Идея равенства в зависти и гордости




 

Однако не всякое сравнение порождает зависть. Чтобы испытать зависть, нужно разделять идею равенства: «Подобные мне равны мне!» Не буду же я завидовать богатству индийского магараджи или американского миллионера. Еще Аристотель отмечал, что «… люди завидуют тем, кто к ним близок по времени, по месту, по возрасту и по славе», откуда и говорится: «родня умеет и завидовать». Но если богатым становится подобный мне, то возникает желание делать революцию.

Зависть не возникает в случае больших различий. Доходы миллиардера не вызывают зависти розничного торговца. Мелкий наемный убийца не завидует Тамерлану или Гиммлеру, которые могли одним словом за раз убить сотню человек по причине очень больших различий и в смещении во времени.

Для зависти нужно иметь социальную близость. Хозяин маленькой аптечки на вокзале не станет завидовать доходам Брынцалова, но зато он внимательно следит за успехами соседней аптеки.

 

Как ум вырабатывает зависть и гордость?

 

Умственные операции, порождающие зависть и гордость, осуществляются привычно, автоматически, бессознательно:

1) акт восприятия или представления о некотором ценном качестве, свойственном себе и другому: черта личности, собственность, принадлежность, способность, мастерство и так далее;

2) умственный акт присваивания этому качеству ценности и значимости;

3) акт отнесения другого человека к той же категории людей, что и сам человек. Создается представление о другом, как подобном мне, равном мне: «Он такой же, как я». Это представление запускает магический акт присваивания другому человеку неких признаков, якобы связанных с подобием со мной. Зависть проявляется в мыслительной установке на то, что если человек в чем-то подобен мне, то он должен быть равен мне по всем иным признакам, способностям;

4) акт сравнения и обнаружения рассогласования. В результате этого рассогласования возникает переживание зависти, если сравнение не в мою пользу, а если наоборот, то есть результаты сравнения согласуются с ожиданиями, то возникает переживание гордости.

Если человек может осознать эти четыре умственных акта применительно к ситуации, в которой возникает зависть, то он может осознать свою эмоцию и соответственно ее контролировать. В наибольшей степени доступны для контроля второй и третий акт. Человек может защищаться от зависти путем корректировки значения, которое он присваивает признаку по схеме защитного психического механизма рационализации обесцениванием объекта. Он может также отказаться признавать другого подобным или равным себе, поскольку другой обнаруживает существенные различия в своих достижениях. В этом случае ему придется наделять объект зависти какими-то существенными качествами, признать его, например, более одаренным, чем он думал, или наделить его необыкновенной выносливостью и работоспособностью или хорошими привычками к труду. Православие радикально решает эту задачу зависти принятием себя меньше и хуже других, что весьма облегчается признанием огромной дистанции между собой и Богом. Врожденные задатки от Бога. Доказано, что если эти черты человека, задатки, врожденны, то они оказывают ослабляющее влияние на зависть.

Однако страдание зависти может порождать неэффективные способы защиты. Например, у некоторых зависть порождает еще и злорадство: «У меня плохо, но у него еще хуже, чем у меня!» Злорадство имеет ту же природу, что и зависть, но в нем содержится и ущербная гордость тем, что не только у меня плохо, а есть люди, у которых хуже, чем у меня. Однако такая призрачная гордость не разрешает проблемы этой плохой эмоции. При слабости мышления и неспособности иметь хорошую психическую защиту, то есть когда субъект не умеет «зализывать рану» и не знает, где эта рана находится, он ведет себя примитивно агрессивно. Если человек склонен столь низменным способом утолять гордость, то от пассивного злорадства он легко переходит к злодействию. Чтобы нейтрализовать страдание зависти и испытать удовольствие, он выбирает в качестве жертвы своей агрессии объект зависти и делает ему нечто, от чего ему становится плохо. Эта защита уже носит садистический характер: «Чтобы я получил удовольствие, нужно, чтобы ему было плохо»

 

 

Почему мы сравниваем?

 

Мы сравниваем, потому что привыкли это делать, то есть выработали у себя привычку к сравнению. Привычка сравнивать себя с другим человеком запускается мыслями или обстоятельствами и требует исполнения. Из одного и того же привычного акта сравнения извлекаются весьма различные эмоции: зависть, тщеславие, злорадство, гордость, самоутверждение. Если бы мы отказались от сравнения, тогда эти эмоции были бы убиты в зародыше. Но тогда мы уничтожили бы не только вред, но и потеряли бы всю пользу, получаемую от сравнения.

Этого не бывает по следующим причинам:

во-первых, сравнение чаще приятно, чем неприятно, поскольку оно может быть источником эмоционального подкрепления чувством превосходства; мы не всегда в гордости видим семена ядовитых плодов зависти. Такое действие, как сравнение, обладает самоподкреплением, ибо само по себе может вызывать удовольствие;

во-вторых, сравнение привычно, и оно осуществляется автоматически; нас с малолетства сравнивали и оценивали; акт сравнения необходим во многих ситуациях, когда мы принимаем решения и выбираем лучшее;

в-третьих, мы не понимаем и не задумываемся о последствиях акта сравнения. Мы не предвидим последствий сравнения, так как зависть или гордость возникают уже после акта сравнения, а не до него;

в-четвертых, общество побуждает нас к сравнению, ибо оно само через своих представителей постоянно нас сравнивает в семье, в школе, на работе, поэтому сравнение становится привычным.

Человек затрудняется, а иногда вовсе не может воздержаться от сравнения по многим причинам. Сравнение является основной умственной операцией, посредством которой работает мышление и осуществляется познание. Все свойства объектов природы постигаются в сравнении. На результатах сравнения возникают и другие умственные действия: абстрагирование, обобщение, классификация, построение серий, оценка и др. Отказавшись полностью от сравнения, я потерял бы способность к мышлению.

Сравнение привычно, так как является движущей силой культуры, в которую каждый из нас вплетен бесчисленными нитями. С момента, когда человек стал обмениваться продуктами своего труда уже в натуральном обмене, он должен был сравнивать количество своего труда, воплощенного в предметы обмена, а не только интересоваться своими потребностями, которые удовлетворяются приобретаемой вещью.

Современная культура черпает свою энергию из энергетических реакций людей на сравнение, которое приобретает глобальный характер; сравниваются даже любовь, красота, истина…

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: