Консервативная политико-правовая мысль в зап.европе в к 18, нач.19 века
Это реакция на франц.революцию и на радикальное изменение религ, соц и политического порядка.
Появляется направление Романизм в лит-ре. Разрыв между идеалом и тем, что получилось.
ППУ Жозефа Де местра (1753-1821)
Франц.мыслитель.
Логич основание: убежденный католик, верил в непогрешимость римского папы, идеализировал средние века, когда католицизм господствовал над всеми сфера жизни. Все вообразимые учреждения покоятся на религиозной идее или они преходящие. Не верит в творческие способности человека, в которую верили философы франц.просвещения. Создать мы ничего не можем. Шершеневич говорит, что если Кант идеализирует индивидуальную волю, Руссо – коллективную волю, Де местр смеется над этим. Извращенная фактом грехопадения воля человека не способна к творчеству.
Родился В Шенберри, Савое. Входило в сардинское кор-во, закончил школу иезуитов, учился в Туринском универе. Свободолюбивый человек, хотя родился в католической семье. После возвращения из универа работал сверхштатным прокурором при сенате. Свободы мысли привело его в масоны. Как масон и религ мыслитель, он не принял франц. Революцию, эмигрировал в Лазану, потом в Турин. В конце-концов находит вторую родину в России. Будет посланником сардинского короля в СПБ в при Александре I. 1821г – «Санкт-Петербургские вечера». Затем и из Питера вышлют. Умрет в Турине. В Шенберри есть памятник ему.
Работы: 1796 г «рассуждения о Франции». Работа «О папе». Сторонник мировой теократии.
Интересен рассуждениями о Конституции. 2 вида конституции: естественные и писаные.
Естественная конституция это исторически сложившиеся коренные права народа, аристократии и короля, которые установились на уровне обычаев и нравов. Писаная конституция это не более чем бумажный листок. Основания были так скептически отнестись к писаным конституциям. Не устаешь от созерцания невероятного зрелища нации, наделившей себя тремя конституциями за 5 лет. Писаные конституции имеют непрочный характер по сравнению с ест.конституцией. Порок их в том, что создавались в соответствии с неким идеалом. Человек создать ничего не может. Божественная печать не коснулась этого текста (К 1795 г имеется ввиду).
|
Текст не может родиться путем какого-либо обсуждения. Если представляет собой литературный акт, это не конституция. Критикует пространно написанные конституции. Чем больше пишется, тем больше это говорит о слабости института. В Спарте были устойчивые гос.институты, хотя никакой писаной конституции не было. Всегда в конституции есть нечто такое, что не мб записано и что необходимо оставить темной неясностью под страхом свержения гос-ва. Это конст.обычаи в Британии. Принятие Конституции это исключительно событие должно быть. Конституции дБ редко обновляемы и это обновление должно проходить с умеренностью и трепетом.
Любая конституция должна приниматься во имя Бога. Политика и религия это один сплав. С трудом отличает законодателя и священнослужителя. Конституция Швейцарии 2000 г, ссылка на Бога. Создателями писаных конституций дБ исключительные люди (у американцев это получилось). К таким должны относятся не ученые, а благородные люди. Лучшими создателями конституции выступают короли и в высшей степени благородные люди. Отрицательно относился к Андарсе. Он был избран в зак.собрание. Де местр, считает, что не ученые дБ депутатами.
|
Конституция должна создаваться для конкретного народа. Одна конституция для всех наций не годится, иначе она была бы абстракцией. Критикует франц.конституции. Они создавались для общечеловека, абстрактный характер. Мне довелось видеть французов, итальянцев, русских, но касательно общечеловека я не встречал никогда.
К должна представлять решении след.задач: при заданных населении, нравах, религии, географического положении, полит.отношениях, богатствах, добрых и дурных свойств какой-либо нации найти законы ей подходящие. Это в стиле Монтескье.
Наряду с резкой критикой конст.строит-ва, Де местр критически оценивал деятельность франц.законодателей. идеалом законодателя выступает законодатель, кот создает мало законов. Много законов- это девальвация. Он был удивлен ростом зак-ва, с 1789 по 1791 франц.нац собрание приняло 2,5 тыс.законов. У всякого истинного законодателя есть своя суббота и прерывистость это его отличительная черта.
Смущает то, что франц.законодатели получали зарплату. Сравнивает деят-ть франц законодателей с деятельностью англ.законодателей (приезжают в Лондон принимать законы за свой счет). з\п = 80 кг пшеницы. Как оценивать этих законодателей? Франц.законодатели, изготовители декретов живут за счет возможности законодательствовать, они мало впечатляют ума консерватора- Деместра.
Такого рода мысль встретим у Бенджамена Констана (политический либерализм). Будет критиковать институт оплаты труда законодателей.
|
Политическое мышление Де местра. Критикует теорию договорного происхождения гос-ва. С одной стороны, говорит о том, что давайте представим дикарей – для него мб обязательные договоры? Для них они ничего не значат, значит этого не могло быть. Теория дог происхождения гос-ва это не только историческая ошибка, но и логическая ошибка.
Идеальная форма правления – монархия в рамках отдельного гос-ва и мировая монархия, если речь идет о монархии в мировом масштабе, монархия во главе с папой римским. Монархия получила свое развитие в хрис.средневековой европе. Если посмотреть историю, там мы видим много великих монархий и не видим великих республик.
Что касается представительной монархии, критически оценивает представительство. В кач-ве примера берет англ.парламент. Что это такое? Это нац представит-во, кот сводится к тому, что некоторое число представителей посылается некоторыми людьми из некоторых местечек. Реальное представительство обеспечить невозможно.
Заключение: Де местр заявил о себе как радикальный критик главного идеала эпохи просвещения, разумных законов. Отрицательно относился к правам человека, это фикция ума. Считал, что высшие и более сильные организмы поглощают низших и слабых.
Цитаты:
необходимо, чтобы основные законы были не только лишь «объявлениями предыдущих прав, надобно, однако, многое для того, чтобы все, что может быть записано, становилось таковым"
«Всегда в каждой конституции есть даже нечто такое, что не может быть записано и что необходимо оставить в темной и почитаемой неясности под страхом свержения Государства»
«Политика и религия образуют единый сплав: с трудом отличают законодателя от священнослужителя; и эти политические учреждения заключаются главным образом в религиозных занятиях и церемониях»
«Конституция, которая создана для всех наций, не годится ни для одной: это чистая абстракция, схоластическое произведение, выполненное для упражнения ума согласно идеальной гипотезе и с которым надобно обращаться к общечеловеку в тех воображаемых пространствах, где он обитает»
«Конституция 1795 года, точно так же как появившиеся ранее, создана для человека. Однако в мире отнюдь нет общечеловека»;