Особенностями древнекитайского мировоззрения на втором этапе развития стало:
• придание большего значения ритуалу. Ритуал, а не религия является стержнем древнекитайской идеологии. На основе ритуала строились взаимоотношения между «низами» и «верхами» общества. Почитание старших младшими, почитание родителей и культ предков - все это обусловило покорность власти правителя в древнекитайском обществе; • направленность политико-правовой идеологии Древнего Китая на поиск наиболее эффективных методов управления государством, что обусловило появление различных политико-правовых течений.
Основными политико-правовыми течениями Древнего Китая были: • конфуцианство; • даосизм;
• моизм; • легизм.
Конфуцианство - философско-этическое направление, защищавшее интересы новой аристократии.
Основоположником течения считается политический деятель и мыслитель Кун Фу Цзы (VI-V вв. до н. э.), известный в Европе как Конфуций.
Основные идеи конфуцианства изложены в сборнике «Беседы и высказывания».
Центральным положением работы Конфуция в политической сфере является разработка патриархально-патерналистской концепции государства.
Государство, по Конфуцию, должно быть наделено такими признаками, как:
• по своей природе государство - большая семья, управляемая ее главой - императором; • выполнение императором задачи по достижению гармонии в Поднебесной; • управление государством с помощью квалифицированных чиновников, избранных исключительно на основе их личных качеств; • наличие у императора и чиновников таких качеств, как добродетель; умеренность; человеколюбие; призыв к решению всех конфликте мирным путем, избегая войны; равномерное распределение богатств среди всех членов общества и «исправление имен», то есть четкое определение статуса каждого в государстве; подчинение воле императора всех членов общества; проявление почтения к старшим, преданности правителю и послушания - основные добродетели подданных.
Для правовых воззрений Конфуция было характерно:
• отрицательное отношение к закону (поскольку законы часто не соблюдаются);
• отрицательное отношение к наказанию (по Конфуцию, только наказание, без других мер воздействия, малоэффективно).
Подданные должны следовать личному примеру добродетельной жизни самого императора, чиновников, а не закону из страха перед наказанием.
Оказывая большое влияние на политико-правовые воззрения древнекитайского общества, конфуцианство во II в. до н. э. стало официальной идеологией Древнего Китая.
Даосизм представляет собой политико-правовые идеи, противоположные конфуцианству. Он возник как протест патриархальной знати против новой аристократии. Основоположникомтечения принято считать Лао-Цзы (VI в. до н. э.).
Он изложил свои политико-правовые взгляды в произведении «Книга о Дао и Дэ», где: • дал описание проблем в различных сферах современного ему общества; • привел способы их решения.
В социальной сфере недостатки были обусловлены отклонением пути развития всего общества от подлинного Дао, которое, представляет собой мировой закон.
Способы решения любых проблем заключались в необходимости: • следовать Дао; • жить в согласии с природой, полностью растворяясь в ней; • вести как можно более уединенный образ жизни; • отказаться от всех благ цивилизации; • проявлять бережливость, сострадание, смирение, умеренность и воздаяние добром за зло.
В политической сфере недостатком, с точки зрения даосов, было излишнее вмешательство правителей в государственные дела.
Решение проблем в сфере управления государством заключались: • в установлении принципа недеяния как основой концепции управления; • восстановлении естественного состояния человека; • возвращении всего общества на путь Дао; • достижении гармонии.
В правовой сфере недостатком являлось отклоняющееся от Дао законодательство, так как оно было создано людьми. Способ решения проблем заключался в необходимости: • отрицать позитивный закон»; • отдавать предпочтение обычаям и традициям.
Лао-Цзы стал одним из первых представителей анархизма, отрицая государство и законы, но позднее положения даосизма выродились в мистику и суеверия.
Несмотря на спорность даосизма с точки зрения его применимости к управлению государством, это учение имеет ряд здравых идей. Ключевая идея даосизма - следование «Дао», т.е. жизненному пути человека, его предназначению.
Моизм представляет собой политико-правовое течение, защищавшее интересы: • ремесленников; • земледельцев; • мелких чиновников.
Основателем этого течения считается Мо-Цзы (479-400 гг. до н. э.).
Основу политической теории Мо-Цзы составляет рационалистическое объяснение воли Неба: • Небо - одно для всех, поэтому все равны между собой и изначально свободны; • Небо выступает за мир и взаимопомощь, порядок и справедливостъ, и его примеру должны следовать все правители.
Основные тезисы Мо-Цзы о возникновении и развитии государства заключались:
• в выдвижении идеи естественного происхождения государства в форме общественного договора; • провозглашении идеи выборности правителя;
• следовании выборным правителем законам Неба;
• проявлении правителем заботы о своем народе;
• призыве назначать советников правителя, исходя из их деловых качеств;
• введении внутри общества тотального контроля и доносительства для поддержки единообразия во всех сферах жизни.
В правовой сфере Мо-цзы предлагал следующую иерархию норм:
• на первом месте он располагал 10 моральных принципов, отражающих волю Неба;
• второе место занимали хорошие традиции;
• третье место отдавалось законам.
Мудрый правитель, руководствуясь этими нормами, не должен забывать о наказании и награждении по заслугам.
Именно идея о наказании и следовании законам послужили основой зарождения в Древнем Китае легизма.
Легизм является течением, которое, как и даосизм, было противоположно по своим идеям конфуцианству. Данное течение отражало интересы: • имущественной знати;• служилой знати.
Основоположником этого направления был Гуньсунь Ян, либо - Шан Ян (390-338 гг. до н. э.). Его взгляды изложены в трактате «Книга правителя области Шан».
Доктрина Шан Яна основана на утверждении о заведомо порочной природе человека. Главные постулаты этой доктрины.
• идеальное государство - восточная деспотия с неограниченной властью правителя, опирающегося на разветвленный административный аппарат, армию и репрессивные органы, • доминирующая роль принадлежит закону;
• основной способ достижения соблюдения законов - наказание.
Целью проведения внешней политики, с точки зрения Шан Яна, было покорение других народов.
Цель проведения внутренней политики – достижение порядка в государстве.
Порядок внутри страны достигался при помощи следующих методов;
• путем применения жестокого наказания, которому человек подвергался даже за незначительные проступки;
• установлением тотального контроля и коллективной ответственности за правонарушение.