Изучение темы следует начать с усвоения понятия «менеджмент», со сравнительной характеристики «менеджмент» и «управление». Если управлением принято считать воздействие на объект с целью его перевода в состояние, определяемое целями и задачами этого воздействия, то в дисциплине «Менеджмент» изучается только та сторона воздействия, которая связана с деятельностью персонала, обеспечивающего данный процесс. Следовательно, менеджмент, как научное понятие имеет более узкое содержание, чем управление, и является его неотъемлемой составной частью, применимой к социально-экономическим процессам.
Цель и задачи дисциплины состоят в выработке у обучающихся конкретных знаний и практических навыков, формировании у них профессиональных и общих компетенций, позволяющих на практике управлять трудовой деятельностью персонала через систему мотивации труда, принимать научно обоснованные управленческие решения, направлять деятельность других людей, управлять предприятием области профессиональной деятельности как целостной системой и т.п.
Предмет менеджмента – это совокупность отношений, возникающих в процессе управления тем или иным объектом и связанных с деятельностью отдельных индивидуумов.
Этапы развития научной дисциплины можно проследить в процессе эволюции школ менеджмента.
Изучение темы следует начать со знакомства с работами Ф. Тейлора и его последователей: Г. Эмерсона, Г. Форда, А. Файоля. Хотя каждый из этих ученых действовал самостоятельно, в их работах много общего, что позволяет говорить о появлении первой школы научного управления. Цель этой школы - создание универсальных принципов управления, основанных на личных наблюдениях и направленных на рационализацию производства.
|
Классическая школа многое сделала для научной организации труда в управлении на производстве, определила принципы и правила управленческой работы, способствовала повышению эффективности управления. Основная черта классической школы – поиск наиболее продуктивного использования человеческих и материальных ресурсов, забота о производстве, концентрация внимания на работе. При этом игнорировались социальные отношения в процессе производства, и не уделялось должного внимания человеческому фактору.
Эту историческую ограниченность смогли преодолеть представители неоклассической школы (или школы «человеческих отношений») в 1930-1950 гг.
Основоположниками неоклассической школы (школы «человеческих отношений») принято считать Э. Мейо и М.П. Фоллетт. Сторонники движения за человеческие отношения рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающими более эффективные действия непосредственных руководителей, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе.
Справедливость этого положения в определенной мере подтверждает опыт японского менеджмента, который наряду с учетом национальных особенностей и традиций широко использует социально-психологические методы управления. В результате японские фирмы обладают не только современными гибкими технологиями, но и системой кружков качества, которая позволяет при помощи персонала обнаруживать и устранять недостатки продукции непосредственно на рабочем месте или на уровне участка, цеха, добиваясь таким образом производства высококачественных конкурентоспособных товаров.
|
Ознакомившись с двумя основными школами управления, следует изучить современные подходы в менеджменте: количественный, процессный, системный, ситуационный.
Изучите принципы управления: общие и частные, их характеристику и значение для управленческой деятельности в предприятиях и организациях области профессиональной деятельности.
Вопросы для самопроверки
1. Что включает в себя понятие «менеджмент»?
2. Назовите признаки организации.
3. Укажите цели, задачи и сущность управленческой деятельности.
4. Что понимают под неформальной организацией?
5. Какой вклад в теорию менеджмента внесла классическая школа управления?
6. В чем суть концепции неоклассической школы управления?
7. Что представляет собой количественный подход в управлении?
8. Укажите особенности японского, американского, российского менеджмента?
9. Какие принципы управления применяются в предприятиях в области профессиональной деятельности?