Сознание является сущностной основой всей жизни. Все внешние выражения сознания эфемерны, преходящи, иллюзорны.
Каждая из четырех низших из семи объединенных форм, которые составляют проявленные «я» человеческого существа, обладает индивидуальной прошлой, настоящей и будущей кармой, которая находится в совершенной гармонии и соответствии с кармой других форм, а также с кармой расы, семьи, нации, мира и вселенной, частью которых это существо является. Каждое из этих четырех тел или оболочек, как они именуются в Сокровенном Знании, бывает здоровым или больным, счастливым или несчастным, находится в хорошем или плохом окружении. Оно энергично или бездеятельно, мудро или глупо – и таким оно бывает в любой период времени, в зависимости от доминирующей кармической силы, действующей на его конкретном плане действия в этот момент.
Низшее, физическое тело по временам кажется неповоротливым и ленивым без всякой на то видимой причины; но в таком случае может быть, что следующее в последовательности тело или оболочка в этот момент переживает некую фазу действия, которая запечатлела свой результат внутри физических атомов как негативная сила – то есть как бы отперла двери клеток и позволила этой силе просеяться через атомную структуру физического тела, порождая ощущение инерции и апатии.
Иной раз внезапный дикий порыв страсти, совершенно необъяснимый на тот момент для разума всех заинтересованных лиц из-за его кажущейся беспричинности, охватывает человека и приводит к некоему преступлению на физическом плане. Возможно, что в этот момент какая-то другая из его оболочек проживала некое прошлое переживание сходной природы, когда крайний гнев породил вспышку страсти; или же в этот момент она проходила через некий опыт, похожий на тот, который переживало физическое тело, только в своей собственной сфере выражения – и сила этой страсти таким образом вовлекла в свою сферу другую оболочку и заставила ее совершить преступление. Сознание же, будучи в этот момент зафиксировано на физическом плане более, чем на любом другом, естественным образом определило конечный повод для такой демонстрации страсти на физическом плане, действуя через физические чувства.
|
Каждый план и каждое тело на любом плане являются, так сказать, двусторонним зеркалом. Сознание – Строитель, – которое живет как «удаленная звезда», через четко определенные циклические периоды заглядывает в каждое зеркало по очереди. Когда оно сосредоточивается на каком-нибудь одном зеркале, оно воспринимает в нем не только себя как главную фигуру, но также свои отражения в окружающих зеркалах и отражения отражений. Оно периодически отождествляет себя с каждым из этих отражений, пока не разовьет способность к различению. Каждая из оболочек в совершенном порядке распадается и возвращается в однородное состояние: сперва физическое, затем астральное, потом ментальное и, наконец, высшее астральное, коим является душа. Когда сознание освобождается от какой-то оболочки, оно больше сосредоточивается в тех оболочках, которые еще остались. И вся сила, знания и мудрость, обретенные им благодаря его опыту во всех своих оболочках, наконец, централизуются в вечном духовном теле Эго – одеянии Нирманакайи, которое пребывало в процессе создания начиная с первой манифестации материи в начале новой манвантары.
|
Когда индивидуальность – Эго – принуждается кармическим законом к воплощению, она собирает воедино разрозненные фрагменты – сканды – и оставшиеся результаты предыдущих инкарнаций внутри своей аурической сферы и воссоздает каждую из своих новых оболочек по очереди, причем физическую – последней, одухотворяя ее собственным сознанием в ходе процесса создания. Одновременно с завершением создания физического тела завершается один круг индивидуального бытия.
Я предлагаю вам всего лишь некую иллюстрацию, не пытаясь дать подробное описание действия разнообразных форм, фаз, сил и условий бытия, относящихся к вышесказанному, но отмечу несколько интересных деталей.
Порой тени – оболочки – одного или нескольких других эго дрейфуют через поверхность одного из зеркал, в каковом случае происходит смешение сознаний индивидуальных эго. Это может произойти мгновенно или продолжаться в течение более продолжительного периода времени; но этого не может случиться, если только эти эго не связаны кармическими и симпатическими связями; то есть если они не принадлежат к одному и тому же Космическому Лучу. Человек по невежеству именует различные фазы этого феномена спиритуализмом, сродством, психическим контролем или еще чем-то вроде этого; но в действительности и воистину это – действие духовного закона. Это единственное верное основание для брака между душами, всего лишь предвосхищающее воплощение того, что будет представлять собою итоговая реальность при завершении манвантары, когда не будет более нужды в зеркалах-телах как средствах отождествления, ибо тогда человеческая раса снова станет тем, чем была в начале – единой сущностью.
|
Вы можете спросить: «А что станет с планетарными влияниями, с наследственностью и т.д.?» Но не забывайте, что я сказал: этот мир, равно как и вселенная, которая содержит этот мир и его обитателей, развиваются в том же соотношении и подпадают под действие тех же законов, которые контролируют движение планет.
Планетарные влияния – это просто те самые дрейфующие тени, о которых говорилось прежде, отбрасываемые на зеркала индивидуальных эго; тени, чье действие возможно лишь благодаря тесной связи, существующей с кармической и космической точки зрения между такими эго, которые являются как бы огнями, создающими возможность отбрасывания этих теней. Эти тени смешиваются друг с другом и с мыслеформами, отбрасываемыми зеркалом, и лишь сами эго – планетарные властители в данном примере – обладают способностью отделить их одну от другой и поместить туда, где они должны находиться на лестнице бытия. Но как эти дрейфующие тени скользят по поверхности зеркал и смешиваются, так и планетарные влияния и их отражения, отброшенные индивидуальными эго планетарных правителей, смешиваются друг с другом и воздействуют друг на друга соответственно действию естественных законов, которые создают и контролируют эти конкретные выражения божественного бытия. И только мистик, который умеет наблюдать эти отражения и достаточно компетентен, чтобы расшифровывать их тайны и исчислять силу и цель каждого, способен составить истинный гороскоп человеческого существа.
Возможно, менее развитый человек в состоянии составить гороскоп физического тела, но как быть с гороскопами следующих трех тел – астрального, ментального и физического? А ведь они должны быть составлены, если вы желаете отыскать истинное описание этой четверичной сущности человеческого существа.
Честный астролог никогда не пообещает раскрыть тайны звезд, касающиеся внутренних оболочек, взгляду профана, который может их унизить. Он осознает, каким тяжким грехом будет даже сама такая попытка.
ХАРАКТЕР Урок 89
Характер является основным источником, равно как и кульминацией всякой успешной попытки в направлении построения души; началом и концом всякого индивидуализированного космического, планетарного и человеческого предприятия, имеющего целью достижение духовного превосходства.
Отсутствие этого базового принципа или его разрушение означает смерть и распад любой индивидуализированной формы жизни.
Немногие среди даже самых просвещенных исследователей дают себе труд задуматься над тем, каков может быть метод воспитания, какие силы доступны для построения субстанции характера или из какой субстанции он на самом деле состоит.
Взаимодействие Воли и Желания под влиянием определенных раздражителей приводит в быстрое действие центральное ядро эмбриональной клетки; непрерывное повторение тех же раздражителей может породить клетки, что со временем образуют органический центр, возможно, питающую основу мозга. Этот центр может реагировать только на стимулирующую силу того же характера, которая сформировала третью линию данной троицы – Действие. А стимул этот изначально задается вибрационным действием разнообразных качеств, обыкновенно называемых добром, существующим в ментальности планетарного правителя той планеты, на которой эта клетка развивается; следовательно, подлежит действию притягивающей силы дуэта – Воли и Желания, – выраженного в этой клетке. Постоянный контакт и взаимодействие между этими стимулирующими силами, основным источником и клетками мозга со временем разовьет эти качества до большей степени, пока они, наконец, не проявятся в том, что мы называем характером личности.
Слово «характер» обычно передает смутное впечатление о хороших или дурных качествах личности, обладание которыми ведет к определенному положению и влиянию – общественному, религиозному или политическому, в зависимости от случая, или наоборот. Истина состоит в том, что каждый отдельный фактор, каждое качество, входящее в общую сумму, которая проявляет характер, является результатом целых эпох сознательных, настойчивых, неутомимых усилий индивидуального эго в жизнях камня, растения, животного и человека.
Монада, будучи впервые облечена в форму кристалла, попеременно притягивалась и отталкивалась различными вибрациями пранической энергии, и зарождавшаяся Воля, наконец, слепила и сформовала получившуюся в результате молекулярную субстанцию в заданную форму. Она заострила края каждой грани и создала таким образом точки контакта с подобными формами, а также оружие нападения и защиты. Эти заостренные вершины кристалла, в конечном счете, являются основами других, столь же мощных органических центров и орудий, в соответствии с циклическим развитием естественного царства, в котором эта монада проявляется, и фазами или расами жизни, развивающимися внутри этого царства. Например, такие вершины могут развиться в шипы розового куста, рога животного, плавники рыбы, ядовитые клыки змеи или зубы и когти – орудие нападения и защиты животного.
Каждое кристальное острие (вершина) изначально было приспособлено для определенной цели в соответствии с нуждами, желаниями и волей монады, концентрированной и выраженной в центральной клетке кристалла. И все такие острия, в конце концов, развились в средства контакта, а также органы защиты и нападения, обыкновенно именуемые качествами; обретаются они в человеческой ментальности и действуют через человеческое тело. В то время как формы таких качеств неразличимы для человеческого взора, они имеют подчиненные проводники выражения внутри человеческого мозга и видимы для внутреннего ока. Если мозг разрушается, они более не имеют никакого выражения в форме, поэтому в оккультном словаре их именуют скандами.
Эти качества являются краеугольными камнями здания, которое мы возводили и возводим для выражения характера. Если вы обнаруживаете, что вам не хватает одного из фундаментальных качеств этого здания, отсюда следует, что вы не заслужили его в прошлом или, злоупотребив им, утратили его и больше не обретете, пока не заслужите этого снова благодаря настойчивым, неутомимым усилиям. Если вам не хватает качества самоконтроля, никогда не упускайте возможности заставить свою волю выносить любые условия, которые подавляют такой контроль. Тысячи неудач не в счет там, где сделана одна успешная попытка. Всякое испытание, которое вы проходите, приближает вас к финальному достижению. То же верно и в отношении всех прочих качеств.
Притягивайте к себе своим сильным желанием космические строительные силы. Сцепляйте и соединяйте свои успехи внутри ментального образа, который формируете – образа желанного качества, – посредством Желания.
Никогда не упускайте из виду скрытую силу, присутствующую в вас, которая когда-то впервые действовала внутри вершин кристалла; ту самую силу, которая ныне обитает в тех качествах, что проявляют характер, а именно – в самоконтроле, альтруизме, служении, чистоте, вере, истине и преданности. Когда эти качества достигнут в вас высочайшей возможной степени, лишь тогда вы станете Мастерами Белого Братства – и не ранее, пусть даже вы обладали бы всею Землей и всем прочим, что она содержит и воплощает.
Приближается день признания силы «малых вещей» – мелочей, которые являются основой всего великого; и должным образом направленное изучение тех же граней кристалла укажет путь к Богам. Не только упомянутые мною качества обнаружите вы выраженными в кристалле, но все вещи, все черты рода человеческого; ибо в самой первой манифестированной форме жизненной силы скрыта энергия троицы – Воли, Желания и Действия. Чем сложнее форма – тем значительнее действие этой силы и тем величественнее возможности для будущего.
До тех пор пока вы желаете от меня лишь подтверждения ваших собственных верований, ваших собственных концепций о жизни и действии (таких жизни и действии, каких вы пока лишь едва коснулись), поскольку не можете или не желаете повиноваться определенным законам Бытия (каковое повиновение упрочило бы силу непротивления в органических центрах, через которые – и только через которые – может сиять свет истинного знания), и таким образом бессознательно отталкиваете истинный свет – до тех самых пор вы обречены на разочарование и горечь. И до тех самых пор вы будете подвержены любому блужданию мысли в умах окружающих вас; любой мысли, которая скользит по вашему собственному разуму, путая все главные пункты, и таким образом делает вас неспособными держаться центра, которому вы не просто поклялись в верности – но и обязаны верностью, поскольку карма и ваши собственные высшие Воля и Желание справедливо поместили вас в определенное положение по отношению к этому центру.
Если вы убеждены, что ваш Посвященный Учитель знает не больше вашего о любой представленной и сформулированной им теме, которая могла бы вас заинтересовать, и доверяете и действуете только согласно выводам, сформированным в результате таких скользящих мыслей, какие ныне просеиваются сквозь вашу ментальность, вы не почерпнете ничего из его наставлений.
Царство Божие пребывает внутри вас – как пребывает оно внутри центральной клетки кристалла и в центре любой вещи или явления. И пока вы послушно повинуетесь этой центральной клетке, вы продолжаете строить высшие качества, подобно тому как построены и острия этого кристалла – по тем же законам, до окончательного совершенства форм. Но такое развертывание духовной субстанции, равно как и клеточной жизни, зависит от присущей каждому атому способности сопротивляться всякой внешней силе, которая стремится к отчуждению его от подобных ему (ибо такое отчуждение приведет к тому, что не будет достигнута цель эго, которое повелевает массой и одно только знает геометрическую форму, которую Божественная Мудрость установила в соответствии с числом для любой массы субстанции), и в равной мере зависит оно от степени непротивления истинным строительным силам. Что верно для клетки кристалла, то верно и для человека: его способность к развертыванию, к росту, основывается на способности отождествлять себя с истинным центром, включенным в прямую линию центров, тянущуюся от Дхиан-Когана через планетарного правителя вниз, через ряды младших Мастеров до составного общества, частью которого человек является (эта линия центров является таковой лишь в некотором смысле; in toto же она представляет собою единый центр) – и эта способность зависит от его характера.
Без центра выражения манифестация характера невозможна; без характера человек был бы всего лишь скопищем нестабильных сил.
Некоторые, идя от общего к частному, учат, что моральная ответственность выстраивает характер; но верно как раз обратное. Именно характер определяет моральную ответственность. Мораль изменчива. Она может быть сравнительно хороша или плоха, в зависимости от расы, нации, религиозных предубеждений и так далее; но характер, как я уже настаивал, это черта, сохраняющаяся от одной инкарнации к другой. Это, так сказать, основная оболочка Эго, неотделимая от него.