Методологические основы и принципы




Психологии

«Возможности психологии как науки есть методологическая проблема прежде всего. Ни в одной науке нет стольких трудностей, неразрешимых контроверз, соединения различного в одном, как в психологии. Предмет психологии самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению; способ её познания должен быть полон особых ухищрений и предосторожностей, чтобы дать то, чего от него ждут».

Л. С. Выготский.

2.1 Основные общенаучные принципы познания.

2.2 Специфика предмета психологии и принципы познания в психологии.

2.3 Понятия методологии, методики организации исследования и эксперимента, метода.

 

2.1 Основные общенаучные принципы познания. Представьте себе, что вы вдруг занялись экспериментальным животноводством. Подобрали оптимальный рацион, режим сна и отдыха для вашей козы, даже раздобыли кедровые опилки для её подстилки. Теперь осталось установить, при каком освещении – искусственном или естественном – удои будут выше. Но их нет вообще. Вы ломаете голову над периодами лактации и геомагнитными полями, пока сосед случайно не устанавливает, что ваша подопытная – козел.

Это и есть пример методологической ошибки. Они могут быть и менее грубыми, но если сделаны, то польза от ваших исследований будет нулевой или даже отрицательной.

В приведенном примере всё было правильно, кроме представления только об одной характеристике объекта, показавшейся исследователю несущественной. Тем не менее учет пола животного определяет целый ряд действий для повышения удоев, как бы содержится в них; ведь иначе они бессмысленны.

Подобным образом методологические принципы как бы растворены во всех действиях исследователя. Прекрасно выразил это Л. С. Выготский: «Высшая методология управляет работой каждого элемента «организма» науки, каждым движением мысли по добыванию и объяснению фактов».

Давайтедля началарассмотрим те основные принципы познания, которые использует любая современная наука.

Принцип детерминизма. Он гласит, что у каждого явления есть причина. Просто так ничего не бывает. Более строгая формулировка: «закономерная и необходимая зависимость явлений от порождающих их факторов». Для исследования можно отметить, по крайней мере, два следствия. Во-первых, если причина есть, её можно найти. Во-вторых, именно причину любого явления следует искать прежде всего. Детерминизм позволяет выйти за рамки простой описательности и направляет научный поиск в сторону поиска объяснений.

Принцип развития. Здесь под развитием мы будем понимать «изменение в определенном направлении». Мир постоянно изменяется, некоторые из изменений хаотичны, но большинство сложных объектов изменяется неслучайным образом. Дети растут, атмосфера загрязняется, гривна обесценивается. Все эти процессы имеют направление, и можно предсказать с достаточной вероятностью, что с этими объектами произойдет в дальнейшем. Если, конечно, руководствоваться принципом развития, то есть рассматривать объекты как развивающиеся, а не застывшие и неизменные, и выяснять закономерности этого развития. Можно ли правильно описать семя, если отвлечься от того, что оно может стать деревом? В психологии этот принцип «позволяет понять личность именно как развивающуюся, последовательно проходящую фазы, периоды, эпохи и эры становления его сущностных характеристик».

Принцип системности позволяет открывать новое знание с минимумом затрат. В наше прагматичное время понимание объекта как системы дает возможность сэкономить на блуждании неверными путями. Вспомните о козле из предисловия этой главы.

Итак, «Системность – объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому свойства». Проще всего это проиллюстрировать, если вспомнить, что сообщества хиппи в городах СССР тоже назывались «системой». Отдельный хиппи был бы бедным и неприкаянным, но как «системный человек» он мог рассчитывать на ночлег (флэт) и сигарету (косяк), подобные возможности были именно системными, и в кавычках, и без них. Национальность, членство в определенной банде, образование и т. д. – всё это системные качества, то есть приобретенные благодаря принадлежности к чему-то большему, чем один человек, но повлиявшие на него, ставшие и его собственными.

В общем виде систему можно определить как саморегулирующуюся целостность. Что же именно регулируется? Например, температура нашего тела постоянна, и это возможно благодаря регуляции – потовыделению в жару и усиленному расщеплению жиров в холод. А если температура тела всё же изменяется, это считается болезнью, угрозой существованию системы. То есть регулируются параметры системы в направлении сохранения равновесия по отношению к внешней среде. Разумеется, для этого нужно отражать изменения внешней среды, подобно тому, как рессоры автомобиля реагируют на неровности дороги, чтобы весь автомобиль не так трясло.

У. Кеннон сформулировал такие принципы организации систем в отличие от «не-систем», примеры приведём из восприятия:

- дифференциация функций отдельных частей (глаза смотрят, уши слушают);

- интеграция «сотрудничающих частей» для выполнения общей задачи (зрительно воспринимаемый зеленый цвет и обонятельно – отвратительный запах, вместе означают, что сыр не совсем свежий);

- согласование внешних и внутренних отношений (изучая предмет, мы можем во внешнем плане повернуть его и позволить зрению изучить его обратную сторону);

- поступление сигналов об отклонениях и коррекция (если мы перестаем четко видеть удаляющийся предмет, то щуримся, фокусируя зрение).

Применение принципа системности в исследовании состоит в том, что в любом частном факте усматривается роль последнего в удержании равновесия всей системы. Эту роль можно назвать также «системным смыслом». Например, адекватно понять (и изучать!) психологические защиты можно только исходя из их роли в предохранении всей психики от перегрузок. Если же их рассматривать только как устранение одного стрессогенного фактора, построенные на этом исследования не дадут ничего полезного.

Невозможно адекватно изучить человека, не рассматривая его во-первых, как систему его самого, и, во-вторых, человека как часть более широкой системы (малой группы, общества). Как говаривал Джон Донн, человек – это вам не остров.

Возможно, более простым окажется следующее определение системы, предложенное В. Козловым:

Система – это совокупность двух или более элементов, удовлетворяющих следующим условиям:

1) Поведение каждого элемента влияет на поведение целого;

2) Поведение элементов и их воздействие на целое взаимозависимы;

3) Если существуют подгруппы элементов, то каждая из них влияет на поведение целого, и ни одна из них не оказывает такого влияния независимо.

Равновесие системы – не самоцель, а условие её самосохранения. Есть и другие сущностные признаки системности. Однако нам пока хватит изложенного здесь представления, а желающие изучить принцип системности поглубже, могут обратиться к указанной в конце главы литературе.

В качестве приложения добавим принципы познания, сформулированные В. Ульяновым:

1. Объективность рассмотрения (не примеры, отступления, а вещь сама в себе)

2. Вся совокупность многоразличных отношений этой вещи к другим.

3. Развитие этой вещи, её собственное движение, её собственная жизнь.

 

2.2 Специфика предмета психологии и принципы познания в психологии. Мы рассмотрели основные общенаучные принципы. Они являются ключевыми и в психологии. Но сама психология имеет ряд отличий от всех других наук (предельная сложность предмета, единство объекта и субъекта познания и др.) и неудивительно, что обладает рядом только ей присущих методологических черт.

С точки зрения разработанности методологии советская психология ушла гораздо дальше, чем западная. И было бы глупо отказываться от этих разработок только из-за того, что нет больше советского режима или из-за того, что крупные советские методологи были вынуждены делать реверансы в сторону Партии.

С. Л. Рубинштейн сформулировал следующие методологические принципы советской психологии:

Принцип психофизического единства. Нервная система является материальным субстратом психики и во многом определяет её. Верно и обратное: физиологические процессы в нервной системе также зависят от процессов психических. Например, выделенная слюна – вполне материальная вещь. Но выделиться она может от совсем нематериального образа пищи. Таким образом, нельзя сказать, что главнее. Психика и нервная система, даже наш организм, едины и невозможны друг без друга.

Учет физиологических основ психики – конкретизация предыдущего в плане исследования. Конечно, за всеми психическими процессами стоят физиологические. И если бы была возможность установить однозначное соответствие между ними, психология была бы не нужна вовсе, нейрофизиология её бы заменила. Но пока это невозможно, и психология существует, и у неё свой путь. Всё же забывать о материальном субстрате нематериальной психики не стоит. Знаменитые исследования И. Павлова были как раз физиологическими по методу, но на них построена психологическая теория темперамента. С. Л. Рубинштейн считает, что при воплощении этого принципа в конкретных исследованиях следует включать анализ физиологических компонентов в анализ психологический. При этом роль физиологии – подчиненная.

Учет общественного содержания. Как психическое невозможно свести к физиологическому, так и психологический анализ невозможен без учета того, что поведение означает для общества. Например, полигамия в нашем обществе считается безнравственной в большинстве социальных групп. В Полинезии это нормально. Поведение одно, значение у него разное, и это влияет на протекание тех процессов, которые мы изучаем. Ещё более близкий пример – разная оценка поведения молодых людей ими самими и их родителями. Это вызывает чувство вины, часто – когнитивный диссонанс. А отвлечься от социального содержания невозможно. Мы живём в обществе и всё, что делаем, отражается на других, и обычно возвращается к нам в виде осуждения, одобрения и т. д. Сама наша психика формируется именно в обществе.

Принцип историзма. Вспомните знаменитых «маугли» Амалу и Камалу, воспитанных волками. Людьми они так и не стали. Это ярко показывает, что человеком можно стать только в человеческом обществе, испытывая его влияние. Сравните людей, выросших в разных культурах, и роль социальной среды в формировании личности станет очевидной. Так что в исследованиях её отбрасывать нельзя. Нужно учитывать в какую эпоху, в каком обществе существует изучаемое вами психическое явление, и быть осторожными при переносе результатов на другую культуру.

Принцип индивидуализации исследования. Ни одна модель личности не описывает ни одного конкретного человека. В моделях представлено так называемое всеобщее, то, что условно можно применить ко всем. Но каждый человек уникален. А психическая реальность конкретна, и существует в живых людях. Отсюда и вытекает методологический принцип: сначала изучение конкретных индивидуальных случаев, и только потом переход к массовым исследованиям, раскрывающим общие закономерности. Философски этот же принцип можно сформулировать так: анализ единичного, и только затем переход к всеобщему и от случайного к необходимому. Например, вы заметили, что ваш приятель после ссоры с родителями напивается. Все объясняющие это гипотезы следует формулировать именно по отношению к приятелю, и только затем организовывать массовое исследованиедля проверки, насколько типично это явление, и какие личностные черты этому способствуют.

Генетический принцип, или принцип развития. Психика развивается, такова её суть. Развивается она в сторону усложнения, что обеспечивает более успешное приспособление и выживание. Сравните хотя бы «психику» инфузории и собственную. Даже если сравнивать людей в разные эпохи, трудно отрицать, что когнитивная сфера современного человека сложнее, чем средневекового.

До определенного предела нервная система усложнялась анатомически. Со времени появления кроманьонцев она не изменилась. Просто этот уровень анатомической сложности допускает все наши психические возможности. Но в любом случае нельзя сбрасывать развитие со счетов, нельзя изучать психику как что-то раз и навсегда данное.

Любое явление не статично, всё в этом мире развивается. Напомним, что такое развитие: изменение в определенном направлении, имеющее собственные закономерности. Например, развитие младенца происходит в направлении усложнения его психической жизни. Наиболее очевидным способом изучения будут срезы на различных этапах развития. Но это не совсем правильно. Нужно именно переход с уровня на уровень сделать предметом изучения и так вскрыть движущие силы явления. Не просто констатировать, что в таком-то возрасте ребёнок начинает улыбаться матери, но и выяснить, почему это происходит.

Принцип единства теории и практики. Любое исследование не проводится просто так. Оно или непосредственно приносит практические результаты (прикладное), либо (фундаментальное) становится основой для будущих прикладных. Общая психология – фундаментальная наука, но на ней базируются все прикладные отрасли. Американская психология, особенно социальная, носит преимущественно прикладной характер. И хотя на конкретные вопросы она отвечает, недостаток обобщения приводит её к регулярным методологическим кризисам. И тогда американцы обращаются, например, к фундаментальной концепции Л. С. Выготского, чтобы увязать одни результаты с другими, объяснить их, и понять, куда двигаться дальше.

Всё эти принципы является конкретизацией одного «узлового» – единства сознания и деятельности. Он означает, что любое поведение не может быть рассмотрено только как внешнее или только как внутреннее. За одними и теми же [внешними] поступками может скрываться разное [внутреннее] содержание, и наоборот.

Отсюда вытекает более прикладной принцип изучения психики и сознания в единстве внутренних и внешних проявлений. Для объективного изучения нам доступно только внешнее. Поведение, в основном. За поведением всегда стоит внутреннее психическое содержание. Собственно говоря, задача психологии в том и состоит, чтобы выяснять психическое содержание по внешним проявлениям, и это очень сложная задача. Ведь одно и то же поведение может быть обусловлено тысячами разных мотивов. Именно это имеется ввиду в известной поговорке «Чужая душа – потемки». Взаимосвязь психики и поведения, сознания и деятельности должна быть не только предметом, но и средством исследования, опорной базой методики.

 

2.3 Понятия методологии, методики организации исследования и эксперимента, метода. До сих пор мы чётко не сформулировали, что же такое методология. Давайте воспользуемся определением из словаря «Психология»:

Методология – 1) система принципов и способов организации и построения научной деятельности; 2) учение об этой системе.

С. Л. Рубинштейн под методологией понимает систему методов определенной науки в их единстве. Методы в науке берутся не с потолка, а опираются на уже открытые в данной науке закономерности. Соответственно, они и развиваются вместе с наукой.

Вспомните, что когда-то в психологии господствовал метод интроспекции. Он опирался на методологические положения структурализма, согласно которым следовало выявлять «кирпичики», составляющие психику, и сделать это можно было только «изнутри». Ведь тогда предметом психологии было сознание, его содержания и исследовались. Но вот предметом психологии стало поведение, и исследования приняли совсем другой вид. Ведь крысу не спросишь, какие ощущения в ней вызывает стимул.

Допустим, мы пользуемся методологией, принятой в советской психологии. Те принципы, что мы рассмотрели выше, должны воплощаться в том, как исследование организуется. Например, один из принципов методологии – принцип развития. Чтобы его учесть подойдёт лонгитюдное исследование, когда объект изучается в разные моменты времени или «срезы» (одновременное изучение детей разного возраста), выявляющие характер его развития. Конечно, это не означает, что каждое исследование непременно должно быть лонгитюдным, но тогда нужно оговаривать, что аспект развития Вами не изучался и не претендовать на полноту своих выводов. Они в таком случае справедливы только для одного момента времени, могут сказать Ваши оппоненты.

Уровень метода. Здесь идёт выбор из таких методов, как эксперимент, наблюдение, и т. д. Чтобы выяснить причинно-следственные связи, например, метод наблюдения не подойдёт, нужен эксперимент.

Уровень методического приёма. Здесь выбирается конкретный тип эксперимента или вид наблюдения, ведь эксперимент может быть разным – естественным, лабораторным, и т. д. Экспериментальный план выбирается тоже на этом уровне.

Уровень методики. Наконец, то, что вы непосредственно будете использовать в своём исследовании, определяется на этом уровне. Это уже не «тестирование», а конкретный тест, или не просто «эксперимент по изучению времени реакции», а опыт с конкретными стимулами, аппаратурой и даже инструкцией испытуемому.

Как вы наверняка заметили, на всех уровнях, начиная с организации исследования, идёт выбор, и он зависит от конкретной задачи исследования. И каждый выбор накладывает свои ограничения на полноту Ваших выводов, ведь у каждого метода свои ограничения. В задаче всегда, явно или неявно задана область применимости результатов. Как же быть, если возможности конкретного метода оказываются слишком узкими и не позволяют решить задачу? Но кто сказал, что Вы должны ограничиваться только одной методикой? В рамках одного способа организации исследования их множество. Так обычно и делается: эксперимент дополняется наблюдением, тестирование – опросом, и т. д.

Даже в простом здравом смысле можно обнаружить определенные правила, по которым добывается знание. В таком сложном способе его приобретения, как наука, эти правила гораздо сложнее, серьёзнее, и даже шире здравого смысла. Они представляют собой целый особый раздел любой достаточно «взрослой» науки – методологию.

Есть много исторических примеров необходимости методологии. Один из самых свежих – ранняя и нынешняя соционика. В самом начале её развития никакой особой методологи у неё не было, каждый неофит руководствовался – часто неосознанно – своей первой специальностью, обычно технической или естественнонаучной. Иногда ею занимались психологи, но это тоже было не то. И лишь когда в соционике оформились собственные, никаким другим наукам не свойственные принципы познания, она стала похожа на науку. Правда, шумихи стало меньше. Потому, что зрелая наука знает границы своего применения и не претендует на всеобщность. Наверное, это можно сравнить с развитием человека – больше всего шума он производит в подростковом возрасте, а по настоящему взрослым становится, когда у него появляется ребёнок.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: