Учение Канта о праве и государстве.




Политические и правовые учения в Германии, в к.18 нач.19 века.

18 в. дал расцвет естественных наук.

Влияние Франц.революции. Кант и Геггель были внимательными наблюдателями контекста франц.революции. Германия экономически отсталая страна, полит.раздробленная. Ничего существенного в Германии не происходит. Расцвет философии Канта и Геггеля. Расцвет поэзии. Музыка Бетховена. Интерес немецких философов связан с исследованием отдельного человека и интерес к человеческому роду в целом. Проверяются возможности разума постигнуть мир. Многие из мыслителей проявляют скепсис по отношении. К возможностям разума. Это сформулировал удачно Гетте: «Сумма нашего сушествования, если поделим на разум, никогда не поделится без остатка».

ИППУ И.Канта. 1724-1804.

1724 г. – год основания Кеннингсберга. Родился в день святого Имануила. Закончил теологический факультет Кенигсбергского университета. Будет патриотом своей малой родины. Была далек от материальных интересов, был педант. Кант яркий читатель Руссо.

Изложить историю жизни Канта трудно, ибо не было у него ни жизни, ни истории.

Логическое основание: идеи Руссо, Монтескье, идеи французских просветителей. Достижения естественных наук в Германии.

Работы. «Метафизика нравов» 1797 год. «К вечному миру» 1795 г.

Кант как философ. У канта есть серия работ, в названии кот есть слово критика. Критика теоретического разума, критика практ.разума, критику способности суждения, 1790 г.

Критика теоретического разума. Основная тема работы – поиск ответа на вопрос – что я могу знать. Кант спорит с французскими материалистами, кот считали, что разум всесилен, и мы все можем постичь. Кант предлагает другой ответ на этот вопрос – мышление это дело субъективное, это не дает возможности согласиться с франц.материалистами. Мы можем посягать только явления, феномены, а сущность вещей остается загадкой. Разделение на феномены и вещи в себе (разумом непостижимы). Такие понятие как пространство, время, причина, следствия, это понятия, кот привнесены разумом, они как такого не существуют.

Критика практического разума. Поиск ответа на вопрос - что я должен делать? Опять спор с франц.мыслителями, они говорили, что наши поступки, наши поведения зависят от общества, в котором мы живем. Человек как феномен включен в причинно-следственные связи, зависит от общества, но Кант использует понятие ноумена – но человек же одновременно и ноумен (вещь в себе), значит, он обладает свободной, разумной волей, которая сама для себя может устанавливать правила поведения (максимы), человек может действовать независимо от внешнего влияния. Концепция автономной этики.

Человек как вещь в себе способен приписывать себе правила поведения и эти правила поведения могут быть гипотетическими императивами или же можем приписать категорические императивы. Гипотетические императивы нацелены на достижение конкретной цели. Категорический императив не связан с нашими желаниями. «Я должен, потому что должен». Можем быть мне это и неприятно, мне это вредит. Это и есть моральная личность. Предлагает формулировки категорических императивов:

1) Поступай так, чтобы правила твоего поведения могло стать основой всеобщего зак-ва. Кант не повторяет золотое правило нравственности.

2) Каждый другой для тебя человек это цель сама по себе, а не средство для достижения твоих целей.

3) Нужно вести себя достойно, и чтобы все человечество видело в тебе цель, а не средство.

Оценка Кантом категорического императива. Две вещи наполняет мой ум восхищением и одновременно страхом: звездное небо над головой и категорический императив во мне. Кант до конца не понял, что такое звездное небо.

Большое значение для людей имеет право.

1) Можем посмотреть на поступки людей и можем посмотреть, что есть поступки моральные (отдаем долг) и легальные (из страха можем возвратить долг). Т.О., поступок один, но мотивация разная (веду себя с тз морали и права).

2) Критика имперического учения о праве. Задача найти разумный критерий, который позволил бы выяснить, что такое право. Если поймем, это станет основой для позитивного законодателя.

• Право – совокупность условий, посредством которых произволение одного лица мб согласовано с произволением другого лица по общему закону свободы.

• Право –взаимное принуждение, охраняющее общую для всех свободу.

• Право-внешнее согласие действию моральному закону.

Если моральный закон основан на самопринуждении (должен потому что должен). Юр.закон основан на внешнем принуждении.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: