Бессознательное и его соотношение с сознанием.




Сознание не является единственным уровнем, на котором пред­ставлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания у человека есть и бессознательное. Это – те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т. е. не осознаются. Их по традиции, связанной с созна­тельными процессами, также называют психическими.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосо­знаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляют­ся в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации.

Бессознательная память это та память, которая связана с дол­говременной и генетической памятью. Это та память, которая управ­ляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержа­ние мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление осо­бенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творче­ских задач, а бессознательная речь – это внутренняя речь,

Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направлен­ность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое чело­веком в психических процессах, свойствах и состояниях. Но главный интерес для психологии представляют так называемые личностные проявления бессознательного, в которых, помимо желания, созна­ния и воли человека, он проявляется в своих наиболее глубоких чертах. Это как раз то, чем занимался 3. Фрейд.

Бессознательное в личности человека – это те качества, интересы, потребности и т. п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизволь­ных реакциях, действиях, психических явлениях. Одно из таких явлений – ошибочные действия, оговорки, описки, ошибки при напи­сании или слушании слов. В основе другой группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намере­ний, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями.

Третья группа бес­сознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

Оговорки представляют собой бессознательно детерминирован­ные артикуляционные речевые действия, связанные с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. Такие искаже­ния, особенно их смысловой характер, не случайны. 3. Фрейд утвер­ждал, что в них проявляются скрытые от сознания мотивы, мысли, переживания. Оговорки возникают из столкновения бессознательных намерений человека, других его побуждений с со­знательно поставленной целью поведения, которая находится в про­тиворечии со скрытым мотивом. Когда подсознательное побеждает сознательное, то возникает оговорка. Таков психологический меха­низм, лежащий в основе всех ошибочных действий: они «возникают благодаря взаимодействию, а лучше сказать, противодействию двух различных намерений».

Забывание имен представляет собой другой пример бессознатель­ного. Оно связано с какими-то неприятными чувствами забываю­щего по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этим именем. Такое забывание обычно происходит против воли говорящего, и данная ситуация характерна для большинства случаев забывания имен.

Особую категорию бессознательного составляют сновидения. Точнее, то, чем они определяются. Содержание сновидений, по Фрейду, связано с бессознательными желаниями, чувствами, намерениями человека, его неудовлетворен­ными или не вполне удовлетворенными важными жизненными потреб­ностями.

Явное, осознаваемое содержание сновидения не всегда, за исклю­чением двух случаев, соответствует сильным скрытым бессознательным наме­рениям и целям того человека, кому это сновидение принадлежит. Эти два случая – детские сновидения дошкольников и инфантиль­ные сновидения взрослых людей, возникшие под влиянием непосред­ственно предшествующих сну эмоциогенных событий прошедшего дня.

В своем сюжетно-тематическом содержании сновидения почти всегда связаны с неудовлетворенными желаниями и являются символическим способом устранения нарушающих нормальный сон импульсов, порождаемых этими желаниями. Во сне неудовлетворенные потребности получают галлюцинаторную реализацию. Если соот­ветствующие мотивы поведения неприемлемы для человека, то их явное проявление даже во сне блокируется усвоенными нормами морали, так называемой цензурой. Действие цензуры искажает, запутывает содержание сновидений, делая их алогичными, непонят­ными и странными. Благодаря бессознательному смещению акцен­тов, замене и перегруппировке элементов явное содержание снови­дения под действием цензуры становится совершенно непохожим на скрытые мысли сновидения.

Цензура и сама является бессознательным психическим механиз­мом, и проявляется в пропусках, модификациях, перегруппировке материала памяти, сновидений, представлений. Подсознательные мысли, по Фрейду, превращаются в сновидениях в зрительные образы, так что в них мы имеем дело с примером бессознательного образного мышления.

В целом, распределение обязанностей между областями нашей психики примерно следующее. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими по­стоянного внимания и сознательного контроля. Оно включается в следующих тех случаях, когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие оче­видного решения, когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой раз­решиться без волевого решения не может.

Подобного рода ситуации возникают перед людьми практически беспрерывно, поэтому сознание как высший уровень психической регуляции практически не отдыхает. Наряду с ним многие поведенческие акты осуществляются на уровне пред- и бессознательной регуляции, так что в реальной дей­ствительности одновременно в управлении поведением участвуют многие различные уровни его психической регуляции.

В свете имеющихся науч­ных данных вопрос об отношениях между сознательными и другими уровнями психической регуляции поведения остается сложным и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-раз­ному соотносятся с сознанием. Есть бессознательные психические явления, находящиеся в области предсознания, т. е. представляю­щие собой факты, связанные с более низким уровнем психической регуляции поведения, чем сознание. Таковы бессознательные ощуще­ния, восприятие, память, мышление, установки.

Другие бессознательные явления представляют собой такие, которые раньше осознавались человеком, но со временем ушли в сфе­ру бессознательного. К ним относятся, например, двигательные умения и навыки, которые в начале своего формирования представ­ляли собой сознательно контролируемые действия (ходьба, речь, умение писать, пользоваться различными инструментами). В теме «Деятельность» мы называли это операциями и автоматизированными действиями.

Третий тип бессознательных явлений – те, о которых говорит 3. Фрейд в приведенных выше суждениях, касающихся личностного бессознательного. Это – желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цен­зуры.

Ю.Б. Гиппенрейтер выделяет ещё один тип бессознательных явлений – «надсознательные», и относит к ним то, что предстаёт в сознании лишь в виде результата, но не процесса. Например, таблица Менделеева. Бессознательные явления первых трёх типов в принципе примитивнее сознательных построений. Но о музыке Моцарта или той же таблице Менделеева такого не скажешь. Правда, Б.М. Теплов в своей работе «Ум полководца» убедительно доказывает, что подобным прозрениям предшествует напряжённая и длительная работа сознания. Очевидно, именно имеющиеся в сознании схемы мешают найти решение проблемы, а в надсознательном таких ограничений нет.

Что касается соотношения сознания и Бессознательного, то автору больше всего нравится точка зрения Карла Густава Юнга. Если коротко, она заключается в том, что Бессознательное отражает всё то, что не отражает сознание, для чего у него нет схем или есть причины не отражать. То есть, Бессознательное комплиментарно по отношению к сознанию, дополняет его. И если научиться Им пользоваться…

 


6. ощущение

6.1. Понятие и классификации ощущения

6.2. Параметры и характеристики ощущений

6.3. Пороги ощущений, соотношение раздражителя и ощущения

6.1. Понятие и классификации ощущения. Ощущения являются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой первичное и наиболее непосредственноеотражение отдельных свойств, качеств и сторон предметов и явлений реального мира, продукт переработки центральной нервной системой воспринимаемых значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Способность ощущать имеется у всех живых существ, имеющих нервную систему, и только живые существа, имеющие головной мозг и кору головного мозга способны осознавать ощущения.

Для того, чтобы возникли ощущения, необходимо воздействие на органы чувств (анализаторов) предметов и явлений окружающего мира (раздражителей). Воздействие раздражителей на органы чувств есть раздражение, которое в свою очередь, вызывает возбуждение систем нервной ткани, при участии клеток коры головного мозга, которое и дает ощущение.

В ходе эволюции ощущения возникли на основе первичной раздражимости, представляющей собой свойство живой материи реагировать на биологически значимые воздействия окружающей среды изменением своего внутреннего состояния и внешнего поведения. В основе ощущений - тесная связь с деятельностью организма, необходимостью удовлетворения его инстинктивных биологических потребностей. Основной функцией ощущений является своевременная и быстрая передача центральной нервной системе сведений о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов. Наиболее древней считается органическая (в основном - болевая) чувствительность, позже появились контактные формы чувствительности (тактильная, осязательная). Слуховые и зрительные системы рецепторов следует считать самыми эволюционно молодыми, они возникли значительно позже чем органические.

Классификации ощущений. Сейчас наиболее используемой является классификация ощущений на основе расположения рецепторов, которую предложил английский физиолог И. Шеррингтон. В ней три класса ощущений:

Экстерорецептивные, возникающие в следствии воздействия внешних стимулов на рецепторы, находящиеся на поверхности тела.

Интерорецептивные (органические), которые дают сведения о том, что происходит в организме (голод, жажда, боль и т.д.) эти сигналы, поступающие из внутренних органов, практически не осознаются, за исключением болезненных, но также воспринимаются и перерабатываются центральной нервной системой.

Проприорецептивные, с помощью которых мозг получает информацию о движении и положении тела в пространстве.

По наличию или отсутствию контакта рецептора с раздражителем ощущения можно разделить на дистантные (зрительные и слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные же являются промежуточным типом ощущений.

По модальности раздражителя ощущения делятся на: зрительные, слуховые, кожные (ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.), вкусовые, обонятельные. Кроме перечисленных, у человека есть несколько видов специфических ощущений, которые дают информацию о времени, ускорении, вибрации.

Человек воспринимает в виде ощущений не все существующие виды энергии, даже если они жизненно значимые. Например, радиацию, инфракрасные и ультрафиолетовые лучи, радиоволны, находящиеся за пределами диапазона, вызывающего ощущения, не воспринимаемые колебания давления воздуха. Из этого следует, что человек получает в виде ощущений хоть и большую, но только часть происходящего в окружающем мире. Сопоставим физические стимулы с модальностями ощущений.

Зрительные ощущения возникают в результате раздражения световыми лучами (электромагнитными волнами) чувствительной части глаза – сетчатки, рецептора зрительного анализатора. Эти волны воздействуют на светочувствительные клетки, находящиеся в сетчатке глаза и с помощью ЦНС и отделов коры головного мозга, находящихся в лобной части, преобразуются в зрительные образы.

Слуховые ощущения также относят к дистантным. Благодаря им человек воспринимает речь, шумы, сигналы опасности. Ухо человека реагирует, в отличие от глаза, на механические воздействия, так называемые звуковые волны. Колебания давления воздуха, следующие с определенной частотой и характеризующиеся сменой областей высокого и низкого давления, воспринимаются как звуки определенной высоты и громкости. Чем больше частота колебаний давления воздуха, тем выше воспринимаемый нами звук.

Обонятельные ощущения так же относят к дистантиным, они дают представление о запахах предметов. Это тоже одно из жизненжизненно важных ощущений. Органами обоняния служат обонятельные клетки, находящееся в верхней части носовой полости. Путь от этих рецепторов до тех отделов головного мозга, в которых принимаются и перерабатываются получаемые импульсы, наиболее короткий. Нервные волокна, по которым осуществляется передача импульсов, поступают непосредственно в головной мозг.

К осязательным ощущениям относят вкусовые и кожные.

Вкусовые имеют четыре основные субмодальности: сладкое, соленое, кислое и горькое. Все остальное разнообразие вкусовых ощущений представляет собой сочетание основных четырех модальностей вкусов.

Кожная чувствительность, или осязание, – это наиболее широко представленный вид чувствительности. На поверхности кожи имеется несколько видов анализаторных систем: тактильная отражает ощущения прикосновения, температурная – ощущение холода и тепла, болевая, соответственно, боль. Простое на первый взгляд, ощущение от прикосновения предмета к кожному покрову является результатом сложного комбинирования других видов ощущений: давления, боли, тепла и холода, фактурности и вибрации.

Система осязательной чувствительности находится практически на всех участках кожи. Больше всего тактильных рецепторных клеток имеется на ладонях, кончиках пальцев и на губах.

Болевые ощущения, как ощущения, превышающие порог привычной чувствительности, дают представление о свойствах предметов, имеющих опасность для организма, предупреждают о необходимости отдалиться от раздражителя.

Температурные ощущения связаны с регулированием теплообмена между средой и организмом, так как человек- существо с постоянной температурой тела, температурные рецепторные системы сигнализируют об изменениях, происходящих в окружающей среде, в атмосфере, что дает человеку возможность защитить организм от переохлаждения и перегрева. Холодовые и тепловые рецепторы на теле человека распределены неравномерно.

Кинестетические ощущения и ощущение равновесия – пример неосознаваемых ощущений. Кинестетические ощущения – это ощущения, получаемые от рецепторов, расположенных в мышцах. Они помогают обеспечивать управление движениями, оценку направления и скорости движения, величину расстояния, положения различных частей тела и тела в целом в пространстве, и всё это обычно происходит на неосознаваемом уровне.

Благодаря кинестетическим ощущениям человек может сохранять позу, равновесие, совершать различные непроизвольные движения (дыхание, моргание).

6.2. Параметры и характеристики ощущений. Качественный параметр ощущений – модальность – был достаточно подробно рассмотрен в предыдущем разделе. В этом рассмотрим количественные.

Наиболее очевидный из них – интенсивность ощущения, или его сила. Напомним, речь идёт об ощущении – психическом явлении, и интенсивность ощущения субъективна, как и остальные психические явления. Характерно, что связь с силой раздражителя не прямая, а логарифмическая. Ниже это будет рассмотрено подробнее. Кроме того, интенсивность раздражителя зависит от состояния нервной системы, особенностей взаимодействия анализатора и раздражителя, психологического состояния субъекта.

Также выделяют пространственные характеристики ощущений, к которым относят локализацию (верх, низ, определённое место в теле) и удалённость. Они тоже, разумеется, субъективны и прямо не соотносятся с характеристиками среды. Вспомните, хотя бы, где расположены источники звука в стерео- или квадросистеме, и где вы этот звук локализуете.

Все виды ощущений возникают в результате воздействия соответствующих раздражителей на органы чувств. Однако ощущение возникает не сразу, как только нужный стимул начал действовать. Между началом действия раздражителя и появлением ощущения проходит определенное время. Оно называется латентным периодом и является одним из параметров ощущений, временным. Во время латентного периода происходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение по специфическим и неспецифическим структурам нервной системы, переключение с одного уровня нервной системы на другой. По длительности латентного периода можно судить об афферентных структурах центральной нервной системы, через которые, прежде чем попасть в кору головного мозга, проходят нервные импульсы.

6.3. Пороги ощущений, соотношение раздражителя и ощущения. Ещё количественным параметром ощущений являются абсолютный и относительный пороги, но их более целесообразно рассмотреть в одном разделе с законами соотношения раздражителя и ощущения. Если стимул, вызывающий определенные ощущения, достигает определенной минимальной величины в результате воздействия раз раздражителя на органы чувств, возникает едва заметное ощущение. Такая величина и называется абсолютным нижним порогом ощущения, или порогом чувствительности данной модальности. Сигналы, интенсивностью ниже абсолютного нижнего порога чувствительности ощущения не вызывают. Верхний абсолютный порог – максимальная величина стимула, которую способен воспринимать анализатор, далее ощущение изменяет модальность. Например, слишком громкий звук ощущается уже как боль. Диапазон ощущений между этими порогами называется «диапазоном чувствительности». Характерно, что пороги измеряются в единицах стимула, то есть в физических мерах: сила звука, яркость света и т.п. Между чувствительностью и величиной нижнего порога связь обратная: чем ниже порог (меньше минимальная интенсивность стимула, способного вызвать ощущение), тем больше чувствительность.

Переход от раздражений, не вызывающих ощущения, к воспринимаемым, вызывающим ощущения, происходит не по прямой, а скачкообразно. Например, когда воздействие раздражения уже почти достигло нижнего порога чувствительности, достаточно едва заметно изменить интенсивность воздействия раздражения, чтобы оно превратилось в воспринимаемое.

Однако даже относительно большие изменения величины стимулов в пределах допорогового восприятия не вызывает никаких ощущений, за исключением субсенсорных (не воспринимаемых при обычных условиях). И так же значительные изменения уже достаточно сильных, запороговых, раздражений уже не будут вызывать изменений в ощущениях, они переходят в болевые или не воспринимаются как ощущения определенной модальности. Эта закономерность на рисунке отображена в виде кривой, которую в психофизике называют психометрической.

Психометрическая кривая может быть получена для различных органов чувств и всех видов и модальностей ощущений. Значение стимула, примерно соответствующее 50% случаев возникновения и отсутствия ощущений обычно и принимается за абсолютный порог. Для каждого вида ощущений существуют свои пороги.

Кроме величины абсолютного порога, ощущения характеризуются также относительным или дифференциальным порогом:

∆I ⁄ I,

где I - величина действующего символа, ∆I – его приращение. То есть, относительный порог – это минимальная величина, на которую должен быть изменен исходный, уже породивший ощущение стимул, чтобы человек действительно заметил изменение ощущения.

Абсолютный и относительный порог ощущений для разных органов чувств различен, но для отдельно взятого анализатора он представляет собой постоянную величину. Это было установлено французским ученым, создателем фотометрии П. Бугером, а немецким психофизик Э. Вебер подтвердил и уточнил этот факт. В истории исследований по психофизике эта закономерность названа законом Бугера – Вебера. А сама постоянная величина, которая выражает отношение приращения раздражителя к его исходному уровню, вызывающее ощущение минимального изменения раздражителя, называется константой Вебера.

Исследуя зависимость, которая существует между изменениями силы воздействующих на органы чувств человека раздражителей и соответствующими изменениями субъективной величины ощущений, немецкий ученый Г. Фехнер вывел закон, согласно которому изменение силы ощущения пропорционально десятичному логарифму изменения силы воздействующего раздражителя. Графически он изображён на рисунке. Согласно этому закону, для того чтобы сила ощущения, имеющего исходную условную величину 0, стала равной 1, необходимо, чтобы величина первоначально вызвавшего его раздражителя возросла в 10 раз. Далее, для того чтобы ощущение, имеющее величину 1, возросло в три раза, нужно, чтобы исходный раздражитель, составляющий 10 единиц, стал равным 1000 единицам, и т.д., то есть каждое последующее увеличение силы ощущения на единицу требует усиления раздражителя в десять раз.

Из этих законов следует, что ощущения изменяются не прямо пропорционально силе физических стимулов, действующих на органы чувств, и сила ощущений растет гораздо медленнее, чем величина физических стимулов. И ещё это хороший пример поверки алгеброй гармонии.

Адаптация и сенсибилизация органов чувств. Органы чувств имеют способность приспосабливаться, адаптироваться к изменившимся условиям, причем эта адаптация происходит в довольно значительных пределах.

Адаптация – изменение степени чувствительности для приспособления к внешним условиям. Например, чувствительность понижается или повышается при резком изменении освещения, воздействии сильных звуков, запахов. Происходит адаптация, и воздействие раздражителя через некоторый промежуток времени уже не вызывает ощущения такой интенсивности, как в начале воздействия.

Чувствительность анализаторов может меняться не только под воздействием адаптации, но и под воздействием других процессов, основными из которых являются одновременное воздействие на рецепторы анализаторов других стимулов, в том числе подпороговых. Выявлено, что посторонние раздражители слабой интенсивности повышают, а сильные понижают чувствительность параллельно работающих анализаторов. Под действием одного раздражителя иногда могут возникать ощущения, как от воздействия совершенно другого, этот процесс называется сенестезией. Например, неприятное кинестетическое ощущение на коже от отвратительного скрипа мела по доске или стекла по бархату.

Сенсибилизация – это повышение чувствительности под влиянием изменения состояния организма, внутренних факторов. Например, в состоянии полового возбуждения, прикосновения вызывают более ярко окрашенные ощущения, чем обычном состоянии, под воздействием гипноза можно даже вызвать реакцию ожога на коже от прикосновения холодным предметом. В состоянии эмоционального напряжения, страха значительно обостряется восприимчивость к различным звукам, запахам, изменениям во внешней среде.

Как и все психические процессы, изменение порогов имеет биологический адаптационный смысл. Внимание следует обращать на значимые раздражители, и понижению порогов для таких раздражителей служит сенсибилизация. Постоянные, не связанные с изменением ситуации стимулы нужны меньше, и по отношению к ним пороги повышаются, чтобы не загружать зря сознание (адаптация). А вот для чего нужна синестезия? Подумайте, этот вопрос может быть задан на экзамене.


7. Восприятие

 

7.1. Понятие, виды и свойства восприятия

7.2. Основные закономерности восприятия

7.3. Теории восприятия

7.1. Понятие, виды и свойства восприятия. В главе 3 переход от стадии сенсорной психики, в которой ощущение было единственной формой отражения, к стадии перцептивной психики и целостному комплексному отражению представлено как огромный скачок в развитии психики. Так вот, это правда. Теперь рассмотрим восприятие более подробно.

Прежде всего, если ощущения – отражение отдельных свойств предметов, объектов и явлений, то восприятие – это процесс отражения предметов и явлений реального мира в совокупности различных их свойств. Восприятие представляет нам целостный образ предмета или явления, протекает вместе с ощущениями, но не является просто совокупностью всех ощущений, получаемых от воздействия стимула.

Ощущения, как продукт работы анализаторов, субъективны в том смысле, что локализованы в субъекте. Например, мы чаще ощущаем холод не атмосферы, а своего тела – это именно нам холодно. Образы же восприятия «вынесены вовне»: эту книгу Вы воспринимаете в пространстве, а не на своей сетчатке. Это явление, присущее процессу восприятия, называется объективацией.

Виды восприятия. Как и ощущение, восприятие классифицируется прежде всего по анализаторам. Однако здесь всё немного сложнее. Образ, который образуется в результате процесса восприятия, есть результат взаимодействия целой системы анализаторов. Виды восприятия выделяют по ведущему анализатору, т.е. в зависимости от того, какой из анализаторов работает активнее, получает основную информацию о свойствах воспринимаемого объекта: зрительное, слуховое и осязательное. Зрительный, слуховой, кожный и мышечный анализаторы обычно выступают как ведущие в процессе восприятия.

В зависимости от специфики [материальных] объектов выделяют восприятие предметов, времени, отношений, движений, пространства, восприятие человека.

Основные свойства восприятия, которых и в помине нет в процессе ощущения, следующие: предметность, целостность, константность, категориальность. Это сущностные признаки, то есть именно они делают восприятие восприятием. Кстати, рассматривая свойства, мы как об эквивалентных будем говорить о процессе восприятия и об образе восприятия.

Предметность – это способность человека воспринимать окружающую действительность в виде отделенных от всего остального предметов, которые обладают свойствами, вызывающими определенные ощущения, а не в виде набора не связанных друг с другом ощущений. Это базовое свойство восприятия, остальные вытекают из него.

Целостность восприятия дает то, что образ воспринимаемых предметов мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе предыдущего опыта, это происходит и в случае, если некоторые свойства предмета человеком в данный момент времени не воспринимаются.

Константность – это способность воспринимать окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету и величине, ряду других признаков, независимо от изменяющихся внешних условий восприятия.

Категориальность человеческого восприятия выражается в обобщении, и каждый воспринимаемый предмет привязывается к какому-либо понятию, слову, относится к определенному классу предметов. Поэтому, в воспринимаемом предмете находятся признаки и свойства, характерные для всех предметов данного класса и соответствующие содержанию этого понятия.

Свойства эти не являются врожденными, они складываются на основе приобретения жизненного опыта и являются результатом совместной работы анализаторов и синтетической деятельности мозга.

7.2. Основные закономерности восприятия. В этой главе сделан довольно большой обзор различных теорий восприятия. Однако подход к этому делу гештальтпсихологии, как нам представляется, отражает сущность восприятия наиболее полно. Поэтому именно на нём мы будем основываться, разбирая эту самую сущность.

Итак, мы обозначили целостность образа как ведущую характеристику процесса восприятия. Давайте попробуем разобраться, откуда она берётся.

Свойства восприятия чаще всего изучались на примере зрения, потому что это ведущий анализатор. Одним из первых провел классификацию факторов, влияющих на организацию зрительных ощущений М. Вертгеймер, который предложил считать главными следующие принципы (законы организации), на основе которых части комбинируются в устойчивый образ целостного предмета:

§ Близость друг к другу элементов зрительного поля. Близко расположенные друг к другу в зрительном пространственном поле соответствующие элементы с большей вероятностью будут объединятся и создавать единый образ.

§ Сходство элементов друг с другом. Похожие воспринимаемые элементы имеют тенденцию к объединению.

§ Фактор «естественного продолжения». Характеризуется тем, что элементы, напоминающие части знакомых фигур, контуров и форм, в большинстве случаев в сознании воспринимаются именно как эти фигуры, формы и контуры, а не как другие.

§ Замкнутость. Этот принцип организации зрительного восприятия объясняет стремление элементов зрительного поля создавать целостные, замкнутые в своей завершенности картины и образы.

В гештальтпсихологии считается, что воспринимаемые целостные образы нельзя объяснить раздельным переживанием их частей. Отмечается такая особенность восприятия, как стремление к максимальной ясности, упрощению и категоризации, насколько это позволяют стимульные условия, это так называемый в гештальтпсихологии «закон прегнанности».

Как выяснилось в ходе исследований, восприятие более сложных, осмысленных изображений происходит на более сложном уровне. В этом случае запускается механизм влияния имеющегося прошлого опыта и анализаторного мышления, который выделят в воспринимаемом изображении наиболее важные для идентификации места, на основе которых составляется целостное о нем представление.

Часто при восприятии контурных и штрихованных изображений, при плохом освещении или же при определенных измененных психических состояниях, при наличии соответствующих элементов реальных предметов у человека могут возникнуть зрительные иллюзии – ошибочные образы предметов и явлений, которые находятся в данный момент в поле зрения.

Восприятие пространства включает в себя оценку формы, объема, величины, удаленности предметов, расстояния между ними, что становится возможным благодаря бинокулярному зрению. В восприятии пространства и формы предметов выделяются три группы факторов:

1. Способность нервных клеток коры головного мозга реагировать на части изображений, имеющие наибольшую яркость, насыщенность, определенную ориентацию в пространстве, конфигурацию и длину. Такие клетки (клетки-детекторы) обнаруживают в поле зрения определенные, важные для опознания элементы: острые углы, контрасты, изломы, световые линии конкретной длины, ширины и наклона.

2. Законы образования фигур, форм и контуров, выделенные в гештальтпсихологии.

3. Предыдущий опыт, получаемый за счет движений руки по контуру и поверхности объектов, движений глаз при рассматривании, перемещения человека и частей его тела в пространстве.

Восприятие и оценка движения окружающих нас предметов происходит благодаря фону, на котором становится заметно перемещение, что даёт сетчатке глаза отмечать последовательность происходящего изменения положения движущихся предметов по отношению к тем элементам, которые остаются неподвижными. Также скорость движения тел оценивается по скорости перемещения изображения предмета на сетчатке, и по быстроте сокращения мышц, участвующих в следящих движениях.

Потому как еще не удалось обнаружить механизм преобразования интервалов времени в соответствующие им ощущения, механизм восприятия времени человеком связывают с так называемыми «биологическими часами» (сердечным ритмом и обменными процессами организма). Некоторые химические препараты могут замедлять или ускорять субъективное восприятие времени. Часто личное восприятие времени зависит от того, чем оно заполнено. Временной интервал, заполненный интересной, насыщенной деятельностью, воспринимается, как более короткий по сравнению с таким же интервалом времени, заполненной скучной и однообразной деятельностью. Так же восприятие времени напрямую зависит от душевного и физического состояния человека, при эмоциональном подъеме временной отрезок оценивается как более короткий, в состоянии подавленности – как более длительный.

7.3. Теории восприятия. Так называемые классические теории восприятия предложили несколько вари­антов решения фундаментальных проблем: психофизической, единиц восприятия, принципов их организации, необходимости актив­ности наблюдателя, роли перцептивного опыта и способов его приобретения, проблемы вос­приятия и познания. При этом они оставались в целом на позиции по­строения образов восприятия на основе элементарных сенсорных качеств – ощу­щений.

Интеракционизм. Согласно И. Мюллеру (1838), все множество сенсорного опыта определяется состоянием сенсорных нервов или их мозговой про­екции, а каждый орган чувств связан с нервами, вырабатывающими «специфичес­кие энергии», или качества, в ответ воздей­ствующий на них стимул. Один и тот же стимул, действуя на разные нервы, вызы­вает разные качества переживаний, а раз­ные воздействия на один и тот же нерв приводят к одинаковому сенсорному ка­честву.

Интроспекционизм. В рамках этого на­правления предметом психологического исследования являлось содержание созна­ния, в частности его сенсорные качества и атрибуты. Предложенный Э. Титченером «структуралистский» подход предусматри­вал поиск «элементов» сознания путем аналитической интроспекции: наблюда­тель-испытуемый описывал свои пережи­вания при выполнении задачи разложения образа предъявленного объекта на макси­мально простые составляющие – ощущения. Неотъемлемыми атрибутами этих ощущений являются их качество, интен­сивность, длительность, протяженность и ясность. Предполагалось, что после анализа наступает стадия синтеза компонентов. Именно перцептивный синтез и составляет центральную психологическую проблему. Для объяснения этого процесса привлека­лись законы ассоциации и внимания. Образы, оставшиеся от прошлого опыта, допол­няют ощущения, а смысл ощущению придает широко понимаемый контекст.

Близкие идеи развивал В. Вундт, хотя он ограничивался выделением только двух атрибутов ощущений: качества и интен­сивности. Как и Титченер, он считал, что восприятие является нечто большим, чем просто сумма ощущений, поскольку по­следние не содержат информации о про­шлом опыте и о значении сознательного образа. Вундт описывал процесс комбини­рования элементарных ощущений



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: