Политико-правовые взгляды утопического социализма (К. Сен-Симон, Ш. Фурье), научного социализма (Л. Блан, Ф. Лассаль), утопического коммунизма (Э. Кабе, Р. Оуэн).
Утопический социализм
Клод Сен-Симон (1760-1825), являясь одним из основателей течения «утопического социализма», выступал со следующими призывами: - установить всеобщую свободу; - учредить политическое равноправие граждан; - отменить сословные привилегии и привилегии духовенства.
Придавая большое значение философии для общества в целом, Сен-Симон утверждал, что только при изменении философских концепций изменяются воззрения в политической, экономической и иных сферах. На основании этого тезиса он выделял следующие этапы развития человечества:
- доминирования религии (теологический). Эпохи рабовладельческого и феодального обществу - развития буржуазии (метафизический этап);
- построения нового общественного строя, основанного на науке (позитивный этап).
Относительно существующего общества Сен-Симон предлагал классификацию общественных слоев:
- ученые; - собственники (за исключением лиц, представляющих сословие ученых);- неимущие.
В дальнейшем Сен-Симон предложил иную классификацию общественных сословий:
- паразиты (дворяне, чиновники, военные);
- промышленники (фабриканты, рабочие).
Именно промышленники призваны сыграть основную роль в достижении обществом позитивного периода.
Толчком этому должны были послужить реформы государственного строя:
- установление новой цели идеального государства -достижения блага класса промышленников;
- построение управления государством на научную основу и введение плана управления;
- обеспечение всем возможности трудиться;
- установление всеобщей обязанности труда на всеобщее благо.
В дальнейшем изменения коснутся и политической сферы. Государственный аппарат идеального государства будет представлен следующей структурой:
- монарх, передающий власть по наследству;
- совет министров; - двухпалатный парламент.
Дополнительно Сен-Симон предлагал ввести следующие государственные институты: совет ученых и совет промышленников.
Все реформы общества, по Сен-Симону, должны под собой иметь следующую основу:
- отказ от революционных методов преобразования общественного строя;
- мирное урегулирование всех социальных конфликтов; - проведение просветительской работы с населением.
Учение Сен-Симона в дальнейшем повлияло на формирование позитивизма Конта, науки социологии и теории технократии.
Шарль Фурье (1772-1837) пытался найти общие законы развития общества. Анализируя исторического развития человечества, он выделил этапы развития: - детство; - юность; - зрелость; - старость.
Выдвигая идею о поступательном развитии истории, Фурье заявлял о скором переходе человечества к обществу с идеальными порядками.
Проект идеального государства Фурье:
- построение идеального общества на началах объединения в фаланги (производственно-потребительские организации);
- разделение общества на группы людей, обладающих склонностью к сельскохозяйственным и иным видам работ, что будет причиной установления самодостаточного общества;
- признание внутреннего неравенства.
Противоречия между слоями будут преодолены - участием богатых в производительном труде;
- развитием соревнования между членами фаланги;
- уничтожением заработной платы и наличием взаимных услуг;
- справедливым распределением доходов в установленных пропорциях.
Утопический коммунизм
Этьен Кабе (1788 - 1856), будучи видным теоретиком коммунизма, в своем произведении «Путешествие в Икарию» описал общество, в основе деятельности которого лежал принцип равенства всех и во всем.
Сравнивая положение современного Кабе общества и общества в Икарии, Кабе высказывает идею, что источником всех конфликтов в любом обществе является частная собственность и неравенство.
Для избежания этого состояния в Икарии были уничтожены нищета и богатство. Вместо этого жители Икарии ввели: общность имущества; всеобщее равенство; хорошее воспитание.
Переход к коммунистическому обществу в Икарии произошел в 2 этапа:
- переходный период; - период развитого коммунистического общества.
В переходный период были проведены следующие реформы:
- подготовлены условия для отмены частной собственности;
- улучшено положение рабочего класса;
- установлена власть народа.
В период развитого коммунистического общества, по Кабе:
- собственность на все средства производства перешла в руки народа;
- проведена регламентация всех сфер деятельности человека;
- отменены деньги;
- провозглашена не только общность имущества, но и труда; - разделение продуктов труда стало проводиться по потребностям.
Замыслы правового устройства коммунистического государства таковы:
- издается большое количество законов, регламентирующих все стороны жизни;
- провозглашается отмена свободы печати;
- вводится единая коммунистическая религия.
Роберт Оуэн (1771-1858) в основу своего учения положил исследование характера человека. Он полагал, что характер человека - результат взаимодействия природной организации индивида и окружающей его природной среды. Исходя из этого постулата, Оуэн критикует сложившийся капиталистический строй, так как данный строй, являясь элементом внешней системы, формирующим личность, обладает следующими негативными признаками:
- представляет «наихудшую систему» для достижения блага народов мира;
- превращает машины в источник бедствий людей;
- превращает нищету одних в источник богатства для других;
- заставляет одну часть общества работать изо всех сил для поддержания жизнедеятельности другой его части;
- позволяет существовать институту частной собственности, которая является причиной преступлений, разногласий и конфликтов.
Переход к обществу нового, более прогрессивного типа Оуэн обусловливал следующими экономическими факторами:
- изменением вида собственности;
- повышением уровня развития производительных сил;
- изменением типа распределения благ в обществе.
Обществу нового типа присущи следующие характеристики:
- основу общества будут составлять коммуны - производственные и социальные ячейки общества;
- взаимоотношения членов коммуны будут строиться на основе любви, поддержки и сотрудничества;
- основу производства составят общественная собственность и коллективный труд;
- распределение благ будет происходить в соответствии с потребностями человека;
- применение машин позволит освободить людей от тяжелой работы.
Сфере государственного управления будут присущи такие черты, как:
- организация государства на основе федерации; - организация жизни общества на основе конституции.
Оуэн попытался применить на практике выводы своей теории, но его попытка не удалась.