Учение Фомы Аквинского о государстве и праве.




Для политических и правовых учений западноевропейского средневековья (V-XVI вв.) были характерны следующие общие черты:

• развитие политических и правовых концепций под влиянием христианской религии;

• присутствие постоянной борьбы за первенство между светской и духовной властью; • наличие различных ересей, • возвращение к древнегреческим и древнеримским концепциям, развитие вопросов логической техники, что послужило основой рационалистической методологии XVII в.

Средневековье было представлено такими историческими периодами, как:

• раннефеодальный (кон. V - сер. XI вв.);

• расцвета феодализма (cep. XI - кон. XV вв.);

• упадка феодализма, зарождения капиталистических отношений и абсолютной монархии (кон. XV - нач. XVII вв.).

Отличительными чертами раннефеодального периода стали:

• зарождение и упрочение феодальной общественно-экономической формации;

• присутствие больших, но слабо организованных территориальных объединений, часто распадающихся на более мелкие.

Отличительными чертами расцвета феодализма стали:

• упрочение феодального строя; • становление сословно-представительных монархий.

Характерными свойствами периода упадка феодализма, зарождения капиталистических отношений и абсолютной монархии явились: • упадок феодального строя; • зарождение новых капиталистических общественных отношений; • упрочение абсолютной монархии.

Фома Аквинский (Томас Аквинат) (1225-1274) в своих произведениях:

• утверждал, вслед за Аристотелем, что «человек - животное политическое и общительное»;

• указывал, что именно эти свойства послужили толчком к образованию государства;

• обращал внимание на сходство процессов устроения государства человеком и сотворения мира Богом;

• был основателем томизма, - учения, которое оправдывало вмешательство духовных служителей в дела светской власти;

• доказывал, что достижение цели государства предполагает сохранение сословной иерархии, повиновение правителям и участие в политике только высших сословий.

Фома Аквинский выделил следующие элементы государственной власти:

• сущность власти - представлена способом управления, который дан Богом;

• форма власти - тождественна способу ее приобретения (законно или незаконно);

• способы использования власти - разделяются в зависимости от того, в чьих интересах применяют власть.

Выделяя монархию как наилучшую форму правления, Фома Аквинский базировал свои положения на следующих идеях:

• подобии устройства государства с единоличным правителем и устройству человеческого организма;

• анализе исторического опыта (то есть монархические государства в прошлом были более успешными, чем страны с иным типом правления).

Монархическую форму правления Аквинат подразделял:

• на абсолютную монархию; • политическую (сословно-представительную) монархию.

Также Аквинат приводил свою классификацию законов:

• вечный (божественный естественный), управляет миром;

• естественный (человеческий естественный);

• человеческий (человеческий положительный). Представлен позитивными законами общества (существующим на тот момент феодальным законодательством);

• божественный (божественный положительный). Заключен в Библии и видениях святых.

Разработал Аквинат и основные положения собственной правовой концепции:

• право приравнено было им к справедливости;

• выражение справедливости содержится в принципе воздаяния каждому по заслугам его.

В своих политико-правовых взглядах Фома Аквинский выступал как ярый противник ереси.

15. Учение Марсилия Падуанского о праве и государстве.

Для политических и правовых учений западноевропейского средневековья (V-XVI вв.) были характерны следующие общие черты:

• развитие политических и правовых концепций под влиянием христианской религии;

• присутствие постоянной борьбы за первенство между светской и духовной властью; • наличие различных ересей;

• возвращение к древнегреческим и древнеримским концепциям, развитие вопросов логической техники, что послужило основой рационалистической методологии ХVII в.

Политико-правовые взгляды Марсилия Падуанского основывались на таких идеях, как:

• поддержка монархии;

• объяснение происхождения власти и государства как возникших в процессе усложнения форм человеческого общежития (семья - род - государство); • выдвижение тезиса «Народ - единственный источник власти». «Народ», с точки зрения Марсилия, представлял высшую категорию населения, то есть чиновников, священников, военных, служащих общему благу. Остальные люди в отправлении государственной власти не участвовали;

• внесение предложения о всенародном голосовании за принятие или отмену законов и состав правительства;

• отстаивание тезиса о различиях между законодательной и исполнительной властями; • резкая критика деятельности Церкви; • внесение предложения о разделении сфер деятельности Церкви и государства.

Также Марсилий Падуанский разработал классификацию законов (божественных и человеческих), основанную на таких критериях, как:

1. Цель:

• божественного закона - достижение вечного спасения души;

• человеческого закона - справедливость и общее благо на земле;

2. Содержание:

- божественного закона - описание различий между грехами и заслугами перед Богом, наказанием и наградой в загробном мире, указание на пути достижения вечного спасения души;

- человеческого закона - указание различий между правомерным и неправомерным поведением на земле;

3. Способы обеспечения:

- божественного закона- это обещание блаженства в загробной жизни;

- человеческого закона - право, то есть установленные государством нормы поведения, обеспеченные принудительной силой государства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: