Политико-правовые взгляды социалистов-утопистов первой половины XIX в. (Сен-Симон, Фурье, Оуэн)




Политико-правовые взгляды утопического социализма (К. Сен-Симон, Ш. Фурье), научного социализма (Л. Блан, Ф. Лассаль), утопического коммунизма (Э. Кабе, Р. Оуэн).

Утопический социализм

Клод Сен-Симон (1760-1825), являясь одним из основателей течения «утопического социализма», выступал со следующими призывами: - установить всеобщую свободу; - учредить политическое равноправие граждан; - отменить сословные привилегии и привилегии духовенства.

Придавая большое значение философии для общества в целом, Сен-Симон утверждал, что только при изменении философских концепций изменяются воззрения в политической, экономической и иных сферах. На основании этого тезиса он выделял следующие этапы развития человечества:

- доминирования религии (теологический). Эпохи рабовладельческого и феодального обществу - развития буржуазии (метафизический этап);

- построения нового общественного строя, основанного на науке (позитивный этап).

Относительно существующего общества Сен-Симон предлагал классификацию общественных слоев:

- ученые; - собственники (за исключением лиц, представляющих сословие ученых);- неимущие.

В дальнейшем Сен-Симон предложил иную классификацию общественных сословий:

- паразиты (дворяне, чиновники, военные);

- промышленники (фабриканты, рабочие).

Именно промышленники призваны сыграть основную роль в достижении обществом позитивного периода.

Толчком этому должны были послужить реформы государственного строя:

- установление новой цели идеального государства -достижения блага класса промышленников;

- построение управления государством на научную основу и введение плана управления;

- обеспечение всем возможности трудиться;

- установление всеобщей обязанности труда на всеобщее благо.

В дальнейшем изменения коснутся и политической сферы. Государственный аппарат идеального государства будет представлен следующей структурой:

- монарх, передающий власть по наследству;

- совет министров; - двухпалатный парламент.

Дополнительно Сен-Симон предлагал ввести следующие государственные институты: совет ученых и совет промышленников.

Все реформы общества, по Сен-Симону, должны под собой иметь следующую основу:

- отказ от революционных методов преобразования общественного строя;

- мирное урегулирование всех социальных конфликтов; - проведение просветительской работы с населением.

Учение Сен-Симона в дальнейшем повлияло на формирование позитивизма Конта, науки социологии и теории технократии.

Шарль Фурье (1772-1837) пытался найти общие законы развития общества. Анализируя исторического развития человечества, он выделил этапы развития: - детство; - юность; - зрелость; - старость.

Выдвигая идею о поступательном развитии истории, Фурье заявлял о скором переходе человечества к обществу с идеальными порядками.

Проект идеального государства Фурье:

- построение идеального общества на началах объединения в фаланги (производственно-потребительские организации);

- разделение общества на группы людей, обладающих склонностью к сельскохозяйственным и иным видам работ, что будет причиной установления самодостаточного общества;

- признание внутреннего неравенства.

Противоречия между слоями будут преодолены - участием богатых в производительном труде;

- развитием соревнования между членами фаланги;

- уничтожением заработной платы и наличием взаимных услуг;

- справедливым распределением доходов в установленных пропорциях.

Утопический коммунизм

Этьен Кабе (1788 - 1856), будучи видным теоретиком коммунизма, в своем произведении «Путешествие в Икарию» описал общество, в основе деятельности которого лежал принцип равенства всех и во всем.

Сравнивая положение современного Кабе общества и общества в Икарии, Кабе высказывает идею, что источником всех конфликтов в любом обществе является частная собственность и неравенство.

Для избежания этого состояния в Икарии были уничтожены нищета и богатство. Вместо этого жители Икарии ввели: общность имущества; всеобщее равенство; хорошее воспитание.

Переход к коммунистическому обществу в Икарии произошел в 2 этапа:

- переходный период; - период развитого коммунистического общества.

В переходный период были проведены следующие реформы:

- подготовлены условия для отмены частной собственности;

- улучшено положение рабочего класса;

- установлена власть народа.

В период развитого коммунистического общества, по Кабе:

- собственность на все средства производства перешла в руки народа;

- проведена регламентация всех сфер деятельности человека;

- отменены деньги;

- провозглашена не только общность имущества, но и труда; - разделение продуктов труда стало проводиться по потребностям.

Замыслы правового устройства коммунистического государства таковы:

- издается большое количество законов, регламентирующих все стороны жизни;

- провозглашается отмена свободы печати;

- вводится единая коммунистическая религия.

Роберт Оуэн (1771-1858) в основу своего учения положил исследование характера человека. Он полагал, что характер человека - результат взаимодействия природной организации индивида и окружающей его природной среды. Исходя из этого постулата, Оуэн критикует сложившийся капиталистический строй, так как данный строй, являясь элементом внешней системы, формирующим личность, обладает следующими негативными признаками:

- представляет «наихудшую систему» для достижения блага народов мира;

- превращает машины в источник бедствий людей;

- превращает нищету одних в источник богатства для других;

- заставляет одну часть общества работать изо всех сил для поддержания жизнедеятельности другой его части;

- позволяет существовать институту частной собственности, которая является причиной преступлений, разногласий и конфликтов.

Переход к обществу нового, более прогрессивного типа Оуэн обусловливал следующими экономическими факторами:

- изменением вида собственности;

- повышением уровня развития производительных сил;

- изменением типа распределения благ в обществе.

Обществу нового типа присущи следующие характеристики:

- основу общества будут составлять коммуны - производственные и социальные ячейки общества;

- взаимоотношения членов коммуны будут строиться на основе любви, поддержки и сотрудничества;

- основу производства составят общественная собственность и коллективный труд;

- распределение благ будет происходить в соответствии с потребностями человека;

- применение машин позволит освободить людей от тяжелой работы.

Сфере государственного управления будут присущи такие черты, как:

- организация государства на основе федерации; - организация жизни общества на основе конституции.

Оуэн попытался применить на практике выводы своей теории, но его попытка не удалась.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: