Управленческие решения: понятие, сущность, классификация, условия принятия, требования, предъявляемые к ним, этапы принятия.
Методы принятия эффективных управленческих решений: математическое моделирование: методы экспертных оценок; «мозговой штурм», теория игр и др.
Методические рекомендации
При изучении данной темы необходимо усвоить понятие, сущность и классификацию управленческих решений. Следует изучить основные требования, предъявляемые к качеству управленческих решений: минимальное число корректировок; сбалансированность прав и обязанностей; единство распорядительства; строгая согласованность; обоснованность; конкретность; полномочность; своевременность.
Необходимо изучить процедуру и этапы подготовки и принятия управленческого решения.
В целях оптимизации управленческих решений используются различные методы принятия решений, такие как: экономико-математические модели, методы экспертных оценок, «мозговой штурм», теории игр и т.д.
В том случае, когда управленческое решение требует математических расчетов, применяются экономико-математические модели.
Метод экспертных оценок представляет собой процедуру, позволяющую группе экспертов приходить к согласию. Метод «мозгового штурма» применяется, когда организация нуждается во множестве новых идей и альтернатив, которые могут быть предложены при коллегиальном обсуждении. Руководитель излагает суть проблемы, после чего участники пытаются предложить как можно больше идей.
Разновидностью «мозгового штурма» является «мнение жюри». Суть этого метода в том, что для принятия решения приглашаются специалисты из взаимосвязанных подразделений организации. Далее они выполняют все правила проведения «мозгового штурма» и приходят вместе к определенному решению.
|
Одним из методов оптимизации управленческих решений является применение в менеджменте теории игр. Теория игр – это метод моделирования оценки воздействия принятого решения на конкурентов. В бизнесе игровые модели применяются для прогнозирования реакции конкурентов на изменение цен, новые направления сбыта, предложение новых методов и форм обслуживания, модификацию и освоение новой продукции. Если, например, с помощью теории игр руководство устанавливает, что при повышении цен конкуренты не сделают того же, оно должно отказаться от этого шага, чтобы не попасть в невыгодное положение.
Методы оптимизации управленческих решений не следует противопоставлять один другому. Их необходимо применять комплексно.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое управленческое решение?
2. Какие требования предъявляются к управленческим решениям?
3. Как классифицируются управленческие решения
4. Какова процедура подготовки и принятия решения?
5. Назовите модели и методы принятия управленческих решений.
6. Охарактеризуйте сущность метода экспертных оценок и условия его применения.
Тема 6. Коммуникации в организации
Коммуникации: понятие, виды. Роль коммуникации в организации. Процесс коммуникации как средство передачи информации. Эффективная коммуникация. Особенности процесса коммуникации в предприятиях сферы профессиональной деятельности. Управленческая информация: понятие, назначение, виды.
|
Методические рекомендации
Для изучения данной темы следует уяснить важность коммуникаций в системе управления. Коммуникации – это связующий процесс, необходимый для любого управленческого действия. Выделяют различные виды коммуникаций: межуровневые, горизонтальные, вербальные, невербальные, межличностные и т.д.
В процессе управленческой деятельности постоянно происходит обмен информацией, т.е. осуществляется коммуникационный процесс. К базовым элементам коммуникационного процесса относятся: отправитель, сообщение, канал, получатель. Уясните характеристики этих элементов.
Следует изучить элементы коммуникационного процесса: зарождение идеи, кодирование и выбор канала, передача, декодирование.
По утверждению менеджеров крупных компаний, эффективность управления на 90 % зависит от организации коммуникационного процесса. Студентам необходимо изучить помехи в развитии межличностных и организационных коммуникаций и на основе их анализа разработать пути улучшения системы коммуникаций.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте понятие коммуникаций и коммуникационного процесса.
2. Охарактеризуйте этапы и элементы коммуникационного процесса.
3. Назовите и охарактеризуйте виды коммуникаций, используемых в управлении предприятием отрасли профессиональной деятельности.