Тема 5. Методика принятия решений




Управленческие решения: понятие, сущность, классификация, условия принятия, требования, предъявляемые к ним, этапы принятия.

Методы принятия эффективных управленческих решений: математическое моделирование: методы экспертных оценок; «мозговой штурм», теория игр и др.

Методические рекомендации

 

При изучении данной темы необходимо усвоить понятие, сущность и классификацию управленческих решений. Следует изучить основные требования, предъявляемые к качеству управленческих решений: минимальное число корректировок; сбалансированность прав и обязанностей; единство распорядительства; строгая согласованность; обоснованность; конкретность; полномочность; своевременность.

Необходимо изучить процедуру и этапы подготовки и принятия управленческого решения.

В целях оптимизации управленческих решений используются различные методы принятия решений, такие как: экономико-математические модели, методы экспертных оценок, «мозговой штурм», теории игр и т.д.

В том случае, когда управленческое решение требует математических расчетов, применяются экономико-математические модели.

Метод экспертных оценок представляет собой процедуру, позволяющую группе экспертов приходить к согласию. Метод «мозгового штурма» применяется, когда организация нуждается во множестве новых идей и альтернатив, которые могут быть предложены при коллегиальном обсуждении. Руководитель излагает суть проблемы, после чего участники пытаются предложить как можно больше идей.

Разновидностью «мозгового штурма» является «мнение жюри». Суть этого метода в том, что для принятия решения приглашаются специалисты из взаимосвязанных подразделений организации. Далее они выполняют все правила проведения «мозгового штурма» и приходят вместе к определенному решению.

Одним из методов оптимизации управленческих решений является применение в менеджменте теории игр. Теория игр – это метод моделирования оценки воздействия принятого решения на конкурентов. В бизнесе игровые модели применяются для прогнозирования реакции конкурентов на изменение цен, новые направления сбыта, предложение новых методов и форм обслуживания, модификацию и освоение новой продукции. Если, например, с помощью теории игр руководство устанавливает, что при повышении цен конкуренты не сделают того же, оно должно отказаться от этого шага, чтобы не попасть в невыгодное положение.

Методы оптимизации управленческих решений не следует противопоставлять один другому. Их необходимо применять комплексно.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое управленческое решение?

2. Какие требования предъявляются к управленческим решениям?

3. Как классифицируются управленческие решения

4. Какова процедура подготовки и принятия решения?

5. Назовите модели и методы принятия управленческих решений.

6. Охарактеризуйте сущность метода экспертных оценок и условия его применения.

 

Тема 6. Коммуникации в организации

Коммуникации: понятие, виды. Роль коммуникации в организации. Процесс коммуникации как средство передачи информации. Эффективная коммуникация. Особенности процесса коммуникации в предприятиях сферы профессиональной деятельности. Управленческая информация: понятие, назначение, виды.

Методические рекомендации

 

Для изучения данной темы следует уяснить важность коммуникаций в системе управления. Коммуникации – это связующий процесс, необходимый для любого управленческого действия. Выделяют различные виды коммуникаций: межуровневые, горизонтальные, вербальные, невербальные, межличностные и т.д.

В процессе управленческой деятельности постоянно происходит обмен информацией, т.е. осуществляется коммуникационный процесс. К базовым элементам коммуникационного процесса относятся: отправитель, сообщение, канал, получатель. Уясните характеристики этих элементов.

Следует изучить элементы коммуникационного процесса: зарождение идеи, кодирование и выбор канала, передача, декодирование.

По утверждению менеджеров крупных компаний, эффективность управления на 90 % зависит от организации коммуникационного процесса. Студентам необходимо изучить помехи в развитии межличностных и организационных коммуникаций и на основе их анализа разработать пути улучшения системы коммуникаций.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте понятие коммуникаций и коммуникационного процесса.

2. Охарактеризуйте этапы и элементы коммуникационного процесса.

3. Назовите и охарактеризуйте виды коммуникаций, используемых в управлении предприятием отрасли профессиональной деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: