Консервативное политико-правовое учение Эдмунда Бёрка.




ППУ Эдмонда Бёрка (1729-1797)

Англ.полит.мыслитель ирландского происхождения, консервативный мыслитель, радикальный критик франц.революции, критик концепции прав человека.

Папа исповедовал англиканство, мама была католичкой, учился в школе для бедных, кот находилась в разрушенной католической церкви, воспитывал его католик. Был талантливым человеком, в это время талант начал цениться наряду с богатством. 18 в – устойчивое развитие в Англии. Ограниченная монархия. Билль о правах действует. Берка избирают в палату общин несколько раз. Там обсуждались вопросы, связанные с налогообложение колонистов, Берк был на стороне колонистов, против дополнительных сборов выступал. Берк добился привлечения к суду палаты лордов руководителя администрации Индии. Наиболее яркое выступление было направлено против франц.революции. франц.революция таит угрозу всей Европе. Война с якобинцами это общеевпропейская гражданская война.

Полит деятельность Берка была оценена след.образом: когда он умер, в связи со смертью, выступил Джордж Канинг, премьер- министр Великобритании: «У нас только одно событие, но это событие мирового значения - Берк умер».

Работа «Размышления о революции во Франции», 1790 г. 12 тыс экземпляров тираж, настольная книга Екатерины II.

Критические замечания:

1) Во Франции нарушен баланс властей в гос-ве. Это нарушение видит в усилении нац.собрания, зак.ветви власти. Власть собрания ничем не ограничена, нет регламентов, ограничивающих деят-ть нац.собрания, никаких обычаев нет. Именно эта неограниченная власть мб причиной ужасных потрясений. Власть палаты общин это капля в море по сравнению с властью нац.собрания. В 20 веке Кистяковский примерно также высказывался, в ГД не было еще регламента.

2) Нац.собрание действовало непрерывно. В Англии не можем так напряженно трудиться не можем. В вашем собрании вы не страиваете перерывов даже в вс. Мы имеет 2 вых в неделю, праздники и 5-6 мес.отдыха летом. Этот продолжительный бесперерывный труд я считаю одной из причин содеянного вреда.

3) Неспособность французских парламентариев к истинному суждению. Потому что бесперерывно законодательствуют, времени нет подумать. Вы никогда не бываете в стране и не знаете, как действуют ваши законы. Интересы если и проявляете, вы слушаете льстецов. Нет обратной связи.

4) Речь шла о подготовке конституции. Берк признает, что это необдуманный шаг. Написать конституция для всего кор-ва одним махом – это непродуманное решение и для монарха, и для прихожанина самого захудалого прихода, но дуракам закон неписан.

Берк положительно оценивает неписаную конституцию. Это наше наследство, полученное от праотцов как достояние народа. Уважительно относится к институту наследования власти. Здесь противостоит Пейну. Сторонни палаты пэров.

Критически оценивает концепцию прав человека. Авторы ВДПЧ презирают опыт, они закладывают мину, которая разом взорвет все древние образцы хартий, обычаи, и эта мина – права человека. Нас (англичан) же еще не выпотрошили и подобно музейным чучелам не набили тряпками. Каждый из нас партнер, мы члены гражданского общества и не надо рассуждать об абстрактных правах. Право работать для себя, не вредя другим, иметь неоспоримое право на часть общего достояния. Не признает право быть судьей в собственном деле и право на самозащиту. Почему? – нельзя одновременно пользоваться правами цивилизованного гос-ва и нецивилизованного.

Наряду с этой критикой Берк формулирует консервативную программу.

-Выступает против революционных способов изменения общества. Для англичан этот путь неприемлем и считает, что английская конституция это старое, но крепкое здание, его можно лишь ремонтировать, но стиль этого здания изменять нельзя. Французы упустили шанс ремонта системы, выбрав путь революции. Можно было идти плавным путем: лишь с величайшие предосторожностью нужно было сокращать полномочия королевской власти. Все серьезные полит.институты не создаются сверху, они вырастают из обычаев, из взаимоуравновешивающих требований людей.

-Я убеждаюсь, что любая попытка подавлять, лишать привилегий, истреблять родовую знать, уничтожать зем.собственность и т.д. не мб оправдана. Они против радикальных изменений общественной структуры. При этом должны подчиниться великому закону изменения, но эти изменения должны вноситься порционно, в этом мудрость полит.деятеля. «Подобный образ действия, с одной стороны, предотвратить резкое смещение старой верхушки, что обычно порождает угрюмое недовольстве среди тех, кто внезапно лишился своего влияния, а с другой стороны, постепенный переход не даст людям, долгое время находившихся в приниженном состоянии, опьяниться слишком большим глотком новообретенной власти, которым они всегда злоупотребляют с безудержным высокомерием».

- идея доверия общества к гослужащим. Эта деятельность просвещенных, значит каждый из них должен осознавать свою огромную отв-ть перед Богом и людьми. Каждый человек, обладающей долей власти, должен глубоко проникнуться мыслью о том, что он выступает как доверенное лицо. Эта мысль Берка нашла закрепление и сформулирована в американском кодексе этики правительственной службы, ст.10. «Гос должность является выражением общественного доверия». Умные люди борются не с тем, чтобы менять названия, а с пороками.

Заключение: Берк интересен как критик неограниченной власти. Ценность исторического опыта противопоставил радикальным изменениям. Признал, что если и вносить изменения, нужно это делать небольшими порциями (возможность избежать «из грязи в князи»). В 1790 году предсказал французам Наполеона.

Став депутатом, ты пользуешься свободным мандатом, представляешь интересы всей нации или избирателей? По Берку – всей нации. Отдельный депутат парламента действует от лица всей нации.

Цитаты:

«вы никогда не бываете в стране, чтобы трезво и бесстрастно обозреть результаты принятых вами мер»;

«вам не дано увидеть своими собственными глазами страдания и муки, причиненные вами. Вы знаете об этом на

отдалении, со слов тех, кто всегда льстит властям предержащим, кто, сообщая о жалобах, воспламеняет в то же время ваши души против самих же подвергшихся угнетению»

«Какие головы надо иметь, какие сердца, какие способности, чтобы осмелиться не только создавать законы... но одним махом создать новую конституцию для огромного королевства и каждой его части, пригодную и для монарха на троне, и для прихожанина самого захудалого прихода. Но "дуракам закон не писан"»

"ни один человек не может быть судьей в своем собственном деле".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: