Для политических и правовых учений западноевропейского средневековья (V-XVI вв.) были характерны следующие общие черты:
• развитие политических и правовых концепций под влиянием христианской религии;
• присутствие постоянной борьбы за первенство между светской и духовной властью; • наличие различных ересей, • возвращение к древнегреческим и древнеримским концепциям, развитие вопросов логической техники, что послужило основой рационалистической методологии XVII в.
Средневековье было представлено такими историческими периодами, как:
• раннефеодальный (кон. V - сер. XI вв.);
• расцвета феодализма (cep. XI - кон. XV вв.);
• упадка феодализма, зарождения капиталистических отношений и абсолютной монархии (кон. XV - нач. XVII вв.).
Отличительными чертами раннефеодального периода стали:
• зарождение и упрочение феодальной общественно-экономической формации;
• присутствие больших, но слабо организованных территориальных объединений, часто распадающихся на более мелкие.
Отличительными чертами расцвета феодализма стали:
• упрочение феодального строя; • становление сословно-представительных монархий.
Характерными свойствами периода упадка феодализма, зарождения капиталистических отношений и абсолютной монархии явились: • упадок феодального строя; • зарождение новых капиталистических общественных отношений; • упрочение абсолютной монархии.
Фома Аквинский (Томас Аквинат) (1225-1274) в своих произведениях:
• утверждал, вслед за Аристотелем, что «человек - животное политическое и общительное»;
• указывал, что именно эти свойства послужили толчком к образованию государства;
• обращал внимание на сходство процессов устроения государства человеком и сотворения мира Богом;
|
• был основателем томизма, - учения, которое оправдывало вмешательство духовных служителей в дела светской власти;
• доказывал, что достижение цели государства предполагает сохранение сословной иерархии, повиновение правителям и участие в политике только высших сословий.
Фома Аквинский выделил следующие элементы государственной власти:
• сущность власти - представлена способом управления, который дан Богом;
• форма власти - тождественна способу ее приобретения (законно или незаконно);
• способы использования власти - разделяются в зависимости от того, в чьих интересах применяют власть.
Выделяя монархию как наилучшую форму правления, Фома Аквинский базировал свои положения на следующих идеях:
• подобии устройства государства с единоличным правителем и устройству человеческого организма;
• анализе исторического опыта (то есть монархические государства в прошлом были более успешными, чем страны с иным типом правления).
Монархическую форму правления Аквинат подразделял:
• на абсолютную монархию; • политическую (сословно-представительную) монархию.
Также Аквинат приводил свою классификацию законов:
• вечный (божественный естественный), управляет миром;
• естественный (человеческий естественный);
• человеческий (человеческий положительный). Представлен позитивными законами общества (существующим на тот момент феодальным законодательством);
• божественный (божественный положительный). Заключен в Библии и видениях святых.
Разработал Аквинат и основные положения собственной правовой концепции:
|
• право приравнено было им к справедливости;
• выражение справедливости содержится в принципе воздаяния каждому по заслугам его.
В своих политико-правовых взглядах Фома Аквинский выступал как ярый противник ереси.
15. Учение Марсилия Падуанского о праве и государстве.
Для политических и правовых учений западноевропейского средневековья (V-XVI вв.) были характерны следующие общие черты:
• развитие политических и правовых концепций под влиянием христианской религии;
• присутствие постоянной борьбы за первенство между светской и духовной властью; • наличие различных ересей;
• возвращение к древнегреческим и древнеримским концепциям, развитие вопросов логической техники, что послужило основой рационалистической методологии ХVII в.
Политико-правовые взгляды Марсилия Падуанского основывались на таких идеях, как:
• поддержка монархии;
• объяснение происхождения власти и государства как возникших в процессе усложнения форм человеческого общежития (семья - род - государство); • выдвижение тезиса «Народ - единственный источник власти». «Народ», с точки зрения Марсилия, представлял высшую категорию населения, то есть чиновников, священников, военных, служащих общему благу. Остальные люди в отправлении государственной власти не участвовали;
• внесение предложения о всенародном голосовании за принятие или отмену законов и состав правительства;
• отстаивание тезиса о различиях между законодательной и исполнительной властями; • резкая критика деятельности Церкви; • внесение предложения о разделении сфер деятельности Церкви и государства.
|
Также Марсилий Падуанский разработал классификацию законов (божественных и человеческих), основанную на таких критериях, как:
1. Цель:
• божественного закона - достижение вечного спасения души;
• человеческого закона - справедливость и общее благо на земле;
2. Содержание:
- божественного закона - описание различий между грехами и заслугами перед Богом, наказанием и наградой в загробном мире, указание на пути достижения вечного спасения души;
- человеческого закона - указание различий между правомерным и неправомерным поведением на земле;
3. Способы обеспечения:
- божественного закона- это обещание блаженства в загробной жизни;
- человеческого закона - право, то есть установленные государством нормы поведения, обеспеченные принудительной силой государства.