Предложения по привлечению финансовых средств в сферу образования




 

В настоящее время значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала.

Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

За последние годы в области образования приняты ряд важных документов, в которых раскрываются стратегические направления развития образования.

К ним в первую очередь относятся Национальная доктрина образования, Концепция модернизации образования, Федеральная программа развития образования.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации - основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.

Согласно доктрине государственная политика в области финансирования образования обязана обеспечить следующее: на первом этапе темпы роста бюджетных средств будут опережающими по отношению к темпам роста общего объема расходной части бюджета. Постепенно предусмотреныя целевые средства на развитие образования, в том числе на информатизацию образовательных учреждений. Расширены возможности привлечения в сферу образования средств из бюджетов семей и других внебюджетных источников.

На втором этапе обеспечивают темпы роста объемов бюджетного финансирования образования в соответствии с темпами роста ВВП. Дополнительный объем финансовых средств будет поступать из семейных бюджетов и средств предприятий.

На третьем этапе (до 2025 года) при сохранении темпов роста бюджетного финансирования произойдет дальнейшее увеличение поступления в систему образования финансовых средств из различных внебюджетных источников.

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.» развила основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года.

Важными элементами формирования эффективных экономических механизмов модернизации и развития образования, обеспечивающих фактически новые принципы и систему финансирования отрасли, должны стать:

- введение нормативного бюджетного финансирования общего среднего и начального профессионального образования с учетом обеспечения государственных образовательных стандартов и необходимых условий образовательного процесса;

- разработка дифференцированных нормативов бюджетного финансирования учреждений (организаций) высшего и в перспективе среднего профессионального образования, отражающих характер реализуемых ими образовательных программ.

Сегодня система образования должна быть готова дать чёткий ответ на вопрос «Что даст увеличение финансирования системы образования государству и физическому лицу?» Государство осуществляет инвестиции в систему образования в следующих формах: вводя норматив финансирования, предоставляя движимое и недвижимое имущество, землю, право пользования землёй и другими ресурсами, реализуя программу поддержки одарённых детей и другие целевые программы.

Но на данный момент ситуация такова: по расходам на образование Россия занимает в мировом рейтинге 109 место из 186. Чтобы увеличить объём финансирования на свои нужды, системе образования нужно доказать уровень востребованности её услуг. Наиболее перспективное направление увеличения финансирования - привлечение частных финансовых средств.

Принципиальное отличие частных инвестиций от государственных заключается в том, что инвестор ориентирован на получение прибыли, он потребует возврата вложенных средств или гарантий дохода.

Какими могут быть сегодня механизмы инвестиционных отношений в системе образования, механизмы привлечения частных инвестиций?

. Создание эндаумент-фондов. Механизм деятельности эндаумент-фондов таков: жертвователи - те, кто вкладывает средства - вносят пожертвования в некий фонд; этот фонд необходимую сумму (на основе строгого соблюдения устава) передаёт управляющей компании (например, банку); банк вкладывает эти средства так, чтобы обеспечить доход.

Важен факт отличий: школы собирают средства - и расходуют сразу; эндаумент-фонд аккумулирует деньги в течение некоторого времени и получает доход. Отличен и механизм сбора средств: в эндаумент-фонд часто жертвуют выпускники, партнёры, это не родительские средства.

Есть сложности: по современному законодательству для создания эндаумент-фонда необходимо собрать не менее 3 миллионов рублей. Но школы ведь могут объединиться. А при таком объединении должны быть четкие критерии определении доли каждой школы вложения и соответственно использования средств.

. Механизм реализации строительства зданий для общеобразовательных учреждений на основе инвестиционного договора.

Многие школы оказались перед необходимостью решать задачи строительства новых зданий для спортивных залов, бассейнов. Напрямую заключить договор с инвестором ОУ не может (по существующему законодательству). Но Управляющий совет, Наблюдательный совет может принять решение о передаче земельного участка учредителю, а учредитель имеет право заключать договор с инвестором на строительство. Конечно, инвестор, будет заинтересован в получении прибыли от эксплуатации этого спортивного зала во внеурочное время. Но в течение учебного дня, в рамках образовательной программы - зал в распоряжении школы.

. Привлечение инвестиций на реализацию образовательной программы.

Сертификат участия в предоставлении платных образовательных услуг гарантирует инвестору получение дохода от реализации программы и удостоверяет право владельца на получение прибыли.

Именные облигации гарантируют права на получение прибыли. Когда речь идет об авторах программ, автономные учреждения могут оформить в виде займа эту облигацию, определив её стоимость, и сам автор образовательной программы будет получать процент и может вернуть всю стоимость облигации.

Руководители, общеобразовательных учреждений, педагогические коллективы оказались сегодня перед проблемой повышения инвестиционной привлекательности школы.

Непосредственно для школы-интерната предложим следующее - наряду с бюджетным финансированием школы, привлекать дополнительные источники финансовых поступлений для полного обеспечения материально-технической базы всем необходимым, а также обеспечение более качественного и доступного образования.


 

Заключение

Таким образом, в качестве заключения по представленной курсовой работе, можно отметить, что оценка последствий перехода на нормативное финансирования показывает необходимость дифференциации нормативов, что значительно ослабляет их возможности в части перераспределения ассигнований.

Нормативное финансирование наталкивается на сложившуюся практику финансирования, учитывающую индивидуальные особенности учебных заведений. Следовательно, внедрению нормативного финансирования должно предшествовать решение этих проблем.

Изучение изменений практики и подходов к организации финансирования российского образования убеждает в том, что сложившийся организационно-финансовый механизм в сфере образования, который можно рассматривать как последовательность действий, создание необходимых нормативно-методических условий и определение основных функций участников процесса планирования и распределения бюджетных средств, отличается высокой устойчивостью, и может быть приспособлен для условий нормативного финансирования. Основным препятствием на этом пути является недостаточная разработанность методологии построения таких механизмов.

Решением представляется формирование такого подхода к построению процессов нормативного финансирования образования, при котором в конечном итоге нормативное финансирование дифференциации нормативов и использования ряда показателей практически преобразуется к действующей схеме сметного финансирования, поскольку должно вписываться в рамки действующего бюджетного процесса.

Одновременно анализ процессов позволяет определить перечень нормативно-методических документов, которые необходимы для организации процесса нормативного финансирования образования.

Основным содержанием этих документов является определение порядка расчета показателей, которые используются при формировании проекта бюджета и при распределении бюджетных ассигнований.

Продолжение данной работы может осуществляться в направлении проверки возможности практического применения полученных результатов для организации нормативного финансирования учреждений общего образования, а также для построения конкретных организационных схем финансирования.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: