Луи Блан (1811-1882), представитель течения «реформистский социализм», стал известным благодаря публикации статьи «Организация труда», где сделал свои предложения по реформированию общественного строя и улучшению положения рабочего класса мирным путем.
Идея Блана по реформированию общества: - основа всех бедствий рабочего класса - институт свободной конкуренции. По словам Блана, «свободная конкуренция является для народа системой уничтожения»; - улучшения жизни общества можно достигнуть при помощи социальной и политической реформ.
Фердинанд Ласссаль (1825-1864), также являясь представителем идей «реформистского социализма», одним из первых разработал теорию социального государства (социальной демократии).
Лассаль о сущности государства:
- государство - механизм, защищающий интересы общества от индивидуализма и эгоизма отдельного человека;
- задачи государства - обеспечение свободы общества, просвещение и установление справедливого порядка.
Наличие денежной системы превратило государство в защитника интересов буржуа.
Для идеального государства следует провести следующие реформы:
- объединить все классы для дальнейшего улучшения положения рабочего класса;
- добиться отмены имущественного ценза;
- достичь установления всеобщего избирательного права;
- передать власть избранному народом парламенту.
Способы достижения:
- отказ от насильственных и революционных методов; - частные реформы на основе классового сотрудничества;
- борьба на основе легальных политических средств (демонстраций, митингов).
Историческая школа права (Г.Гуго, Ф. Савиньи, Г.Пухт)
Историческая школа права была реакцией феодалов Германии на произошедшую революцию во Франции и кодификацию права.
|
Основоположники этой школы считали, что необходимо подробно изучать и применять римское право.
А законодательство не может изменить действующее право, в его компетенции лишь дополнение его.
К представителям идей исторической школы права относятся Густав Гуго, Фридрих Савиньи и Георг Пухта.
Густав Гуго (1764-1844) стал основоположником этой школы. Его теория о праве и законе основана на следующих идеях:
- помимо закона существует несколько иных источников права. К этим источникам Гуго относил обычное право, которое явилось характерным отличием доправового общества от государства;
- право развивается параллельно с языком;
- нормы права появляются независимо от воли законодателя;
- положения закона не всегда совпадают с практикой.
Гуго в своих работах намеренно обходит вниманием многие факторы, влияющие на раскрытие сущности права, и содержание его работ является поддержкой феодального строя и социального неравенства.
Фридрих Савиньи (1779-1861) продолжил развитие идей Гуго.
По мнению Савиньи, не стоило придавать деятельности законодателя большого значения, так как:
- особенные черты каждого народа определяют особенности права в каждой стране. Поэтому право развивается само по себе, под воздействием внутренних сил;
- процесс развития права представлен 2 стадиями - стадией естественного права и стадией ученого права.
Стадии естественного права характерно существование его в сознании народа и проявление его в положениях обычного права.
Стадии ученого права характерно существование его как в сознании народа, так и в произведениях юристов, выражающих дух народа.
|
Широко известна историческая школа права стала после публикации работы Савиньи «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению».
Савиньи писал о несвоевременности кодификации права в Германии. С 1815 начал издаваться журнал «Zeitschrift fur geschichtliche Rechtswissenschaft» (выходил до 1850), популяризирующий концепции предстивителей исторической школы права.
Савиньи, как и Гуго, выступал за придание доминирующей роли обычному праву и тем самым поддерживал существующий феодальный строй Германии.
Георг Пухта (1798-1846), разделяя взгляды Гуго и Савиньи, предлагал следующие тезисы:
- право есть выражение общей воли народа;
- право, представляя собой единое целое, развивается органически и имеет свою историю;
- право подвержено влиянию идеи ученых-юристов;
- право и государство имеют своим источником волю Бога, следовательно, надлежит подчиняться любой власти.
Потом историческая школа права разделилась на два течения: националистическое «германистов» и буржуазно-либеральное «пандектистов».