Факторный анализ показателей рентабельности




Одним из основных показателей эффективности работы организации является рентабельность, которая показывает размер прибыли на единицу потребляемых ресурсов. Показатели рентабельности представлены в табл.3.6.

 

Таблица 3.6

Показатели рентабельности

 

Наименование показателя Способ расчета Интерпретация показателя
1.Рентабельность активов предприятия , где П- прибыль от продаж за расчетный период; - средняя величина активов на последнюю дату Характеризует прибыльность или эффективность использования активов
2.Рентабельность собственного капитала , где - средняя стоимость собственного капитала Характеризует прибыльность собственных средств
3.Рентабельность продаж , где ВР – выручка от реализации продукции; Характеризует размер прибыли в расчете на 1руб. выручки  

 

1.Одним из основных показателей эффективности работы организации является рентабельность активов, моделирование которой позволяет утверждать, что рентабельность использования средств организации определяется рентабельностью продаж и оборачиваемостью активов.

Пользуясь методом расширения факторной модели, рентабельность активов можно представить следующим образом.

 

, (3.20)

где - рентабельность продаж;

-оборачиваемость активов.

Данная зависимость называется формулой Дюпона. На основании этой формулы можно судить о:

- причинах недостаточно высокого уровня рентабельности активов;

- о значениях коэффициентов рентабельности продаж и оборачиваемости активов для обеспечения конкурентоспособного уровня рентабельности активов;

- о возможностях альтернативного выбора между рентабельностью реализованной продукции и скоростью оборота активов предприятия.

2.Аналогичный прием факторного анализа можно применить к основной формуле рентабельности собственного капитала.

, (3.21)

где - финансовый рычаг (леверидж) – характеризует степень использования заемных средств;

Эта формула показывает, что рентабельность собственного капитала зависит от двух факторов: рентабельности активов и финансового рычага.

Чем больше обязательства предприятия, тем сильнее увеличивается рентабельность собственного капитала, при условии, что предприятие прибыльно и прибыль перекрывает стоимость долговых обязательств.

3. Рентабельность продаж так же можно представить в виде зависимости различных факторов.

, (3.22)

где С – себестоимость продукции

В данном случае на изменение рентабельности продукции оказывает влияние изменение объема продаж и изменение себестоимости продукции.

-влияние изменения объема продаж:

(3.23)

-влияние изменения себестоимости продукции:

(3.24)

Для определения более конкретных возможностей повышения прибыльности работы организации средняя величина активов может быть представлена через стоимость основного и оборотного капитала.

, (3.25)

где - средняя стоимость основного капитала;

- средняя стоимость оборотного капитала.

Возможность мобилизации внутренних резервов для повышения финансовых результатов организации может быть выявлена через показатели интенсивности использования ресурсов. Факторная модель анализа рентабельности активов может быть представлена в виде следующей системы коэффициентов:

, (3.26)

где - зарплатоемкость продукции;

- амортизациоемкость продукции;

- материалоемкость продукции;

- фондоемкость;

- коэффициент загрузки средств в обороте;

 

Контрольные вопросы

1.Какова система показателей финансовых результатов?

2.Какая информация необходима для анализа доходов, расходов, финансовых результатов, помимо отчета о прибылях и убытках?

3. Каков состав доходов от обычной деятельности и прочих доходов?

4. Каков состав расходов от обычной деятельности и прочих расходов?

5. Каковы методы анализа отчета о прибылях и убытках?

6. Какие аналитические показатели рассчитываются на основе отчета о прибылях и убытках?

7. Какова методика анализа состава и динамики прибыли?

8. Перечислите факторы, влияющие на прибыль от продаж.

9. Перечислите показатели рентабельности.

10. Какие факторы влияют на рентабельность активов предприятия?

11.Какие факторы влияют на рентабельность собственного капитала?

12. Какие факторы влияют на рентабельность продаж?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: