Методические рекомендации. В управлении предприятием используют различные методы управления




 

В управлении предприятием используют различные методы управления. Они взаимосвязаны, с их помощью решаются задачи производственной и хозяйственной деятельности, а также социальные вопросы.

Для рассмотрения данной темы следует знать понятие, сущность и значимость методов управления. Необходимо уяснить, что применение методов управления обеспечивает высокоэффективную работу предприятия.

Изучение темы следует начать с определения сущности экономических методов управления. Они воздействуют на материальные интересы объекта управления и создают экономическую мотивацию персонала.

На макроуровне экономические методы управления реализуются через государственное регулирование, которое осуществляется через систему прогнозов, национальные программ, государственных заказов. Важнейшими рычагами, действующими на экономические интересы предприятий, являются инвестиционная, налоговая, ценовая и финансовая политика государства.

На уровне предприятия к экономическим методам относятся: экономический анализ, хозрасчет, планирование и т.д. На уровне персонала: зарплата, дотации, премии, дивиденды, штрафы и т.д.

Организационно-распорядительные методы управления обеспечивают эффективную деятельность системы управления на основе ее научной организации.

Особое внимание следует уделить организационному нормированию, организационному планированию, а также организационному инструктажу, распорядительству и контролю. Причем важно не только общее понимание сущности этих методов, но знание их специфических особенностей для общественного питания в современных условиях.

Чрезвычайно важно понимание роли правовых методов управления как рамочных условий для осуществления организации управления. При этом следует вспомнить содержание основных законодательных актов, регламентирующих деятельности хозяйственного механизма предприятий отрасли.

К основным социально-психологическим методам относят такие, как опрос, интервью, беседа, анкетирование, тестирование и т.д. Кроме того, при рассмотрении данного вопроса важно иметь представление об организации социально-психологических служб на предприятиях.

Специфика применения социально-психологических методов в предприятиях отрасли профессиональной деятельности проявляется в социальных нормах и их влиянии на поведение людей, при социальном регулировании и управлении индивидуально-личностным поведением работников, профессиональном отборе, психологическом анализе личности, формировании малых групп и коллективов.

Важно также составить правильное представление о методах психологического побуждения работников предприятий отрасли профессиональной деятельности к эффективной трудовой деятельности.

Для изучения данной темы следует изучить качества менеджера. Личностно-деловые качества менеджера в значительной мере предопределяют его опыт и способности. Опыт руководителя формируется в результате его обучения; приобретения практических навыков, умений и привычек. Опыт – это профессиональное мастерство, которое в значительной мере зависит от стажа работы.

Управленческие способности – это качества личности, данные от природы. Они не сводятся только к знаниям и навыкам, а предполагают наличие врожденных способностей быть лидером, обладать умением влиять на поведение других людей и т.п.

Требования к личностно-деловым качествам менеджера можно разделить на четыре группы:

1. Профессиональная компетентность, т.е. теоретические знания в области управления, экономики, права; аналитические способности; собственные трудовые навыки; педагогические навыки и умения объективно оценивать способности подчиненных.

2. Организаторские способности. Это понятие охватывает умение четко определять цели и задачи работы; умение планировать свою работу и работу подчиненных; способность координировать деятельность подразделений; умение делегировать полномочия; энергичность и предприимчивость в принятии решений.

3. Морально-этическая зрелость предполагает соблюдение принципов морали и этики; честность, верность данному слову, порядочность; ответственность и самокритичность; сознательность и дисциплинированность; соблюдение интересов общества и коллектива.

4. Личные качества. Это, прежде всего коммуникабельность; обаяние; доброжелательность; оптимизм; физическое и психологическое здоровье; уравновешенность и др.

Существуют различные способы оценки профессиональной пригодности менеджера: изучение личных документов, личная беседа, анкетирование и т.п. Научную оценку профессиональной пригодности менеджера могут дать специальные тесты, составленные профессиональными психологами.

Вопросы для самопроверки

1. Что называют методом управления?

2. Какие методы управления используют в управленческой деятельности?

3. Что представляют собой экономические методы управления?

4. Как осуществляется организационное воздействие, каковы его формы?

5. Какие методы относятся к группе социально-психологических?

6. Что собой представляют методы распорядительного воздействия?

7. Какими качествами должен обладать менеджер?

8. Что представляют собой понятия «опыт» и «способности» менеджера?

9. Какие профессиональные требования предъявляют к менеджеру?

10. Какими личными качествами должен обладать современный менеджер?

11. Как оценить профессиональную пригодность менеджера?

12. Назовите основные виды деятельности менеджера.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: