ЯЗЫК ОРИГИНАЛА И ПЕРЕВОДЫ. 3 глава




время работы, прокалывая шилом отверстия в коже и протягивая сквозь них

дратву, находил он время съесть кусочек-другой хлеба. Натура его, однако,

была жизнерадостной, и он всегда пребывал в веселье.

И было у простака все: всевозможные яства, любые напитки и какие угодно

наряды. Говорил он обычно своей жене:

- Собери-ка мне, жена, поесть.

Приносила та ему кусок хлеба; съев его, просил он каши с приправой. Та

отрезала ему еще ломоть; ел он его и не мог нахвалиться:

- До чего же чудная каша! - и просил жену подать ему мяса.

Отрезала она ему еще кусок хлеба; ел он его, и расхваливал, и

восклицал:

- Что за прелесть это мясо!

Так требовал он себе всевозможные вкусные блюда, и всякий раз жена

подавала ему ломоть хлеба. Ел он с большим аппетитом и всячески расхваливал

каждое из яств:

- Ах, как вкусно! - будто и впрямь ему подавали то, что он просил.

И действительно, в каждом куске хлеба ощущал он вкус тех блюд, которых

желал: ведь он был парнем простым и жизнерадостным, и хлеб этот в самом деле

заменял ему всевозможные яства.

- Принеси-ка мне пивка, жена, - говорил он.

Подавала она ему воды; он отпивал и похваливал:

- Какое отличное пиво! А теперь дай-ка мне медку.

Снова приносила ему жена воды, и вновь радовался он:

- Хорош медок!

После этого требовал он вино или какой-нибудь другой напиток, и вновь

подавала ему жена простую воду; пил он, и наслаждался, и не мог нахвалиться,

будто и впрямь приносили ему то, о чем он просил. Точно так же было у него и

с одеждой. Имелся у них на двоих с женой один овчинный полушубок, и когда

собирался простак на базар, то говорил жене:

- Подай-ка мне полушубок, жена.

Когда нужна была ему шуба - пойти, скажем, в гости, - говорил он жене:

- Принеси-ка мне шубу, - и подавала ему жена тот же полушубок.

Радовался он, облачаясь в свою шубу, и расхваливал ее:

- Что за отличная шуба!

Собираясь в синагогу, требовал он у жены кафтан; одевал он полушубок и

не мог нарадоваться:

- Что за красота этот кафтан, что за прелесть!

Когда же нужен был ему выходной лапсердак, снова подавала ему жена

полушубок; вновь он расхваливал его, восторгаясь изяществом и красотой этого

наряда.

Точно так же относился простак ко всему, что его окружало, и никогда не

покидали его веселье, жизнерадостность и доброе расположение духа.

Так как не был этот парень мастером своего дела, то нет ничего

удивительного в том, что башмак, над которым он работал, получался у него

треугольным. Вертел он этот башмак в руках, радовался тому, что у него

получилось, и расхваливал его жене:

- Каким прелестным вышел этот башмачок! Не башмак, а просто конфетка!

- Если это и вправду так, - отвечала ему жена, - то почему же другие

сапожники берут за пару три гульдена, а ты всего лишь полтора?

- Что мне до того! - говорил он. - У них своя работа, а у меня своя. И

вообще, к чему нам говорить о других? Давай-ка лучше подсчитаем, сколько

чистой прибыли получу я с этого башмачка. Кожа стоила мне столько-то,

столько-то - клей и дратва, и все остальное. После всех этих расходов мне

остается десять грошей. О чем мне беспокоиться при таких доходах?

Был этот простак всегда радостным и веселым, но люди подтрунивали над

ним кто во что горазд, найдя в нем удобную мишень для шуток: ведь в их

глазах он выглядел сумасшедшим.

Приходили люди к простаку и вызывали его на разговор, чтобы было над

чем посмеяться, а тот обычно отвечал им:

- Только давайте-ка без насмешек.

И как только они заверяли его, что намерены говорить с ним всерьез, он

был готов выслушать их и поддержать беседу. Был он парнем простым и не хотел

задумываться над истинными намерениями своих гостей, для которых любой

разговор с ним уже был забавой. Когда ему все же становилось ясно, что над

ним насмехаются, он говорил:

- Предположим, что ты и впрямь более умен. Что же получится? Окажется,

что дурак - это ты! Ведь что особенного я из себя представляю? Быть умнее

меня невелика заслуга. Но если ты, при всем своем уме, надо мной, дураком,

смеешься, значит, ты сам неумен.

Вот какой был у простака характер.

...А теперь наш рассказ снова пойдет об умнике.

Когда в его родных местах стало известно о том, что он возвращается,

накопив в дальних краях большую мудрость и достигнув там высокого положения,

переполошились его земляки.

Обрадованный простак тоже был среди тех, кто выбежал умнику навстречу.

Перед тем, как выйти из дому, он крикнул жене:

- Принеси-ка быстренько мой выходной плащ! Я бегу встречать своего

любимого друга, хочу поскорее увидеть его! Принесла ему жена полушубок, и он

побежал навстречу своему товарищу.

Когда роскошная карета, в которой восседал умник, преисполненный

сознания собственного величия, поравнялась с простаком, тот приветствовал

его с радостью и любовью:

- Как поживаешь, дорогой брат? Слава Всевышнему, что Он привел тебя

сюда и я удостоился счастья с тобой встретиться!

А умник, в глазах которого все человечество ничего не стоило, - ведь

считал он себя мудрее всех, - посмотрел на простака как на сумасшедшего. Но

так как вспомнил он прежнюю дружбу, которая связывала их в юности, и то, как

крепко они любили друг друга, отнесся к нему приветливо, посадил к себе в

карету и въехал вместе с ним в город.

А отцы их, домовладельцы, за то время, что умник отсутствовал, успели

скончаться, завещав свои дома детям.

Простак, который не покидал свой город, унаследовал отцовский дом и

стал жить в нем. А дом умника, жившего в чужих странах, остался без хозяина

и пришел в запустение, а со временем совсем разрушился и превратился в пыль.

И умнику, вернувшемуся в родной город, негде было жить. Пришлось ему

остановиться на постоялом дворе. Жизнь там была для него мучительной, потому

что жилье это совершенно ему не подходило.

У простака тем временем появились новые заботы: то и дело бегал он к

своему умному другу, переполненный любовью и радостью от встреч с ним. Видел

он, что умник страдает от того, что живет на постоялом дворе, и сказал ему

однажды:

- Переходи-ка, братец, жить ко мне. Поселишься ты с нами; сволоку я в

угол свою утварь, и сможешь ты пользоваться всем моим домом.

Понравилось умнику это предложение, и перешел он жить к простаку. Но

терзания не оставляли его, и вот почему: была у него слава большого мудреца,

искусного мастера и великого лекаря. Но однажды заявился к нему вельможа и

заказал золотой перстень. Сделал ему умник великолепное кольцо, украсил его

превосходным орнаментом, а среди прочего выгравировал небывало красивое

дерево. Пришел вельможа за своим перстнем, и не понравился тот ему. Терзался

умник, не находя себе места: уверен он был, что перстенек с таким прекрасным

деревом, которое он изобразил на нем, в самой Испании пользовался бы большим

успехом и считался бы там невероятным чудом, а здесь такую красоту и

оценить-то было некому.

Пришел к умнику еще один знатный вельможа и принес дорогой камень,

который привезли ему из дальних стран. Вместе с ним он дал мастеру другой

камень, украшенный искусной резьбой, и попросил его сделать на заморской

драгоценности такой же точно рисунок.

Выполнил умник его просьбу в точности, лишь в одной детали ошибся -

такой незначительной, что никто, кроме него самого, не смог бы обнаружить

ошибки.

Пришел вельможа за своим камнем, и работа ему очень понравилась. Но сам

умник очень переживал из-за ошибки, которую допустил: "Как же я мог,

несмотря на все свое умение, так ошибиться?!"

Занятия врачеванием тоже доставляли ему неприятности. Однажды пришел он

к одному больному и дал тому лекарств, которые несомненно должны были спасти

жизнь несчастного. В этих прекрасных снадобьях он был уверен. Все же

вскорости больной умер, и прошел слух, что виноват в его смерти лекарь.

Сильно терзался из-за этого умник.

Другой же больной, получивший от него лекарство, выздоровел. Но вокруг

стали поговаривать, что и без помощи лекаря этот человек все равно бы

излечился. Это добавило терзаний умнику, и он постоянно пребывал в

угнетенном состоянии духа.

Понадобилось тут ему заказать себе одежду. Пригласил он портного, но

ему стоило больших трудов объяснить тому, чего он хочет, научить портного

законам моды, в которых сам он был докой. Удался портному заказанный костюм,

сшил он его по желанию заказчика - только вот один из лацканов не вышел у

него, получился с небольшим изъяном. И умник нашел новый повод для

переживаний: "Никто тут в этом деле не понимает! Попал бы я в этом новом

костюме в Испанию - над испорченным лацканом все бы смеялись, я выглядел бы

там пугалом огородным!"

Постоянно были у бедняги причины для огорчений; а простак каждый раз

прибегал к нему веселый и радостный и находил своего товарища несчастным и

страдающим.

Спросил он его однажды:

- Почему ты всегда страдаешь? Ведь ты так умен и богат! Отчего тогда я

всегда весел?

Решил умник, что простак смеется над ним, и посмотрел на него как на

сумасшедшего.

А простак между тем продолжал:

- Смотри: все эти люди, потешающиеся надо мной, - обыкновенные дураки:

ведь быть умнее меня - невелика честь. Но ты-то мудрец, ты должен понимать,

что не в уме счастье! Счастливее ли ты от того, что умнее меня? Дай тебе

Б-г, чтобы стал ты таким же простаком, как я!

Ответил умник:

- Таким, как ты, я стану только тогда, когда Всевышний лишит меня

разума или я, не дай Б-г, заболею, - тогда я, возможно, и впрямь свихнусь,

подобно тебе. Ведь ты же сумасшедший! Со мной-то ты никогда не сможешь

сравняться, никогда не станешь таким мудрым, как я!

Сказал ему простак:

- У Всевышнего, да благословится Имя Его, все возможно. Ему ничего не

стоит сделать и меня мудрецом, равным тебе.

Услышав такие слова, умник расхохотался...

Привыкли люди называть этих двух друзей умником и простаком. Хотя

умников и простаков в мире немало, каждый из этих двух был в своем городе

притчей во языцех: со времен их учебы в школе один из них зарекомендовал

себя выдающимся умником, а другой - редким простаком. И даже в списке

горожан, куда заносят имя и фамилию каждого, они были записаны по своим

прозвищам: "Умник" и "Простак".

Однажды просматривал тот список сам царь, нашел в нем эти записи и

удивился странным прозвищам. Пожелал царь увидеть этих людей и рассудил так:

"Если приглашение мое застанет их врасплох, они так перепугаются, что умник

может потерять дар речи, а простак от страха с ума сойдет". Решил тогда царь

послать за умником умного гонца, а за простаком - простака.

Но как найти простака в столичном городе, если в нем почти все -

мудрецы? Был там лишь один простак - царский казначей; ведь умного на эту

должность не назначат: от большой мудрости этот умник может и разграбить

казну. Именно поэтому царскими казначеями бывают одни лишь простаки.

Позвал царь двух придворных: одного, известного своим умом, и того

самого простака-казначея - и послал их за двумя друзьями, и дал каждому из

гонцов письмо, а кроме того - особое послание губернатору той провинции, где

жили умник и простак. В этом послании поручалось губернатору написать двум

друзьям от своего имени, чтобы подготовить их к царскому приглашению, -

иначе они могут испугаться. Губернатор должен был сказать им так: никакой

срочности нет, дело терпит; царь не приказывает им приехать, а лишь просит

об этом, и они сами должны решить, ехать им или нет. Просто, мол, царь

желает с ними познакомиться.

И оба гонца - умный придворный и царский казначей - отправились в путь.

Приехав на место, нашли они губернатора и передали ему письмо. Стал

губернатор наводить справки об этих двоих, и рассказали ему, что умник и

впрямь необычайно умен и богат, а простак на редкость простодушен, и среди

прочего поведали губернатору о "богатом гардеробе" простака: его

единственном полушубке...

Решил губернатор, что негоже простаку появляться у царя в простой

одежде; приказал он сшить тому подобающее случаю платье и положил его в

карету казначея. Дал он гонцам по письму, и оба посланца отправились в путь.

Добрались они до места, и умный придворный отдал свое письмо умнику, а

царский казначей - простаку. Взяв в руки письмо, сказал посланцу простак:

- Не разобрать мне, что тут написано. Прочитай-ка ты мне вслух.

Ответил ему казначей:

- Я и так тебе скажу: царь желает, чтобы ты к нему явился.

- Кроме шуток? - спросил простак.

- Какие могут быть шутки! Это чистая правда!

Обрадовался простак, поспешил к жене и сказал ей:

- Гляди-ка, жена, - царь зовет меня к себе!

- Что это вдруг? Для чего ты ему понадобился?

Но так торопился простак, что ничего не ответил ей, собрался поспешно и

радостный уселся в карету гонца, готовый отправиться в путь. Увидел он там

одежды, приготовленные для него губернатором, и обрадовался еще больше.

"Наконец-то и у меня есть свой гардероб!" - восторгался он.

Тем временем царь получил на губернатора донос: что тот якобы виновен в

нарушении законов. Сместил его царь, а потом подумал: хорошо бы поставить

губернатором простого человека, который управлял бы своей провинцией честно

и справедливо, без хитрости и обмана. Понравилась царю эта мысль, и решил он

сделать губернатором того самого простака, за которым послал нарочного.

Издал он указ: сделать того простака губернатором. А поскольку тот по дороге

к царю должен был проехать через губернский центр, приказал царь жителям

этого города выйти к городским воротам и, как только простак появится,

остановить его и сообщить ему царскую волю.

Так и было сделано. Вышли горожане к воротам, и как только подъехала

карета, в которой сидел простак, остановили они ее и сообщили ему, что он

теперь губернатор.

- Вы это всерьез?

- Какие тут могут быть шутки!

Так занял простак губернаторский пост, сразу же став полновластным и

могучим повелителем провинции.

Теперь, когда удача возвысила его, - а ведь удача, как известно, делает

человека мудрее, - прибавилось ума у простака. Но, несмотря на это, новую

мудрость свою он совсем не выпячивал и оставался таким же простым, каким был

и раньше, и управлял своей провинцией честно и справедливо. Никому не

причинял он зла, никого не обманывал. Ведь для того, чтобы управлять

страной, не требуется ни большого ума, ни великих знаний - одни лишь

справедливость и простота.

Когда приходили к нему двое, чтобы он рассудил их, говорил им простак

откровенно: "Ты - прав, а ты виноват", - как подсказывали ему его простота и

справедливость; и не прибегал он никогда к обману и лжи. Во всех своих

решениях руководствовался он одной лишь правдой, и люди его очень любили, и

советники были преданы ему всей душой. Дал ему один из них дружеский совет:

- Так или иначе придется тебе встретиться с царем: во-первых, он уже

посылал за тобой, а во-вторых, каждый губернатор должен рано или поздно

предстать перед ним. И хотя ты известен своей честностью и сам царь не

сможет упрекнуть тебя в том, что ты правишь своей провинцией с помощью лжи и

обмана, - ты должен быть готов к тому, что в разговоре с тобой царь, как это

у него принято, будет говорить о посторонних вещах, о разных мудреных

предметах, да еще и на иностранных языках. Поэтому было бы с твоей стороны

приличным и достойным, если бы ты смог поддержать такую беседу; для этого я

готов обучить тебя разным наукам и языкам других народов.

Понравилось простаку это предложение, и подумал он: "Не помешает мне

поучиться всему этому".

Стал он учиться и постиг все эти премудрости. И тут вспомнил он слова

своего умного друга, который утверждал, что никогда не достичь простаку той

мудрости, которой он, умник, обладает. "Вот я и сравнялся в учености со

своим товарищем", - подумал простак. И все же, несмотря на все премудрости,

которыми он овладел, оставался простак таким же простодушным, как и прежде.

Тут царь снова вспомнил о нем и велел губернатору-простаку явиться во

дворец; и поехал тот к царю.

Поначалу говорил с ним царь о делах его губернии и увидел, что тот

управляет провинцией разумно и справедливо, не прибегая ко лжи и обману, и

это ему очень понравилось.

Стал тут царь говорить о разных мудреных вещах, перешел на иностранные

языки - но простак и здесь оказался на высоте, поддержав умную беседу. Еще

больше прежнего расположился к нему царь и подумал: "Этот человек очень

умен, но жизнь его проста и бесхитростна". Так понравился царю простак, что

сделал он его своим первым министром и дал ему во владение город. Приказал

царь обнести этот город красивой крепостной стеной, чтобы был он достойной

резиденцией такому высокому сановнику. Получил простак от царя грамоту о

своем назначении и вступил в новую должность. Построили для него роскошный

дворец в том месте, на которое указал царь, и стал простак первым министром.

А умник, когда получил письмо от царя, сказал посланнику:

- Оставайся-ка у меня ночевать, мы поговорим с тобой и все обдумаем.

Вечером устроил он в честь гонца богатый ужин и, сидя за столом, стал

рассуждать, призвав на помощь всю свою мудрость: "Что бы это могло означать

- сам великий царь посылает за мной, таким незначительным человеком! Кто я

такой, чтобы царь захотел меня видеть? Что он и что я по сравнению с ним,

таким великим и таким могучим! В голове не укладывается, чтобы сам царь

пожелал со мной встретиться! Может быть, понадобился ему мой ум? Так разве

не хватает у него своих мудрецов? Он ведь и сам весьма мудр. В чем же дело?

Почему он все-таки послал за мной?" недоумевал умник. И сказал он гонцу:

- Знаешь ли, о чем я подумал? Нет на свете никакого царя! Люди

ошибаются, полагая, что есть над ними владыка. Посуди сам, как может быть

такое: весь мир признает над собою власть одного человека, которого считает

царем! Нет и не может быть никакого царя на свете!

Ответил ему умный посланник:

- Ведь я же привез тебе письмо от государя!

- Ты получил это письмо прямо из царских рук?

- Нет, мне передал его другой придворный.

- Вот видишь! Согласись теперь, что я прав: никакого царя не

существует! Вот сам ты - столичный житель и вырос там. Случалось ли тебе

видеть царя?

- Нет, - ответил гонец.

- Теперь ты видишь, что я прав! - воскликнул умник. - Если даже ты

этого царя ни разу не видел, значит, его не существует вовсе!

- Если ты прав, то кто же управляет государством?

- Это-то я объясню тебе без труда, потому что разбираюсь в таких делах:

жил я в других странах и в Италии побывал. А там обычай такой: есть у них

семьдесят сенаторов, и управляют они страной в течение определенного

времени, после чего народ назначает сенаторами новых людей.

Такое впечатление произвели на гонца эти речи, что в конце концов он

согласился с умником: конечно, никакого царя в мире не существует.

- Завтра утром, - сказал умник посланцу, - я докажу тебе свою правоту.

Встал он на рассвете, разбудил своего гостя и сказал ему:

- Пойдем-ка на улицу, и ты сам убедишься, что весь мир заблуждается и

никакого царя над нами нет.

Пошли они на базар, встретили там солдата и остановили его:

- Скажи-ка нам, кому ты служишь?

- Царю! - ответил тот.

- А ты хоть раз в своей жизни его видел?

- Нет, - ответил солдат.

- Ну не глупость ли это! - воскликнул умник, обращаясь к гонцу. - Он

служит, сам не зная кому!

Расставшись с солдатом, подошли они к одному офицеру, разговорились с

ним и потом спросили:

- Кому ты служишь?

- Царю! - ответил тот.

- А ты видел его когда-нибудь?

- Никогда не видел, - сказал офицер.

Воскликнул тут умник, обращаясь к посланцу:

- Ну, теперь ты убедился наконец, что все они заблуждаются? Нет на

свете никакого царя!

- И согласился с ним посланник.

- Поедем-ка мы с тобой путешествовать, - предложил ему умник, - и

увидишь ты, что весь мир одурачен этой ерундой.

И отправились оба странствовать по свету.

В каждом селении, куда бы ни приезжали путники, находили они

заблуждавшихся людей и доумничались до того, что в глупости своей решили:

все люди вокруг них ошибаются. Эта история с царем, которого, по их мнению,

не существовало, вошла у них в поговорку; и когда встречали они кого-то, кто

ошибался в чем-то, то говорили: "Он так же прав в этом, как если бы

утверждал, что существует царь".

Путешествовали они по свету, пока не растратили все, что у них было, и

вынуждены были продать сначала одну лошадь, затем другую - пока не остались

они без лошадей. Пришлось им продолжать свой путь пешком. Изучали они

окружающий их мир и все время находили подтверждение тому, что все

человечество заблуждается.

Обнищали они до последней степени, и никто вокруг не обращал на двух

бродяг никакого внимания.

Так и бродили они, пока не попали в город, где правил простак, ставший

первым министром. И жил в этом месте великий чудотворец, обладавший знанием

тайного, святого Имени Б-га. Пользовался он в городе большим почетом, так

как чудеса его были известны всем, и даже вельможи относились к нему с

уважением.

Бродили умники по этому городу и дошли до дома, в котором жил

чудотворец. Увидели они множество колясок возле подъезда - сорок или даже

пятьдесят, - в которых сидели больные, приехавшие к праведнику за

исцелением.

Решил умник, что в этом доме живет лекарь, и так как был он сам великим

врачевателем, решил войти, чтобы познакомиться с хозяином. Спросил он:

- Кто живет здесь?

Ответили ему:

- Чудотворец.

Услышав это, расхохотался умник и сказал своему спутнику:

- Еще одна ложь и глупость! Это еще большая чушь, чем сказка про царя.

Я, братец, докажу тебе, что и это - обман. И как только люди позволяют

морочить себе голову!

Тем временем проголодались оба; порывшись в карманах, обнаружили они у

себя несколько грошей и зашли в харчевню, где за эти деньги можно было

получить обед.

Когда принесли им заказанное, принялись они за еду и в застольной

беседе насмехались оба над обманщиком-чудотворцем и над простофилями,

которые позволяют себя надувать.

Услыхал их речи хозяин харчевни и не на шутку рассердился, ведь этого

праведника весь город уважал. Сказал он им:

- Доедайте-ка свой обед и убирайтесь отсюда!

Между тем в харчевню вошел сын того самого чудотворца, и двое умников

продолжали смеяться над отцом в присутствии сына.

Закричал хозяин:

- Как смеете вы насмехаться над великим человеком при его сыне!

Поколотил их хозяин и вытолкал из своего заведения взашей.

Оскорбились умники и вознамерились подать на обидчика в суд. Решили они

поговорить с хозяином дома, где оставили свои пожитки, посоветоваться с ним,

куда следует подать жалобу на хозяина харчевни, который их побил. Рассказали

они ему о том, как тот обошелся с ними, и когда их хозяин спросил, что было

причиной побоев, ответили, что в разговоре между

собой ругали чудотворца.

Ответил им хозяин:

- Конечно, нехорошо бить людей. Но и вы поступили неправильно: не

следовало вам плохо отзываться о таком великом человеке - ведь все мы здесь

его очень уважаем.

Увидели умники, что и этот заблуждается; ушли они от него и попали, ища

справедливость, к какому-то чиновнику-нееврею. Рассказали они ему о том, что

их избили, и когда тот спросил их: "За что?" - ответили, что за нелестный

отзыв о праведнике. Возмутился тут чиновник, жестоко избил их и вытолкал в

шею.

Ушли они оттуда и направились со своей жалобой выше по инстанциям - но

нигде не удавалось им добиться справедливого суда, наоборот: в каждом месте

их крепко поколачивали. Так дошли они до самого первого министра.

Доложили простаку стражники, охранявшие министерский дворец, что

какой-то человек просит принять его. Приказал министр пропустить просителя.

Как только увидел министр умника -- моментально его узнал; но умник не сразу

признал в таком большом сановнике своего приятеля-простака.

Сказал тут ему министр:

- Ну, видишь теперь, к чему привела меня моя простота? Видишь, на какую

высоту она меня вознесла? А до чего довела тебя твоя философия?

Воскликнул умник:

- Это ты, друг мой простак? Ну, о нас с тобой мы побеседуем позже, а

пока помоги мне добиться справедливости: меня избили!

- За что? - спросил простак.

- За то, что я говорил о чудотворце, что он лжец и мошенник.

- Так ты до сих пор продолжаешь умничать! - воскликнул простак. -

Вспомни-ка: однажды ты сказал, что со мной сравняться без труда сможешь, а я

с тобой - никогда. Теперь-то ты видишь, что я тебя в мудрости давно догнал,

а ты к простоте моей до сих пор не пришел!

И теперь я вижу, что простоты тебе достичь нелегко.

Но так как, несмотря ни на что, простак знавал умника еще в те времена,

когда тот был большим человеком, приказал он доставить приятелю новое платье

и пригласил его остаться во дворце на обед.

Стал умник в застольной беседе убеждать простака, что никакого царя на

свете нет.

Воскликнул тут простак:

- Что ты глупости говоришь! Я видел его собственными глазами!

Ответил ему умник со смехом:

- Ты уверен, что это был царь? Ты знаком с ним лично? Ты знал его отца,

его деда? Ты убежден, что они были царями? Откуда же тебе известно, что он и

вправду царь? Люди сказали тебе об этом и обманули тебя!

Простак был огорчен тем, что не верит его товарищ в существование царя.

В это время вошел к ним какой-то человек и сказал:

- Дьявол требует вас к себе!

Перепугался простак, побежал к жене и рассказал ей, трепеща от страха,

что сам Сатана позвал его. Посоветовала ему жена послать за чудотворцем.

Пришел тот, и дал простаку разные амулеты, которые должны были

послужить ему защитой, и сказал:

- Теперь тебе бояться нечего!

Успокоился простак, во всем доверявший праведнику, и вернулся к своему

другу. Спросил его умник:

- Чего ты испугался?

Ответил простак:

- Я испугался дьявола, который позвал нас к себе.

Рассмеялся умник и сказал:

- Ты веришь в существование дьявола?

- Кто же тогда за нами послал? - спросил простак.

- Это был мой брат! - ответил умник. - Он хотел меня увидеть и

специально подстроил все это.

- Если это и вправду так, - сказал простак, - то как же его посланцу

удалось миновать всю стражу?

- Он их просто подкупил! А те, если ты спросишь их, соврут, что никого

не видели. В этот момент вновь вошел к ним кто-то и сказал:

- Дьявол требует вас к себе!

Совсем не испугался на этот раз простак, ведь была у него теперь защита

от Сатаны, которую получил он от чудотворца, и обратился к умнику:

- Ну, что ты скажешь теперь?

Ответил тот:

- Я тебе объясню: мой брат сердит на меня и подстроил все это, чтобы

меня напугать.

Встал тут умник и спросил вошедшего:

- Как выглядит тот, кто послал за нами? Какого цвета у него волосы?

Опиши нам его облик!

Ответил посланец на все его вопросы.

- Он в точности описал нам моего брата! - воскликнул умник.

- Ты собираешься пойти к нему? - спросил его простак.

- Пойду! Только дай мне на всякий случай с собою нескольких стражников,

чтобы в дороге меня никто не обидел.

Дал ему простак охрану, и увел с собой черт обоих умников.

Когда через какое-то время вернулись стражники к первому министру, тот

спросил их:

- Где же те двое, охранять которых я вас послал?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: