Введение в общую психологию




Гоу впо

Донецкий национальный университет

 

Кафедра психологии

 

 

Учебное пособие

К КУРСУ

«Общая психология»

Часть 1

 

К курсу «Общая психология»,

1,2 курс специальности Психология»

1 курс специальности «Психология служебной деятельности»

 

 

Донецк – 2015


Содержание

Название главы и подразделов Стр.
Предисловие  
1. Введение в общую психологию 1.1. Понятие психического. 1.2. Предмет и задачи общей психологии.  
2. Методологические основы и принципы психологии 2.1 Основные общенаучные принципы познания. 2.2 Специфика предмета психологии и принципы познания в психологии. 2.3 Понятия методологии, методики организации исследования и эксперимента, метода.  
3. развитие психики в филогенезе 3.1. Идеалистический и материалистический подходы к проблеме развития. 3.2. Концепция развития психики Леонтьева-Фабри. 3.3. Высшие психические функции  
4. Деятельность 4.1. Понятие и структура деятельности. 4.2. Элементы деятельности. 4.3. Развитие деятельности  
5. Сознание и Бессознательное 5.1. Сущность и критериальные характеристики сознания. 5.2. Развитие сознания. 5.3. Бессознательное и его соотношение с сознанием.  
6. ощущение 6.1. Понятие и классификации ощущения. 6.2. Параметры и характеристики ощущений. 6.3. Пороги ощущений, соотношение раздражителя и ощущения.  
7. Восприятие 7.1. Понятие, виды и свойства восприятия. 7.2. Основные закономерности восприятия. 7.3. Теории восприятия.  
6. Внимание 6.1.Понятие, сущность и функции внимания. 6.2.Свойства внимания. 6.3.Виды внимания. 6.4.Психологические теории внимания. 6.5.Развитие внимания в онтогенезе.  
9. Память 9.1. Понятие, функции и процессы памяти. 9.2. Виды памяти 9.3. Закономерности и теории памяти. 9.4. Использование и развитие памяти.  
10. Мышление и воображение 10.1. Понятие и виды мышления. 10.2. Операции мышления. 10.3. Творческое мышление. 10.4. Теории мышления. 10.5. Воображение  
11. Речь 11.1. Сущность и функции речи. 11.2. Психологические теории речи. 11.3. Соотношение речи и мышления.  

 


 

Предисловие

 

Это учебное пособие предназначено, прежде всего, для подготовки к экзамену по общей психологии на спецфакультете психологии и социальной работы ДИПО ИПР. Однако «автор» надеется, что оно будет полезно не только в качестве шпаргалки, но и для глубокого усвоения курса. А для этого, разумеется данного пособия мало. Надо читать первоисточники.

Слово «автор» здесь взято в кавычки потому, что большая часть пособия является компиляцией следующих источников:

В.А. Аверин. Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.

Ю.Б. Гиппенрейтер. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1996.

Р.С. Немов. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1995.

Л.Д. Столяренко. Основы психологии. Изд. Третье, переработанное. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.

Кроме глав 1, 2, 4, 13, авторство заключалось в компоновке, редактировании, комментариях и примерах.

Автор, позвольте дальше без кавычек, очень благодарен слушателям ПЗ-2003 и ПЗ-2004 за совместную работу на лекциях и особенно за предоставленные конспекты.

Автор никогда раньше не писал таких больших пособий. Поэтому в этом наверняка много огрехов. Он будет очень благодарен за любые замечания: от указания опечаток до концептуальных вопросов и методических советов. Особенно интересуют места, написанные недостаточно понятно.

Автор совершенно официально предлагает обмен экземпляров с разборчивыми замечаниями об этом на полях, сделанные читателями, на чистые экземпляры этого или следующего издания.

Для продуктивного использования учебного времени, очень хорошо было бы, чтобы Вы заранее прочитали текст той темы, которая будет на ближайшей лекции (порядок соответствует представленному в пособии), записали возникшие у Вас вопросы. Тогда ответы на них будут даны на занятиях, и останется время для обсуждения и дискуссий.


Введение в общую психологию

1.1. Понятие психического

1.2. Предмет и задачи общей психологии

 

1.1. Понятие психического. Для того, чтобы определить предмет общей психологии, представить её задачи и структуру курса, сначала придётся определить понятие психического. Сделать это можно по-разному. Учитывая свойственный нашей культуре материализм, сделаем это в материалистической парадигме и через определение цели психики.

Попробуем поступить, как Эвклид. Его существующая тысячелетиями, безупречно логичная геометрия базируется на рационально недоказуемых постулатах.

Введём постулаты и мы. А) Любой живой организм стремится выжить, то есть сохраниться и, желательно, размножиться. Б) Организм существует во внешней (объективной) среде, которая влияет на него. В) Это влияние изменчиво. Г) Обязательное условие сохранения организма (выживания) – поддержание постоянства среды внутренней. Дальше пойдут уже не постулаты, а логические следствия из них.

Если бы внешняя среда полностью определяла внутреннюю, организм бы погиб, как только внешние условия перестали бы быть приемлемыми него. С неживыми объектами так и происходит. Живые же, в меру своей сложности, способны противостоять этому влиянию. Они не могут изолироваться от влияния внешней среды, но выживают за счёт взаимодействия с нею, «подстраивания» под неё. Если света не хватает, инфузория-туфелька двигается к месту, где его больше и где может происходить фотосинтез. Человеческий организм испаряет воду при перегреве и расщепляет жиры в холоде, чтобы сохранить внутри температуру 36,6о С. Выживание любого организма происходит как системное взаимодействие с внешней средой. Если вернуться к примеру с инфузорией, то очень условно можно сказать, что она «хочет» света. Вот «желание» и управляет её поведением, создавая, в конечном счёте, наилучшие условия для организма.

Во взаимодействии организма и среды есть определённые закономерности. Например, чем более сложна система, тем более она гибка в своём приспособлении, и тем больше у неё шансов выжить. Учитывая принцип биологической целесообразности, отсюда следует, что система регуляции будет стремиться к усложнению. Толпа на площади и воинское подразделение той же численности различаются по организованности (наличию единого управления). Очевидно, что пехотный полк способен на гораздо большее, чем тысяча людей, встретившихся в первый раз.

Цель психики, соответственно, можно определить, как регуляцию взаимодействия организма со средой, сложную и многоуровневую. По мере усложнения всё больше будет возрастать активность, то есть произвольность поведения. Мы будем часто также употреблять как их синоним слово «субъектность», поэтому сразу определим его с помощью рисунка. Он иллюстрирует суть субъектности – причина поведения, или источник активности лежит внутри. иными словами, субъект действует, а объект реагирует. Приспособление первого активно, второго – пассивно. Очевидно, что активное приспособление даёт большие преимущества в приспособлении – заранее убежать лучше, чем потом пытаться сопротивляться хищнику.

Термин «объект» мы будем также использовать в значении «сущность, отделённая от субъекта». Например, книга у Вас в руках – это не Вы, она является объектом для Вас. Мы чаще будем использовать понятие предмет – психическое отражение объекта. Дело в том, что мы имеем дело только с отражениями. Любой материальный объект и вся «реальность» доступна нам только как отражение. Однако в сознании она представлена как нечто от нас независимое. Поэтому, даже когда будет использоваться термин «объект», следует помнить, что это только для удобства.

Итак, цель психики – выживание её носителя – организма. Психику можно предварительно определить как активное отражение объективного мира. Теперь формулировка характеристик психического может хоть на чём-то базироваться. Эти характеристики следующие.

Активность. Она, собственно, уже определена, но уточним: психическая активность – относительная независимость от «объективного», которая и позволяет отражать его.

Субъектность – определённая «самость», уникальность носителя психики. То есть психику, в принципе нельзя рассматривать отдельно от субъекта, которому психика принадлежит.

Интенциональность – направленность на предмет. Раз уж психика – это отражение, она невозможно без того, что отражается.

Единицей анализа психики, её «кирпичиком», будем считать психический факт – отдельную форму отражения. Разберём подробнее это понятие, чтобы глубже уяснить сущность психики – по крайней мере, в том подходе, который будет использоваться в данном пособии.

Психический факт – это по своему определению сущность нематериальная. Однако, он немыслим без того, что отражается, как улыбка без кота. С другой стороны, если объект не отражён никем, он тоже не является психическим фактом. Возникает резонный вопрос – а что главнее, то есть что на что влияет? На этот вопрос С.Л. Рубинштейн, а следом за ним и мы, отвечает так. Соотношение между объективной и субъективной составляющей психического факта называется единством. То есть ничто не главнее, потому что друг без друга они невозможны. Так же, как день без ночи. Отсюда следуют очень важные методологические принципы познания психики, которые будут разобраны в этой главе.

 

1.2. Предмет и задачи общей психологии. Предмет науки – это то, что она изучает. В общей психологии это психические явления. Мы уже определили психические явления как формы отражения, неотделимые от отражаемого. Их принято делить на три класса – процессы, состояния и свойства.

Самое простое определение процесса – это то, что происходит, разворачивается во времени. Например, само существование чего либо – это процесс, так как имеет временные границы и не остаётся во времени неизменным. Психические процессы – это элементарные психические явления, длящиеся от доли секунды до десятков минут и более. Психическое существует как живой, предельно пластичный, непрерывный, никогда изначально полностью не заданный, а потому формирующийся и развивающийся процесс, который порождает те или иные продукты или результаты: мыслительные операции, чувства, образы, понятия). Психические процессы всегда включены в более сложные виды психической деятельности.

Психические состояния более продолжительны по сравнению с психическими процессами (могут продолжаться в течение нескольких часов, дней или даже недель) и более сложны по структуре и образованию. К ним относятся, например, состояние бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего и плохого настроения.

Психические свойства присущи человеку если не на протяжении всей жизни, то по крайней мере, достаточно длительного ее периода: темперамент, характер, способности и стойкие особенности психических процессов у индивида.

Психические процессы, состояния и свойства выделяются только для целей изучения, в действительности же все они выступают как единое целое и взаимно переходят друг в друга. При познании же они искусственно разделяются – так уж устроено наше познание.

Мы уже столкнулись с разницей между обыденным пониманием реальности, как чего-то внешнего по отношению к нам и пониманием её же в психологии как отражения, то есть явления внутреннего. Ничего не поделаешь, любая наука шире простого здравого смысла, а в психологии это выражено особенно ярко. Пожалуйста, всегда помните, что наука работает не с самими явлениями, а с научными категориями – определениями этих явлений. Тем не менее, это даёт практические результаты, поэтому наукой продолжают заниматься. И задача психологии – отличное от простого переживания познание психического посредством раскрытия тех объективных связей, которыми оно определяется.

Общая психология исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это – эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.

Само название – общая психология – указывает на то, что эта наука рассматривает явления, свойственные всем носителям психики. В основном, конечно, людям. Но многие явления проще рассмотреть на животных, что мы и будем часто делать.

Более конкретно задачи общей психологии Р.С. Немов определяет так:

1. Описание психических явлений;

2. Прояснение сущности психики;

3. Создание фундамента для понимания отдельных психических процессов;

4. Развитие категориального аппарата.

Задача выявления законов психики, раскрытие тех связей и отношений, которые можно было бы квалифицировать как закономерные, принадлежит в науке к числу сложнейших. Строго научный подход требует не только выявить объективный закон, но и очертить сферу его действия, а также условия, в которых он лишь и может действовать. Поэтому предметом изучения в психологии вместе с психологическими фактами становятся психологические законы.

Но знание закономерных связей само по себе не раскрывает конкретных механизмов, посредством которых закономерность может проявиться. В задачу психологии входит установление, наряду с психологическими фактами и закономерностями механизмов психической деятельности.

В задачи общей психологии также входит разработка проблем методологии и истории психологии, теории и методов исследования наиболее общих законов возникновения, развития, и бытия психических явлений. Она изучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в области общей психологии – фундаментальная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки.

Науку делает наукой метод, без него познание остаётся стихийным. Чёткое представление о методе во-первых, проясняет сущность самого знания (типичный вопрос о любом значимом сообщении: «а откуда ты знаешь?»), во-вторых, позволяет познавать целенаправленно и более эффективно. Автор глубоко убеждён, что владеть методологией очень выгодно, что это делает познающего самостоятельным, и поэтому посвящает методологии целую отдельную главу.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: