Раздел «Мораль».
Это внутреннее самоопределение свободной воли. Геггеля интересуют мотивы, цели. Для него это имеет большое значение. Его интересует субъективная сторона человеческого поведения. Поскольку человек хочет, чтобы о нем судили по его самоопределению, он в этом отношении свободен, как бы не сложились внешние определения.
Ценность человек определяется его внутренним побуждением. Совершение мелкой кражи с целью сохранить свою жизнь. Право собственности нарушается, но это деяние не можем рассматривать как простое воровство. Внутреннее побуждение, мотив важен.
Раздел «Нравственность».
Различает 3 формы проявления нравственности:
• Семья. Появление неких нравственных единиц. Это и есть осуществление свободной воли в семейных отношениях.
• Гражданское общество. Это не сумма индивидов, а связи индивидов посредством системы разделения труда, посредством общих институтов. Гражданское общество состоит из сословий. Геггель выделяет три сословия: субстанциональное (земледельцы и дворяне); промышленное и торговое сословие (пром-ки, фабриканты, купцы); всеобщее сословие (чиновники, которые думают о всеобщем).
Гражданское общество невозможно без зак-ва. Благодаря зак-ву каждый из нас признается правоспособным и каждый из нас является субъектом права. Требования к за-ву:
- зак-во дБ общепризнанным. Лучшая форма зак-ва – кодификация. Критически оценивает возможности обычного права.
Чтобы существовало гражданское общество дБ институты правосудия. Важно не только знать, что записано в законах, но как эти записи применяются в судах. Сторонник суда присяжных.
Геггель видит имманентные недостатки закона. Рациональным образом невозможно обосновать, почему штраф дБ 4 талера, а не 4 талера 24 гроши. Видит условность закона. Законы применяются к конкретному случаю, хотя содержат абстрактные нормы.
|
Геггель против того, чтобы на знание законов была монополия юристов. Чтобы судить о качестве башмаков, нельзя обязательно быть сапожником.
• Государство.
Это действительность нравственной идеи.
Это шествие Бога в мире.
Гос-во это иероглиф сознания.
Гос-во это цель сама по себе. Геггель отказывает признавать, что гос-во необходимо для того, чтобы обеспечивать мир, безопасность. Спорит с теорией договорного происхождения гос-ва. Эта теория привела к путанице. Это институт, кот не зависит от инд.воли людей. Разумное назначение каждого из нас- жить в государстве. Индивид лишь постольку истинен и нравственен, поскольку он есть член гос-ва. Наверное, Прусское гос-во вызывало такое трепетное отношение.
Идеал формы правления гос-ва – конституционная монархия с разделением властей. Гос-в как некий организм. Поэтому он не сторонник разделения властей, он сторонник различения властей. Он различает 3 измерения власти:
1) Законодательная власть. Она устанавливает всеобщее. Двухпалатный орган. Верхняя палат наследственная, нижняя является представителем сословий корпорации гражданского общества. Он против парламентаризма в классич.виде.
2) Правительственная власть. Подводит особенное и единичное под всеобщее. Представляет она из себя иерархию чиновников. Ошибка в одном звене мб исправлена в другом звене. Прообраз теории бюрократии Макса Вебера. Высшие госчиновники имеют большие навыки и привычку госуправления и могут вести дела без народного представит-ва. Народ не знает, что он хочет.
|
3) Княжеская власть. Назначение ставить точки над «i».
Геггель рассматривал гос-во не только как внутренний организм, но и как внешний организм (соотношение гос-ва со внешней ареной). Кант был сторонником установления мира между народами и установил проект вечного мира. Геггель мыслит прямо противоположно – сторонник войн и критикует идею вечного мира Канта.
Посредством войн решаются споры между гос-вами. Если бы войн не было, человечество было бы болотом. Чел.история движения в борьбе с противоположным. Удачные войны не давали развиться внутренним смутам и укрепляли гос.власть.
Если Кант решал космополитическую задачу, Геггель знаком с наполеоновскими войнами и он решает национальную задачу – признание за сильным гос-вом права вести войны.
Геггель многомерный мыслитель Рассматривает гос-во с тз.всемирной истории. Геггель считает, что история движется с востока на запад и история представляет собой реализацию свободы в различных формах гос-ва. Вначале был свободен один человек (Восток) и форма правления – деспотия. Дальше античная Греция, античный Рим, здесь реализация свободы некоторых (демократия, аристократия). Пруссия. Здесь увидим реализацию свободы всех – конст.монархия.
Заключение. В разделе абстрактное право геггель предложил разумное обоснование европ.институт частного права, институтов частной собственности, признаем ценность договоров. Что касается УП, Геггель предлагает увидеть в каждом преступнике лицо, с достоинством которого нужно считаться. Это не просто объект карательной власти. Прогрессивными представляются идеи о кодификации. Спорным является обожествление или культ гос-ва. Говорит, что в ходе войны люди понимают кто для кого – гос-во для граждан или наоборот. Энгельс скажет, что эта суеверная вера в гос-во в Германии перешла в общее сознание буржуазии и даже рабочих.
Цитаты:
3 стадии права:
1«постичь и изобразить государство как нечто разумное в себе»;
2 «показать, как государство, этот нравственный универсум, должно быть познано»;
3«не поучать государство, каким ему следует быть».
«Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли. Тем самым право есть вообще свобода как идея»