нравов, считает необходимым учреждение цензоров, надзирающих за гражданами.

Для увеличения своего внешнего могущества у народа 3 пути:

1. Союз равносильных государств (хорош для обороны)

2. Главенство над союзниками (наиболее приемлемый)

3. Совершенное покорение других народов (ненадежно, т.к. трудно долго удерживать в подчинении).

«Государь» Макиавелли начал писать не закончив 1-ю книгу. Противоречия с первой книгой: выступает в пользу деспотизма. Он говорит, что развращенный народ спасет только монархия — это наиболее приемлемая форма.

«Главная основа всех государств — хорошие законы и войско» (не наемное, а свое). Одна из причин гибели Рима- использование наемников. Союзнические войска также опасны для государя, поэтому главная его забота должна быть устремлена на военное дело, и кто ей пренебрегает, тот рискует лишиться власти.

Гражданские средства укрепления государства

Кто поступает добродетельно, тот обязательно будет обманут => правитель должен быть скуп, чем щедр / его должны больше бояться, чем любить. Слово надо держать, когда это выгодно. Государь должен сочетать в себе силу льва и хитрость лисицы. Для достижения своей цели он может прибегнуть ко лжи и вероломству, к жестокости.

Это сочинение было переведено на многие языки. «Макивеаллизм» теперь в политике означает политику циничную, направленную на сохранение власти любой ценой. Приверженцы Макиавелли считают, что политику вообще нельзя подвести под точку зрения безусловной направленности, т.к. цель в политике – общее благо, и эта цель нравственна. Для спасения же народа можно жертвовать иными, более важными нравственными соображениями. Макиавелли в холодных и жестких аксиомах лишь фиксирует современную ему эпоху, порядки Италии. Кончается «Государь» призывом к Медичи освободить Италию от варварства. До конца жизни он остается патриотом страны.

………………………..



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: