Языковое и терминологическое определение понятия «аль-иттиба’»




Аль-Иттиба’

(Следование истине)

 

 

Имам

Ибн Аби-ль-‘Изз аль-Ханафи

(731-792 г.х.)

 

www.Asar-Forum.com

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

 

Введение

 

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам.

А затем:

 

О книге «аль-Иттиба’» имама Ибн Аби-ль-‘Изза аль-Ханафи

С позволения Всевышнего Аллаха предлагаем уважаемому русскоязычному читателю книгу выдающегося учёного и автора известного комментария к книге «‘Акыда ат-Тахауия» имама Ибн Аби-ль-‘Изза аль-Ханафи под названием «аль-Иттиба’».

Причиной написания этой небольшой, но весьма содержательной и полезной книги имамом Ибн Аби-ль-‘Иззом стало то, что известный ханафит его времени Акмалюддин аль-Бабарти написал небольшое послание под названием «Нукат аз-зарифа фи тарджих мазхаб Аби Ханифа» о превосходстве мазхаба имама Абу Ханифы (да смилуется над ним Аллах) над прочими мазхабами и его превосходстве над прочими муджтахидами [1], а также то, что мусульмане обязаны делать такълид [2] именно за ним. В этом послании аль-Бабарти говорил следующие слова: “Если ты не считаешь это (такълид за Абу Ханифой) обязательным, то я не могу представить, какой превосходный разум и здравое мышление могут не быть убеждёнными в том, что он лучше других?!” См. “Тарджих аль-мазхаб” 72.

Нет сомнений в том, что такое фанатичное отношение к одному из сотен великих имамов-саляфов не является одобряемым в нашей великой и справедливой религии. И, несмотря на то, что сам Ибн Аби-ль-‘Изз был ханафитом, сыном ханафита и внуком ханафита, изучавшим и преподававшим ханафитский мазхаб, он был беспристрастным, как и многие великие имамы ахлю-Сунна, и написал опровержение этой статье, поскольку, по его мнению, в ней содержались такие положения, которые могли стать причиной порицаемого фанатизма и раскола среди мусульман.

В своём послании имам Ибн Аби-ль-‘Изз затрагивает такие положения, как:

- разъяснение сути такълида и опровержение фанатичной приверженности мазхабу;

- указание на отличие мнений Абу Юсуфа и Мухаммада ибн аль-Хасана аш-Шейбани от мнений своего учителя Абу Ханифы (да помилует их Аллах) чуть ли не в трети его мазхаба;

- разъяснение того, что фанатичная приверженность к одному конкретному человеку порицаема и является из деяний заблудших шиитов-рафидитов;

- указание на то, что мазхабный фанатизм является причиной слабости, разделения и раскола исламской общины;

- указание на группы, которые впали в ту или иную крайность в отношении имама Абу Ханифы, и разъяснение истины, которая посередине;

- разбор несостоятельности аргументов приверженцев такълида в противоречии Священным текстам Корана и Сунны;

- опровержение автору (аль-Бабарти) в утверждении наличия 20 000 отмененных хадисов;

- упрек в адрес имама аль-Бухари со стороны фанатиков и опровержение им;

- разъяснение термина «иман» и того, что в него входят как слова, так и дела;

- почему автор (аль-Бабарти) все свои вопросы противопоставлял именно мнению имама аш-Шафи’и и не упомянул никого другого, кто также имел отличные от Абу Ханифы мнения;

- приведение слов выдающихся учёных о порицании такълида и обязательности следования религии на основе знания доводов;

- разъяснение того, что фанатичная приверженность кому-либо, кроме Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и убеждение об обязательности этого могут быть очень опасными для носителя этих заблуждений.

- к чему приводит излишество в отношении праведников;

- как появлялась фанатичная приверженность мазхабам;

- когда и как появилось нововведение наличия четырех имамов, проводящих намаз в Заповедной мечети (аль-Харам) и в соборной мечети Омейядов;

А также и другие важные вопросы.

 

По данной теме имамами и учёными Ислама было написано немало трудов, однако этот труд был выбран нами не случайно, а по причине следующих преимуществ:

Во-первых, книгу «аль-Иттиба’» весьма сильно хвалили и советовали читать многие учёные ахлю-Сунна.

Во-вторых, эта книга принадлежит перу известного имама, жившего семьсот лет назад, когда наиболее остро ощущались проблемы разделения мусульман по мазхабному признаку.

В-третьих, в этой книге содержится яркий пример того, как сильно могут отличаться подходы двух представителей одного мазхаба к вопросам такълида и тамазхуба [3].

В-четвёртых, оба этих имама причисляли себя к одному и тому же мазхабу, что исключает факт того, что причина опровержения одного другим была вызвана мазхабной враждой, как это часто происходило между представителями различных мазхабов.

В-пятых, автор этой книги, несмотря на то, что был ханафитом, придерживался саляфитского вероубеждения, что было редкостью в среде поздних представителей ханафитского мазхаба, так как большинство из них были матуридитами и аш’аритами. [4]

В-шестых, эта работа очень содержательная, несмотря на относительно небольшой размер, а иначе это усложнило бы её выход в свет на русском языке, а также её чтение.

В-седьмых, эта работа весьма актуальна в наши дни из-за того, что в последнее время в русскоязычной среде активизировался призыв сторонников обязательности тамазхуба и такълида за конкретным мазхабом.

 

Для перевода нами было использовано второе издание этой книги, выпущенное в 1984 г. в городе Лахор в Пакистане под редакцией шейха Мухаммада ‘Атауллаха Ханифа, а затем и доктора ‘Асыма ибн ‘Абдуллаха аль-Къарьюти, с предисловием и примечаниями последнего.

Однако недостатком этого издания являлось то, что в нём отсутствовали некоторые слова из послания аль-Бабарти «Тарджих аль-мазхаб» из-за некачественности этой версии рукописи, по причине чего мы обратились к изданию книги аль-Бабарти, выпущенной под редакцией доктора Балля аль-Хасана ‘Умара, которая соответствовала оригинальной рукописи и не содержала таких ошибок.

Для извлечения максимальной пользы с этого благого труда под названием «аль-Иттиба’» имама Ибн Аби-ль-‘Изза аль-Ханафи мы сделали следующее:

- Упомянули в самом тексте книги «аль-Иттиба’» источники и достоверность хадисов, которые цитировал Ибн Аби-ль-‘Изз, ссылаясь при этом на признанных учёных-мухаддисов, а также и на исследования доктора ‘Асыма аль-Къарьюти.

- Упомянули источники слов саляфов и имамов, которых он цитировал.

- Постарались также снабдить этот благой труд различными примечаниями, приводя помимо прочего некоторые примечания и замечания докторов ‘Асыма аль-Къарьюти к книге «аль-Иттиба’» и Балля аль-Хасана ‘Умара к книге «Тарджих аль-мазхаб».

- Снабдили эту работу введением, в котором упомянули определение понятия «аль-иттиба’».

- А также привели подробную биографию автора – имама Ибн Аби-ль-‘Изза аль-Ханафи, опираясь на многочисленные источники, в числе которых исследовательская работа «Михна Ибн Аби-ль-‘Изз аль-Ханафи» шейха Машхура ибн Хасана Али Сальмана.

Просим Всевышнего Аллаха благословить этот труд и сделать его полезным для мусульман!

 

Языковое и терминологическое определение понятия «аль-иттиба’»

Что такое «аль-иттиба’» и почему имам Ибн Аби-ль-‘Изз аль-Ханафи назвал так свой труд?

Аль-Иттиба’ – от слова «иттаба’а», что означает: “следовать чему-либо, за кем-либо”, или же “подражать кому-либо”. См. “Лисан аль-‘араб” 8/27, “ас-Сыхах” 3/1190, “Ислях аль-уджух” 85.

Следует отметить, что слово «аль-иттиба’» может быть использовано как в благом значении, так и в порицаемом и запретном. Так, например, Всевышний Аллах сказал, порицая многобожников: «Когда им говорят: “Следуйте тому, что ниспослал Аллах”, – они отвечают: “Нет! Мы будем следовать тому, на чём застали наших отцов”. А если их отцы ничего не разумели и не следовали прямым путём?» (2: 170).

А в похвальном значении слово «аль-иттиба’» Всевышний Аллах использовал в отношении тех, кто последовал пути сподвижников из числа мухаджиров и ансаров, сказав: «Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними» (9: 100).

Также Всевышний Аллах сказал: «Обрадуй же Моих рабов, которые прислушиваются к словам и следуют наилучшим из них!» (39: 17-18).

 

Что же касается терминологического использования слова «аль-иттиба’», то обладатели знания давали ему различные определения, как: «следование Корану и Сунне», «держаться пророческого пути», «следовать тому, на чём были сподвижники», «следование истине» и т.п., хотя в действительности все эти значения близки друг к другу.

И с таким значением слово «аль-иттиба’» используется множество раз в Коране. Так, например, в одной только суре «Скот» в трёх местах говорится:

«Следуй тому, что дано тебе в откровении от твоего Господа» (6: 106).

«Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути» (6: 153).

«Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали. Следуйте же ему» (6: 155).

Также Всевышний Аллах сказал, пригрозив тем, кто не последовал пути Его Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и сподвижников: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжём в огненной Геенне» (4: 115).

Имам Ахмад сказал: “аль-Иттиба’ – это когда человек следует тому, на чём были Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники (да будет доволен ими Аллах)”. См. “Масаиль Аби Дауд” 171.

Также слово аль-Иттиба’ используется со значением: «следование мнению, на которое указывает довод», и именно в таком значении этот термин использовали многие факъихи. К примеру, имам Ибн Хууейз Миндад сказал: “аль-Иттиба’ – это следование тому, что подтвердил довод”. Ибн ‘Абдуль-Барр в “Джами’уль-баян аль-‘ильм” 2/993.

А в известной энциклопедии по фикъху сказано: “ аль-Иттиба’ означает: обращение к мнению, которое подтвердил довод ”. См. “аль-Маусу’а аль-фикъхия” 6/19.

 

Что же касается вопроса: «Являются ли термины «аль-иттиба’» и «ат-такълид» идентичными или между этими понятиями есть различие?», то относительно него были разногласия среди факъихов, однако многие признанные исследователи отвергали то, что эти положения могут быть идентичными. Так, например, хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Такълид для учёных – это не иттиба’, поскольку иттиба’ – это следование за сказавшим по причине того, что стало тебе известно о достоинстве сказанного им и правильности его мазхаба. А что касается такълида, то это когда ты используешь чьё-то мнение, не зная его довода и значения, отказываясь при этом от всего иного. Или же тебе стала ясной ошибка человека, но ты всё равно следуешь за ним, не желая противоречить ему, хоть ты и узнал про ошибочность его мнения. Опираться на такое, является запретным в религии Всевышнего Аллаха!” См. “Джами’у баян аль-‘ильм уа фадлих” 2/787.

Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Воистину, следует пути (имамов-муджтахидов) тот, кто следует за доводом, кто покоряется доводу, кто не избирает для себя конкретного человека помимо Посланника (мир ему и благословение Аллаха), ставя его мнения вместо Корана и Сунны и сопоставляя их с его словами. И становится ясным ложность, ошибочность и обманчивость понимания тех, кто сделал такълид иттиба’ом. Напротив, такълид – это противоречие иттиба’у! И воистину, Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха), а также обладатели знания разделили между этими понятиями, как и разделила между ними действительность”. См. “И’лям аль-мууаккъи’ин” 2/171.

Имам Салих аль-Фулляни, разъясняя разницу между понятиями «мукъаллид» и «муттаби’», сказал: “Мукъаллид – это тот, кто не спрашивает о постановлении Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха), а спрашивает только о мнении своего имама. Если даже ему обнаружилось, что учение его имама противоречит Книге Аллаха и Сунне Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха), то и в этом случае он к ним не обратится. Что касается муттаби’а, то он, прежде всего, спрашивает о велении Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха), а не интересуется мнением его мазхаба или кого-либо другого. Если он сталкивается с какой-то проблемой, то он не ищет ученого из своего мазхаба, а задает свой вопрос любому достойному ученому. Он не считает для себя обязательным соблюдение Ислама только в той форме, в которой ему разъяснил «его» учёный, до такой степени, что не будет слушать мнения других. Таково различие между такълидом, который характерен для поздних поколений мусульман, и следованием (иттиба’) тому, на чем были саляфы первых веков Ислама”. См. “Икъаз аль-химам” 123.

Шейх ‘Абдуль-‘Азиз ар-Раджихи сказал: “Понятия «такълид» и «иттиба’» сходятся в том, что в каждом из этих случаев человек берёт и поступает согласно мнению другого. Однако эти значения отличны тем, что в случае с такълидом – это принятие мнения и следование ему без аргумента и довода, а в случае с иттиба’ом – это принятие мнения и следование ему на основании довода и аргумента”. См. «ат-Такълид / аль-Фаркъ байна ат-такълид уаль-иттиба’».

А шейхуль-Ислям Ибн Таймия, говоря об обязательности иттиба’а, сказал: “Для всех творений является обязательным следовать Корану и Сунне! И это не является лишь желательной или просто похвальной вещью. Однако, воистину, это прямая и безоговорочная обязанность. Ведь Коран не был ниспослан, кроме как для того, чтобы быть руководством, а Посланник (мир ему и благословение Аллаха) не был послан, кроме как для того, чтобы за ним следовали. А противоречие этому – явное заблуждение”. См. “Маджму’уль-фатауа” 11/268.

И именно с таким значением имам Ибн Аби-ль-‘Изз назвал свою книгу «аль-Иттиба’».

 

Биография имама Ибн Аби-ль-‘Изза аль-Ханафи

 

Описание периода времени, в котором родился и жил Ибн Аби-ль-‘Изз

Прежде чем упомянуть биографию имама Ибн Аби-ль-‘Изза, хотелось бы вкратце и для большей пользы рассмотреть период времени, в котором он жил.

Следует отметить, что Ибн Аби-ль-‘Изз жил в 8 веке по хиджре во время правления мамлюков. В этот период исламский мир переживал серьёзные испытания, так как крестоносцы вторглись на земли Шама, нападая на города мусульман. И не успели мусульмане того времени оправиться от нападений крестоносцев, как на них обрушилась новая беда в виде татаро-монгольского нашествия.

Крестовые походы и татаро-монгольские нашествия на земли Шама оставили множество плохих следов, в числе которых разрушение политики и власти мусульман. В период с 648 г. по 792 г. у власти стояло около тридцати правителей, треть из которых была убита, треть свергнута, а треть либо сами оставили власть, либо умерли. См. “Тарих аль-Ислями аль-‘ахд аль-мамлюки” 35-36.

Это был период правления мамлюков, стоявших у власти в Шаме и Египте. И во время их правления были закрыты двери иджтихада, утверждены только четыре известных мазхаба и запрещены все остальные, а захиритов и муджтахидов, не желавших делать такълид за каким-то из четырёх мазхабов, попросту преследовали.

Так, известный историк аль-Макъризи об этих событиях писал: “Когда власть взял аз-Захир Байбарс аль-Бундукъдари, он назначил в Египте четырёх судей из числа шафиитов, маликитов, ханафитов и ханбалитов. И стало это утверждённым с 665 г.х., пока не осталось во всех городах Ислама какого-либо мазхаба, о котором было бы известно, помимо этих четырёх. Сторонники этих мазхабов стали открывать школы, медресе и т.п. во всех уголках исламских стран. И кто следовал за иным мазхабом, помимо этих четырёх подвергался порицанию, он не мог стать судьёй, даже свидетельство их не принималось, и не назначался ни имамом, ни хатыбом никто, кроме тех, кто был мукъаллидом одного из четырёх мазхабов. И факъихи городов издавали фетвы на протяжении этих долгих лет, что является обязательным следовать за этими мазхабами, и что запрещены все мазхабы, помимо них. И так это дело продолжается и до наших дней (800 г.х.). В то время Захир Байбарс объявил, что необходимо закрыть двери иджтихада”. См. “аль-Мауа’из уаль-и’тибар” 2/333.

То же самое передали Ибн Касир и аз-Захаби, но Ибн Касир к этим событиям добавил, что до Байбарса никто раньше такого не делал. См. “аль-Бидая уа-ннихая” 13/260, “аль-‘Ибар фи хабар ман гъабар” 3/307.

Хафиз аль-‘Иракъи рассказывал: “Как-то я спросил нашего шейха – аль-Булькыни, да помилует его Аллах: “Почему шейх Такыюддин ас-Субки делает упущение в проявлении иджтихада, если он достиг его степени? Как он может делать такълид?” На это аль-Булькыни промолчал, и тогда я сказал: “Я думаю, что препятствует этому то, что получить факъихам какую-то должность возможно лишь при исповедании четырёх мазхабов. А кто выйдет за границы этого, тот ничего не достигнет, ему будет запрещено место къадыя, люди станут воздерживаться от обращения к нему за фетвами и станут приписывать ему нововведение”. На это аль-Булькыни улыбнулся, соглашаясь с моими словами”. См. «Шарх джам’ аль-джауами’» 1/720.

Но, несмотря на всё это и на массовое проявление мазхабной нетерпимости, Дамаск в то время был центром возрождения исламских наук и местом обладателей знания. И в те нелёгкие времена для призыва к Корану и Сунне в понимании праведных предшественников, всё же были имамы прямого пути, призывавшие к истине, писавшие об этом и опровергавшие ересь и нововведения по мере своих сил. Однако некоторые из них претерпевали на этом пути трудности и гонения, как это было с шейхуль-Ислямом Ибн Таймией и имамом Ибн Аби-ль-‘Иззом, о чём с позволения Всевышнего Аллаха будет упомянуто далее.

 

Рождение, имя, происхождение и семья Ибн Аби-ль-‘Изза

Имам Ибн Аби-ль-‘Изз; къады (судья) ханафитов своего времени. Он родился в городе Дамаск, 12 числа месяца Зуль-Хидджа в 731 году по хиджре.

Его кунья, имя и родословная: Абу-ль-Хасан ‘Али ибн ‘Али ибн Мухаммад ибн аль-‘Изз ибн Салих ибн аль-‘Изз ибн Ухейб ибн ‘Ата ибн Джубайр ибн Джабир ибн Уахб аль-Азра’и ад-Димашкъи аль-Ханафи, прозванный Садруддином (Сердце религии).

Кстати, правильным является то, что его звали ‘Али, а не Мухаммад, как в этом ошибся хафиз Ибн Хаджар, говоря о его биографии в «Инба аль-гъумр» (1/408), и в этой ошибке за ним последовали Ибн Тулюн и Ибн аль-‘Имад. Сказал хафиз ас-Сахауи: “Шейх наш (Ибн Хаджар) назвал его Мухаммадом, но правильным является то, что написано тут (что его звали ‘Али)”. См. “Уаджиз аль-калям” 1/295.

Но в последствии Ибн Хаджару стала ясна его ошибка и в его биографии в других своих трудах он именовал его ‘Али. См. “ад-Дурар аль-камина” 3/87, “Раф’ аль-иср” 278.

То, что его звали ‘Али, а не Мухаммад – это бесспорный факт, который подтверждается словами самого Ибн Аби-ль-‘Изза, так как в своей къасыде (поэме) под названием «аль-Лямийя фи тарих хуляфа ад-дауля аль-ислямийя» (132) он писал: “Поистине, я – всего лишь грешный раб Аллаха из числа сынов аль-‘Изза, прозванный ‘Алием, желающий прощения от Возвышенного!”

Самого Ибн Аби-ль-‘Изза, как и его отца и деда, учёные его времени называли коротко: «Ибн аль-‘Изз», некоторые именовали его: «Абу-ль-‘Изз», а более поздние, как ас-Сахауи, Ибн Фахд, именовали его точнее: «Ибн Аби-ль-‘Изз», и именно так он стал известен среди мусульман поздних веков.

Джамалюддин ибн Тагърибарди аз-Захири сказал: “Он был известен, как: Ибн Аби-ль-‘Изз аль-Азра’и ад-Димашкъи аль-Ханафи”. См. “аль-Манхаль ас-сафи” 8/127.

Что же касается семьи Ибн Аби-ль-‘Изза, то это была большая религиозная семья, пользовавшаяся авторитетом и уважением среди людей той эпохи, которая состояла из авторитетных представителей ханафитского мазхаба, среди которых были судьи, муфтии, имамы-хатыбы и преподаватели.

Так, например, отец Ибн Аби-ль-‘Изза – Къады ‘Аляуддин ‘Али ибн Мухаммад ад-Димашкъи был судьей в Дамаске, а также имам-хатыбом в соборной мечети «аль-Афрам» и преподавателем в таких медресе, как «аль-Му’аззамийя», «аль-Къаймазийя», «аль-Къалиджийя» и «аз-Захирийя аль-джауанийя».

А его дед – Къады Мухаммад ибн аш-Шейх ‘Иззуддин Аби-ль-‘Изз Салих ибн аль-‘Изз был верховным судьёй Дамаска и известным факъихом ханафитского мазхаба своего времени, о котором хафиз Ибн Касир сказал: “Это – один из числа шейхов и имамов ханафитов, который лучше остальных из их числа познал религиозные науки”. См. “аль-Бидая уа-ннихая” 14/89.

Также известным имамом ханафитского мазхаба был и его прадед – Мухаммад ибн Аби-ль-‘Изз ибн Салих Абу-ль-‘Изз.

Что касается дяди его отца – Ахмада ибн Аби-ль-‘Изза, известного как Ибн ас-Саур, то он был известным учёным в этой семье и учителем юного хафиза Ибн Хаджара. См. «ад-Дауъ аль-лями’» 2/54, «ат-Табакъат ас-суннийя» 1/314.

Также среди членов его семьи из числа его дядь и двоюродных братьев были следующие судьи и факъихи:

- Ахмад ибн Исма’иль ибн Мухаммад ибн Салих ибн Ухейб, известный как Ибн аль-Кишк, который также являлся учителем Ибн Хаджара.

- Сулейман ибн Ухейб ибн ‘Ата Абу ар-Раби’ ибн Аби-ль-‘Изз, ум. 677 г.х.

- Мухаммад ибн Сулейман ибн Аби-ль-‘Изз Ухейб Шамсуддин, ум. 699 г.х.

- Юсуф ибн Мухаммад ибн Сулейман ибн Аби-ль-‘Изз Абу-ль-Махасин, ум. 728 г.х.

- ‘Али ибн Юсуф ибн Мухаммад ибн Садруддин Сулейман ибн Аби-ль-‘Изз Ухейб, ум. в 737 г.х.

Вот в такой религиозной семье, переполненной судьями, муфтиями и факъихами жил и рос имам Ибн Аби-ль-‘Изз аль-Ханафи, который по праву выделился из них всех и прославился среди сторонников Сунны сильнее всех. А шейх Машхур ибн Хасан Али Сальман сказал: “Имам Ибн аль-‘Изз был наилучшим из этой семьи судей и учёных”. См. “Михна Ибн Аби-ль-‘Изз” 33.

 

Религиозное образование, учителя и ученики Ибн Аби-ль-‘Изза

Несмотря на то, что ханафиты, а в частности поздние из их числа, не уделили должного внимания биографии имама Ибн Аби-ль-‘Изза, а представители других мазхабов упоминали о его биографии поверхностно, всё же исследователям удалось собрать из трудов самого Ибн Аби-ль-‘Изза, а также его современников и их учеников полезную информацию об этом имаме, его жизненном пути, поиске знания, учителях и учениках.

Как уже упоминалось, Ибн Аби-ль-‘Изз вырос в семье, где практически все были связаны со знанием: кто-то был судьёй, кто-то был муфтием, кто-то был преподавателем в медресе. Он с детства обучался религиозным знаниям, выучил весь Коран и усвоил основы и правила фикъха согласно ханафитскому мазхабу.

Хафиз Ибн Хаджар в биографии Ибн Аби-ль-‘Изза сказал: “ С ранних лет он был занят (шариатскими знаниями) и стал в этом искусным ”. См. “Инбаъ аль-гъумр” 3/50.

Его первым учителем был его отец – Къады ‘Аляуддин ‘Али ибн Мухаммад ад-Димашкъи аль-Ханафи, обучавший его до своей кончины. На момент смерти отца Ибн Аби-ль-‘Иззу было 15 лет.

Однако уже в 17 лет сам Ибн Аби-ль-‘Изз преподавал в медресе «аль-Къаймазийя», став специалистом в мазхабе ханафитов. Среди ханафитов своего времени он пользовался таким авторитетом, что когда факъихи из их числа собирались для рассмотрения важного вопроса, то обращались с этим к Ибн Аби-ль-‘Иззу, о чём рассказывал Ибн Къады Шухба. См. “Тарих Ибн Къады Шухба” 3/21.

Ибн Аби-ль-‘Изз преуспел не только в фикъхе, но и в хадисоведении, и его знание этой науки подтверждает его книга «ат-Танбих ‘аля мушкилят аль-Хидая», в которой он часто разбирает те или иные хадисы. Также Ибн Аби-ль-‘Изз о себе говорил: “Сборник «аль-Муснад» имама Абу Ханифы, который передал аль-Бухари (аль-Калябази) у нас имеется, и мы передавали его вместе с тем, что нам было облегчено из передачи книг по хадисам”. См. «аль-Иттиба’» 46.

Ибн Тагърибарди аз-Захири в биографии Ибн Аби-ль-‘Изза сказал: “Он выучил Священный Коран, был искателем шариатского знания, сопровождал учёных своего времени, пока не стал специалистом в фикъхе и в двух основах (Коране и Сунне), а также в арабском языке и других науках, после чего начал преподавательскую деятельность и издание фетв”. См. “аль-Манхаль ас-сафи” 8/127.

Что же касается учителей Ибн Аби-ль-‘Изза, то помимо его отца и членов его семьи, среди них были такие известные ханафитские имамы того времени, как Наджмуддин Ибрахим ат-Турсуси аль-Ханафи и ‘Аляуддин аль-Къаунауи аль-Ханафи, как об этом упоминал в своих трудах он сам. Так, Ибн Аби-ль-‘Изз сказал: “Мой шейх – ‘Аляуддин аль-Къаунауи аль-Ханафи, да смилуется над ним Аллах, глава всех шейхов!” См. “Шарх аль-‘акыда аль-лямийя” 2/423.

Он также сказал: “Мой шейх – верховный судья Наджмуддин ат-Турсуси”. См. “ат-Танбих ‘аля мушкилят аль-Хидая” 4/459.

Однако Ибн Аби-ль-‘Изз не ограничивался приобретением знания только лишь у ханафитских учёных, нет, напротив, он обучался и у имамов других мазхабов, что, кстати и стало причиной его беспристрастности и отсутствия фанатичной приверженности своему мазхабу. Ведь именно таким был путь праведных саляфов, побуждавших не ограничиваться одним имамом, и этому следовали беспристрастные учёные во все времена.

Так, Айюб ас-Сахтияни сказал: “Ты не узнаешь ошибок своего учителя до тех пор, пока не станешь учиться у другого”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья”3/9, Ибн ‘Абдуль-Барр в “Джами’у баян аль-‘ильм” 613.

Сказал Абу Шама: “Является необходимым тому, кто занимается изучением фикъха, чтобы он не ограничивал себя лишь мазхабом одного имама. Напротив, пусть он возвысит свою душу над этим ограничением и смотрит на мазхабы всех имамов. И пусть в каждом вопросе будет убеждён в правильности того мнения, которое ближе к доводам Корана и ясной Сунны”. См. “ар-Радд ‘аля ман ахляда иляль-ард” 61.

Сказал аш-Шатыби: “Привыкание искателя знания лишь к одному мазхабу, без обращения внимания на другие, может повлечь избегание и порицание любого мазхаба, кроме своего. В частности, если он не обращает внимания на доводы мазхабов. Это может породить в убеждении неприязнь к достоинствам имамов, относительно достоинств которых, их превосходства в религии и их опыта в познании целей Шариата единогласны все люди”. См. “аль-Мууафакъат” 3/131.

Так вот, Ибн Аби-ль-‘Изз застал всех самых признанных учеников шейхуль-Исляма Ибн Таймии, как Ибн аль-Къайим, аль-Миззи, аз-Захаби, Ибн Муфлих, Ибн Касир и Ибн ‘Абдуль-Хади, и посещал религиозные собрания некоторых из них. См. “Мукъаддима Шарх аль-‘акыда ат-Тахауия” 11.

Также некоторые исследователи упоминают, что между Ибн Аби-ль-‘Иззом и Ибн аль-Къайимом была религиозная переписка. См. “Тафсир аль-имам Ибн Аби-ль-‘Изз” 26.

Кстати, Ибн Аби-ль-‘Изз также тщательно изучал труды имама Ибн Таймии и часто ссылался на него в своих книгах.

Из числа его учителей также был признанный имам и известный толкователь Корана – хафиз Ибн Касир, о чём неоднократно писал сам Ибн Аби-ль-‘Изз в своей книге «Шарх аль-‘Акыда ат-Тахауия» (1/277), (2/470), (2/603), ссылаясь на него.

Что же касается его учеников, то среди них Къады Са’д ибн Мухаммад аль-‘Айни ад-Дайри, о чём сообщил хафиз ас-Сахауи, сказавший в биографии Ибн Аби-ль-‘Изза: “Из числа тех, кто брал от него знание, наш шейх Ибн ад-Дайри”. См. “Уаджиз аль-калям” 1/296.

Также из их числа передатчик хадисов Мухаммад ибн Мухаммад ибн аль-Мухибб, сказавший: “Передал нам Къады мусульман Садруддин ‘Али ибн ‘Али ибн Аби-ль-‘Изз ибн ‘Ата своими словами в мечети Ибн аль-‘Афиф Фахруддин краткое жизнеописание Пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “аль-Урджуза аль-миъийя” (Нусха аз-захирия) № 32.

Кстати, в этом также указание на то, что Ибн Аби-ль-‘Изз преподавал в мечетях Дамаска.

Также из числа его учеников – внучка имама Ибн Джама’а – Сара бинт аль-‘Иззуддин, о чём передал Ибн Фахд аль-Макки, который перечисляя её учителей, сказал: “Из них также ‘Али ибн ‘Али ибн Мухаммад ибн Аби-ль-‘Изз аль-Ханафи, родившийся в месяце Зуль-Хидджа в 731 году в Дамаске”. См. “Джуз тараджим ли-машаих Сара бинт аль-‘Изз” 78.

А шафиитский имам – хафиз Ибн Хидджи сказал: “Нет среди ханафитов наших дней лучшего, чем этот человек (Бадруддин ибн ар-Рида) и Къады Садруддин Ибн аль-‘Изз!” См. “Тарих Ибн Къады Шухба” 3/139.

 

Труды Ибн Аби-ль-‘Изза

Имаму Ибн Аби-ль-‘Иззу принадлежит немало прекрасных и полезных трудов, получивших распространение и признание среди исламской общины, на которые опирались и из которых цитировали многие признанные учёные после него.

 

Среди его известных трудов:

- «Шарх аль-‘Акыда ат-Тахауия».

Один из самых знаменитых трудов имама Ибн Аби-ль-‘Изза, посвящённый разъяснению краткого послания имама ат-Тахауи о вероубеждении приверженцев Сунны и аль-джама’а [5].

Ни для кого не секрет, что в большинстве своём поздние ханафиты – это аш’ариты и матуридиты, а следовательно, все ханафиты, составлявшие комментарии к вероубеждению ат-Тахауи, делали это в соответствии с порицаемым религиозно-философским воззрением «аль-калям».

Это одна из основных причин, побудивших Ибн Аби-ль-‘Изза написать данную книгу, в которой он изложил вопросы вероубеждения в соответствии с путём праведных предшественников (ас-саляф ас-салих). См. “Манхадж аль-имам Ибн Аби-ль-‘Изз аль-Ханафи уа арауху филь-‘акыда” 12.

Сам Ибн Аби-ль-‘Изз об этом сказал: “Я увидел, что некоторые комментаторы («‘Акыды ат-Тахауия») склонились к заслуживающим порицания сторонникам каляма, стали опираться на них и говорить их словами. И я пожелал написать комментарий к этому вероучению, следуя пути саляфов”. См. “Шарх аль-‘Акыда ат-Тахауия” 136.

По этой причине данный труд Ибн Аби-ль-‘Изза представляет большую ценность среди ахлю-Сунна уаль-джама’а. Эта книга по праву является опорой приверженцев Сунны из-за почётного положения автора, его прекрасного метода изложения комментария и, самое главное, следования в этом пути саляфов. Поистине, Всевышний Аллах предписал этому труду стать авторитетным среди ахлю-Сунна, по причине чего эта книга издавалась множество раз. Обладатели знания уделяли ей особое внимание, изучая её и обучая ей. По этой книге преподают в некоторых исламских вузах. А исследователи часто писали к ней примечания, сокращали её, упоминали источники всех хадисов и степень их достоверности. Из числа ученых современности, которые делали примечания к этой книге, можно выделить Мухаммада ибн Мани’а, Ибн База и аль-Альбани. См. “Шарх аль-‘Акыда ат-Тахауия байна ахль ас-Сунна уаль-мутакаллимин” 1/61-63.

Этот труд часто хвалили и советовали читать многие учёные. Например, учёные Постоянного комитета во главе с шейхом Ибн Базом десятки раз выделяли его, советуя книги, в которых изложено вероубеждение приверженцев Сунны. Так, они говорили: “Самой важной и полезной книгой для правильного понимания вопросов вероубеждения является Благословенный Коран, в котором руководство и исцеление, как об этом сказал Всевышний Аллах: «Воистину, этот Коран указывает на самый правильный путь» (17: 9). Также это признанные сборники хадисов, как сборник аль-Бухари, Муслима и других. Также это труд «Шарх аль-‘акыда ат-Тахауия» Ибн Аби-ль-‘Изза аль-Ханафи и книги шейхуль-Исляма Ибн Таймии и его ученика Ибн аль-Къайима, а также книги шейхуль-Ислама Мухаммада ибн ‘Абдуль-Уаххаба и других учёных из числа исследователей”. См. “Фатауа аль-Ляджна ад-даима” № 15885.

Также, когда учёным Постоянного комитета один человек пожаловался на то, что имам мечети говорил, что Коран – это творение Аллаха (а не Его Слова), они сказали: “Уточни у него, что он имеет в виду. И если во время диалога с ним тебе станет ясным, что он убеждён в том, что Коран сотворён и будет упорствовать в этом, то направь его к истине, если ты сможешь сделать это. А если нет, тогда дай ему почитать книги «‘Акыда аль-Уаситыя» и «ат-Тадмурия» шейхуль-Исляма Ибн Таймии, да смилуется над ним Аллах, а также книгу «Шарх ат-Тахауия» шейха Ибн Аби-ль-‘Изза, да смилуется над ним Аллах. Посоветуй ему их почитать, чтобы он из них узнал о правильном вероубеждении”. См. “Фатауа аль-Ляджна ад-даима” № 4106.

Также они говорили: “Следует читать некоторые саляфитские книги, как «Шарх ат-Тахауия» Ибн Аби-ль-‘Изза, «Задуль-ма’ад» Ибн аль-Къайима и им подобные труды, чтобы укрепиться в полезном знании”. См. “Фатауа аль-Ляджна ад-даима” № 7403.

Когда шейха ‘Абдуль-‘Азиза ар-Раджихи спросили о книгах, которые разъясняют такие вопросы, как лицезрение Аллаха в Судный день, райский водоём, ночное вознесение Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и перенос в Иерусалим, шейх ответил: “Все книги по вероучению затрагивают эти вопросы. Например, из них книга «Шарх ат-Тахауия» Ибн Аби-ль-‘Изза, да смилуется над ним Аллах, в которой разъясняются эти вопросы”. Сл. “Шарх аль-Икътисад филь-и’тикъад” № 14.

Следует отметить, что в своём труде Ибн Аби-ль-‘Изз часто ссылался на слова таких имамов, как Ибн Таймия и Ибн аль-Къайим, однако не делая при этом на них ссылок и не упоминая их имён, за исключением ссылки на Ибн аль-Къайима в двух местах своей книги. Что же касается причины этого, то учёные говорили, что Ибн Аби-ль-‘Изз не упоминал имени Ибн Таймии и Ибн аль-Къайима из-за враждебной обстановки в отношении этих имамов со стороны фанатиков того времени, так как он находился в обществе ханафитов-матуридитов. И не упоминал он их для того, чтобы не отталкивать людей от пользы, которая была в их словах. И учёные в подобных обстоятельствах часто так поступали. Например, шейх Такыюддин аль-Хиляли распространял в своей стране книги шейха Мухаммада ибн ‘Абдуль-Уаххаба, не упоминая о том, кому они принадлежат. См. “Михна Ибн Аби-ль-‘Изз” 218.

Также следует отметить, что некоторые современники пытались вызвать сомнение в том, что этот труд принадлежит имаму Ибн Аби-ль-‘Иззу, опираясь на то, что в одной из рукописей, которую издавал шейх Ахмад Шакир, изначально не было упомянуто имени автора. Например, известный заблудший ханафит – Захид аль-Каусари в «аль-Хауи сира ат-Тахауи» говорил: «Этот комментарий к «‘Акыде ат-Тахауи» принадлежит какому-то неизвестному человеку, которого ложно причисляют к ханафитам!»

В действительности же эти претензии не имеют никакого веса, поскольку факт принадлежности этого труда Ибн Аби-ль-‘Иззу и подлинность рукописи, в которой ясно упоминается его имя, не вызывает никакого сомнения у исследователей. К тому же этот труд ему приписывали авторитетные историки, в числе которых ас-Сахауи в «Уаджиз аль-калям» (1/296), аз-Забиди аль-Ханафи в «Шарх аль-Ихья» (2/232), Хаджи Халифа в «Кашф аз-зунун» (2/1143) и др.

А кто желает убедиться в подлинности и принадлежности этого труда Ибн Аби-ль-‘Иззу, пусть вернётся к тому, что писали об этом исследователи данной книги: шейх Шу’айб аль-Арнаут и доктор ‘Абдуллах ат-Турки. См. “Мукъаддима Шарх аль-‘акыда ат-Тахауия” 1/110-119.

 

- «ат-Танбих ‘аля мушкилят аль-Хидая».

Известная книга Ибн Аби-ль-‘Изза по вопросам фикъха, которая посвящена примечаниям к слабым моментам, упомянутым известным ханафитским имамом аль-Маргъинани в своей книге под названием «аль-Хидая», являющейся одной из самых признанных книг в ханафитском мазхабе.

В предисловии этой книги Ибн Аби-ль-‘Изз писал: “Я обнаружил, что книга «аль-Хидая шарх аль-Бидая», написанная согласно мазхабу имама Абу Ханифы, да помилует его Аллах, относится к числу наилучших книг в его мазхабе, а также является наиболее обширной, полезной и распространенной среди наших сторонников (ханафитов)”. См. “ат-Танбих ‘аля мушкилят аль-Хидая” 1/237.

Несмотря на важность книги аль-Маргъинани «аль-Хидая» в ханафитском мазхабе и её пользу, в ней было допущено много ошибок, как цитирование слабых и даже выдуманных хадисов, путаница в тексте хадисов, ошибочные цитирования различных мнений учёных и т.п.

К тому же следует отметить, что Ибн Аби-ль-‘Изз был не первым и не единственным ханафитом, указавшим на ошибки книги «аль-Хидая». Так, например, шейх Мухйиддин ‘Абдуль-Къадир аль-Къураши аль-Ханафи упоминал об этом в своей книге «аль-‘Иная фи тахъридж ахадис аль-Хидая»,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: