Тема 2. Потоки и процессы в цепях поставок (4 часа)




Лекции по дисциплине

«Организация управления цепями поставок»

 

 

Автор: доц.каф. ЛиУ

Зарайченко И.А.


Тема 1. Эволюция концепций управления цепями поставок (2 часа)

1. Парадигмы логистики: функциональная, ресурсная, инновационная. 2. Содержание концепции «управление цепями поставок». 3. Концепции логистики: информационная, маркетинговая, интегральная. 4. Логистические концепции: логистика в реальном времени, логистика добавленной стоимости, электронная логистика, виртуальная логистика.

1. В процессе эволюции парадигмы логистики проходили ряд этапов:

– функциональная парадигма;

– ресурсная;

– инновационная.

На рисунке 1 представлена примерная продолжительность и последовательность данных этапов:

 

Рисунок 1 – Эволюция парадигм в логистике

 

Функциональная парадигма (период примерно с 1960 по 1985 г.) была связана с тем, что за логистикой закреплялись операционные виды деятельности (транспортировка, складирование, грузопереработка, таможенное оформление и страхование грузов и т.п.). Для осуществления такого рода деятельности на предприятиях создаются специальные функциональные подразделения, формируется необходимая инфраструктура либо указанные операции передаются на аутсорсинг (привлекают сторонних исполнителей).

Для образовавшихся подразделений целевой функцией деятельности становились затраты на своем участке (сокращение затрат на транспортировку, складирование, грузопереработку и т.п.). При этом на каждом участке исполнители стремились локально снизить издержки логистических операций, не учитывая влияния на систему в целом, т.е. величину совокупных затрат. Так зачастую снижение затрат на транспортировку вызывает роста затрат на складирование, оптимизация складского хозяйства приводит к росту затрат на снабжение и содержание запасов и т.п. Поэтому возникает ресурсная парадигма, которая основывается на принципе «общих затрат» (Total cost of Ownership/Совокупные затраты владения). Согласно концепции ТСО («общих затрат») затраты на логистику и связанные с ней виды деятельности необходимо суммировать в логистической системе (цепи поставок) и именно эта величина является показателем эффективности использования ресурсов.

В сумму общих затрат включаются:

• операционные затраты на логистику;

• административно-управленческие и трансакционные затраты;

• затраты, связанные с иммобилизацией средств в запасах;

• потерянную прибыль (упущенные продажи) – «фиктивные» затраты.

Операционные затраты – это расходы на все виды логистической деятельности (погрузку-разгрузку транспортных средств, перевозку, входной контроль получаемых товаров по количеству/качеству, складскую грузопереработку, хранение товаров, сортировку, маркировку, таможенное оформление, страхование грузов, ответственности перевозчика и т.п.).

Административно-управленческие и трансакционные затраты включают заработную плату управленческого персонала службы логистики, затраты на поиск и обработку информации о рынке логистических услуг, поиск контрагентов, накладные и прочие расходы и т.п.

Затраты, связанные с иммобилизацией средств в запасах (альтернативные издержки), учитывают замораживание оборотного капитала компании в товарных запасах, циркулирующих в подразделениях компании или в цепи поставок в целом.

Потерянная прибыль характеризует эффективность принятия тех или иных логистических решений с позиций клиента. Эти расходы отражают потенциальную потерю прибыли компании (или цепи поставок) от недостаточного уровня качества логистических услуг.

С появлением ресурсной парадигмы появляется понятие логистической координации. Разрозненные стремления отдельных подразделений компаний было необходимо объединить для достижения единой цели функционирования предприятия. Так отдел продаж стремится увеличить уровень запаса для того, чтобы повысить доступность продукции покупателям тем самым повысив объем продаж, при этом отдел финансов, напротив, стремится минимизировать объем средств, иммобилизованных в запасы. Такого рода конфликты призвана решать служба логистики, оптимизирующая взаимодействие структурных подразделений посредством межфункциональной логистической координации, выступая некой «третьей стороной» в рамках межфункциональных конфликтов.

Таким образом, ресурсная парадигма логистики была связана с качественно новым уровнем ее развития: переходом на более высокую ступень влияния в иерархии управления компанией – от операций к координации. Иными словами, если раньше логистика была призвана выполнять определенные логистические функции/операции, то теперь ее основной задачей становится увязка разноориентированных интересов подразделений с целями функционирования предприятия в целом.

С развитием информационных технологий и с повышением роли знаний и информации в бизнесе возникает инновационная парадигма, которая заключается в рассмотрении логистического процесса как единого целого в цепи поставок (логистической системе) для более эффективного достижения целей бизнеса. То есть все больше внимания уделяется проблеме интеграции – объединения как структурных подразделений внутри предприятия, так и с внешними партнерами.

Предпосылками инновационной парадигмы логистики явились:

1.новое понимание интегрированной логистики и SCM как стратегических элементов в конкурентных возможностях отдельной компании и цепи поставок в целом;

2.усиление интеграции между контрагентами цепей поставок, появление новых организационных отношений сотрудничества и кооперации;

3.расширение технологических возможностей, в частности в области гибких производств и интегрированных информационно-компьютерных систем и технологий, радикально изменивших горизонты контроля и управления логистическими бизнес-процессами в цепях поставок.

На базе инновационной парадигмы рождается концепция SCM.

2. В современных условиях ведения бизнеса для достижения долгосрочного успеха уже недостаточно сосредотачивать внимание исключительно на высоких показателях деятельности собственного предприятия (кривая 1), так как в конечном счете достигнув своего предела темпы улучшения показателей начинают снижаться и возникает эффект снижения доходности. Поэтому многие руководители осознали необходимость интеграции с внешними партнерами (кривая 2), что приводит к возникновению дополнительных преимуществ, что в конечном счете выливается в рост различных показателей функционирования самого предприятия на 10-20%. Кривая 3 характеризует тенденцию обращения внимания бизнеса при управлении цепями поставок к современным информационным технологиям (рисунок 2).

В связи с этим применение современных инструментов и методов управления цепями поставок становится необходимым условием успеха бизнес-структур на рынке. Именно с этим связано активное распространение и внедрение концепции «управление цепями поставок» в практику бизнеса.

 

Рисунок 2 – Взаимозависимость показателей функционирования предприятий и базовых элементов управления цепями поставок

 

Термин «Supр1у Chain Маnagement» (Управление цепями поставок) был введен в оборот американскими консультантами в начале 1980-х гг. в связи с существенным расширением границ данного понятия относительно содержания категории «логистика». Вместе с тем до сих пор не существует однозначной трактовки содержания этого термина. Многие применяют этот термин как синоним понятия «логистика» или «интегрированная логистика». Однако сейчас акцент в содержательном толковании этой концепции все больше смещается в сторону расширенного понимания SCM как новой концепции бизнеса. Всемирная организация «Совет профессионалов в области управления цепями поставок» (США) определяет это понятие следующим образом:

«Управление цепями поставок – это интеграция ключевых бизнес-процессов (в основном логистических), начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц».

В новейшем терминологическом словаре ЕLА 2005 г. дано следующее определение:

Управление цепями поставок – это организация, планирование, контроль и выполнение товарного потока, от проектирования и закупок через производство и распределение до конечного потребителя в соответствии с требованиями рынка к эффективности по затратам.

В словаре APICS приведено следующее определение цепи поставок:

Цепь поставок – это глобальная сеть, используемая для доставки продукции или услуг от источников сырья и материалов до конечного потребителя посредством потоков информации, физического распределения и денежных средств.

3. Логистическая концепция организаций бизнеса – это парадигма (руководящая идея), платформа поддержки бизнеса и инструментарий оптимизации ресурсов фирмы при управлении основными и сопутствующими потоками.

Возникновение и развитие логистических концепций тесно связано с эволюцией бизнеса в промышленно развитых странах.

Фундаментальными концепциями в логистике являются:

– информационная;

– маркетинговая;

– интегральная.

Информационная концепция логистики появилась в конце 1960-х годов и тесно связана с развитием информационно-компьютерных технологий. Основная идея данной концепции заключается в том, чтобы сформулировать общую проблему управления материальным потоком некоторого бизнес-объекта (фирмы в целом или отдельной функциональной области: снабжения, производства, продаж) и одновременно синтезировать информационно-компьютерное обеспечение решения проблемы.

Теоретической основой информационной концепции является системный подход, который применяется как для моделирования самих объектов, так и для синтеза систем информационно-компьютерной поддержки. Основные стратегические решения состоят в том, чтобы автоматизировать тривиальные задачи и использовать информационно-компьютерную поддержку для решения более сложных оптимизационных логистических задач.

Практическими примерами использования информационной концепции логистики являются широко распространенные системы/подсистемы и информационно-программные модули MRP I, MRP II, DRP, QR, CR и т.п.

В то же время логистические системы, первоначально построенные исключительно на принципах информационно-технологической концепции, не обладали необходимой гибкостью и интегрированностью, которые требуются на современном этапе развития рыночной экономики, например, для регулирования отношений производителей с поставщиками и конечными потребителями продукции. Поэтому с начала 1980-х годов и до настоящего времени при построении корпоративных логистических систем часто применяется маркетинговая концепция, которая акцентирует внимание менеджмента компании на организации логистического процесса в области распределения (дистрибьюции) для усиления позиций фирмы в конкурентной борьбе. Такая система должна поддерживать стратегию конкуренции фирмы на рынке за счет принятия оптимальных решений в распределении, прогнозировании спроса на продукцию, интеграции логистических операций и функций физического распределения, определенной перестройки управления логистикой в компании.

В последние годы на Западе укоренилась и активно распространяется новая логистическая концепция, которую большинство исследователей называют интегральной или концепцией интегрированной логистики. Эта концепция по существу развивает маркетинговую, учитывая новые условия бизнеса на современном этапе:

- новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в конкурентных возможностях фирмы;

- перспективы интеграции между логистическими партнерами, новые организационные (структурные) отношения;

- новые технологические возможности, в частности, в области гибких производств и информационно-компьютерных технологий, контроля и управления во всех сферах производства и распределения продукции.

Интегральная концепция отражает новое понимание бизнеса, где отдельные фирмы, организации, системы рассматриваются как центры логистической активности, прямо или косвенно связанные в единый интегральный процесс управления основными и сопутствующими потоками для наиболее полного и качественного удовлетворения спроса в соответствии с их специфическими потребностями и целями бизнеса. Концепция интегрированной логистики, позволяет объединить усилия управляющего персонала фирмы, ее структурных подразделений и логистических партнеров («три стороны» в логистике) для сквозного управления основными и сопутствующими потоками в интегрированной структуре бизнеса: «проектирование — закупки — производство — распределение — продажи — сервис».

4. В процессе эволюции логистики в бизнесе возникли и получили интенсивное развитие такие логистические концепции/технологии, как

– RP (Requirements/Resourse planning) – планирование потребностей/ре-сурсов;

– JIT (Just-in-time) – точно в срок;

– LP (Lean Production) – «плоское» производство.

Среди прочих логистических концепций можно указать следующие:

– Supply chain management (SCM) – «управление цепью (цепями) поставок»;

– Time-based logistics – «логистика в реальном масштабе времени»;

– Value added logistics – «логистика добавленной стоимости»;

– E-logistics – «Электронная логистика»;

– Virtual logistics – «Виртуальная логистика».

Рассмотрим их подробнее.

Чтобы быть конкурентоспособной на рынке, фирме необходимы гибкость и динамичность, т.е. быстрая адаптация к изменяющимся условиям рыночной среды и спроса на продукцию. Таким образом, важнейшее значение приобретает фактор времени. Концепция Time-based logistics направлена на оптимизацию всех фаз жизненного цикла изделия по времени: научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, поставок сырья и материалов, производства, обработки заказа и доставки готовой продукции потребителям, выполнения послепродажного сервиса и т.д. Для сокращения продолжительности полного логистического цикла предусмотрена интеграция с логистическими посредниками в системах дистрибьюции.

Современные информационные технологии открыли эпоху конкуренции в режиме реального времени, создали возможность повышения оперативности и точности выполнения логистических операций и функций. С этих позиций логистичекая сеть должна строиться на основе современных информационных систем и технологий: КИС; новейших технологий управления и моделирования логистических бизнес-процессов: CALS и CASE; интернет-решений, мобильного и электронного бизнеса; электронного документооборота и EDI-технологий; WAP-протоколов беспроводной связи; систем сканирования штрих-кодов и автоматической идентификации грузов; спутниковых систем связи и навигации, позволяющих отслеживать товарно-транспортные потоки в реальном масштабе времени. Применение концепции «Логистика в реальном масштабе времени» позволяет ускорить выполнение логистических операций, уменьшить соответствующую потребность в финансовых ресурсах.

Концепция Value added logistics – «логистика добавленной стоимости» – основана на достаточно простой идее: любая логистическая операция добавляет стоимость продукту или услуге. Однако добавление стоимости еще не означает добавления ценности (полезности) с позиций потребителя. Концепция Value added logistics определяет логистический сервис как процесс создания существенных выгод, содержащих добавленную стоимость, в логистической цепи наиболее эффективным, с точки зрения потребителя, способом. Главное – определить (специфицировать) потребности клиента в логистических услугах и включить в логистический процесс только те операции/функции, которые действительно выполняются с минимальными затратами ресурсов. Ключевой вопрос: «действительно ли затраты, выделенные на оказание логистических услуг, являются обоснованными, и если да, то тем ли потребителям они адресованы?» или «как определить базовый уровень обслуживания для большинства потребителей?». Логистический сервис сверх базового уровня называют логистикой с добавленной стоимостью.

Контрольные вопросы

1. Опишите последовательность парадигм в логистике?

2. С чем связано активное развитие парадигм логистики в конце 20 века?

3. Охарактеризуйте особенности функциональной парадигмы логистики.

4. Чем обусловлено возникновение ресурсной парадигмы логистики?

5. В чем сущность концепции TCO?

6. Перечислите и охарактеризуйте элементы общих затрат.

7. В чем, на ваш взгляд, проблема определения общих затрат?

8. Что такое логистическая координация? Почему она возникает именно в период главенствования ресурсной парадигмы?

9. Перечислите предпосылки инновационной парадигмы.

10. С чем связано возникновение концепции SCM?

11. Что такое управление цепями поставок?

12. Что такое цепь поставок?

13. В чем сущность информационной концепции логистики? Какие Вам известные практические примеры ее реализации?

14. В чем преимущество маркетинговой концепции относительно информационной?

15. Какие новые условия бизнеса учитывает интегральная концепция логистики?

16. Охарактеризуйте сущность и преимущества реализации концепции логистика в реальном масштабе времени.

17. В чем специфика реализации концепции логистики с добавленной стоимостью?

Дополнительная литература

1. Бауэрсокс Д. Дж., Клосс Д. Дж. Логистика. Интегрированная цепь поставок. - М.: Изд. ЗАО «ОЛИМП-БИЗНЕС», 2006. – С. 120-134.

2. Логистика: Интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок / учебник: Полный курс МВА. Под ред. проф. В. И. Сергеева / В. В. Дыбская, Е. И. Зайцев, В. И. Сергеев, А. Н. Стерлигова. – М.: Изд. «Эксмо», 2008. – С. 156-188.

Тема 2. Потоки и процессы в цепях поставок (4 часа)

1. Потоки в цепях поставок и их виды. 2. Объектный и процессный взгляд на цепь поставок. 3. Ключевые бизнес–процессы. 4. Интеграция ключевых бизнес-процессов: макро-процессы в цепи поставок. 5. Отраслевая специфика объектов и процессов в управлении цепями поставок. 6. Сетевая структура 7. Классификация цепей поставок: прямая, расширенная. 8. Фазы решений в цепи поставок: функциональный цикл физического распределения, материально-технического обеспечения, снабжения.

1. В процессе эволюции объекты управления в логистике менялись, так на начальном этапе это были материальные потоки, потом к сфере интересов логистики стали относить информационные и финансовые потоки, в связи с чем на сегодняшний день в логистике и управлении цепями поставок изучается два класса потоков:

основной поток (материальный)

сопутствующие (генерируемые материальным потоком (информаци-онный и финансовый)).

Материальный поток – это находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, к которым применяются виды логистической деятельности, связанные с физическим перемещением в пространстве (погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение и т.п.).

Параметрами материальных потоков могут быть:

• номенклатура, ассортимент и количество (объем) продукции;

• габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);

• весовые характеристики (общая масса, масса брутто, масса нетто);

• физико-химические характеристики груза;

• характеристики тары (упаковки);

• условия договоров купли-продажи (передачи в собственность, поставки);

• условия транспортировки и страхования грузов;

• финансовые (ценовые, стоимостные) характеристики и др.

Основные и сопутствующие потоки, несмотря на явную взаимосвязь, могут иметь различные параметры.

Материальные потоки классифицируются по следующим признакам:

1.По отношению к фокусной компании (звену) цепи поставок

– внутренние (не выходящие за пределы компании/звена);

– внешние (поступающие из внешней среды),

· входящие;

· выходящие.

2.По числу ассортиментных/номенклатурных позиций

– однопродуктовые (одновидовые);

– многопродуктовые (многовидовые).

3.По степени детерминированности параметров потока:

– детерминированные (параметры потока полностью известны);

– стохастические (хотя бы один параметр неизвестен, или является случайной величиной).

4.По признаку непрерывности во времени:

– непрерывные (перемещение материальных ресурсов осуществляется непрерывно (потоки сырья и материалов в непрерывных производственных (технологических) процессах замкнутого цикла, потоки сырой нефти и нефтепродуктов, газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транспорта, и др.));

– дискретные (перемещение продукции осуществляется в определенные периоды времени).

5. По характеристикам груза в процессе транспортировки или по транспортному фактору (по виду транспорта и способу транспортировки, габаритным, весовым и физико-химическим характеристикам груза, способам затаривания, условиям транспортировки и др.).

6. По интенсивности материального потока – количество объемных или массовых показателей (единиц) продукции, поступающей на вход логистической системы (звена логистической системы) в единицу времени.

Возникновение, движение и преобразование материальных потоков всегда сопряжено с затратами денежных средств и использованием финансовых ресурсов. В связи с чем возникает понятие финансовый поток.

Финансовый поток – это направленное движение финансовых ресурсов (денежных средств), связанных с материальными и/или информационными потоками в рамках логистической системы или цепи поставок в целом.

Классификация финансовых потоков:

1. по отношению к ЛС:

– внутренние (не выходящие за пределы ЛС);

– внешние (поступающие из внешней среды),

2. по направлению движения:

– входящие;

– выходящие.

3. по назначению:

– финансовые потоки закупок;

– инвестиционные финансовые потоки;

– финансовые потоки по воспроизводству рабочей силы;

– финансовые потоки производственной деятельности;

– финансовые потоки продаж.

4. по способу переноса авансированной стоимости:

– связанные с движением основного капитала;

– связанные с движением оборотного капитала.

5. по форме расчета:

– денежные (наличные расчеты);

· финансовые потоки по рублевым расчетам;

· финансовые потоки по валютным расчетам;

– информационно-финансовые (безналичные расчеты):

· по платежным поручениям;

· инкассо;

· аккредитивы;

· чеки.

6. по видам хозяйственных связей:

– горизонтальные (между равноправными субъектами);

– вертикальные (обусловленные иерархической структурой).

7. по уровню достаточности объема:

– избыточные;

– оптимальные;

– дефицитные.

8. по возможности регулирования в процессе управления ЛС:

– регулируемые;

– нерегулируемые.

9. по непрерывности формирования в рассматриваемом периоде:

– регулярные;

– дискретные.

Существуют следующие основные характеристики финансового потока:

1. объем определяется эквивалентом денежных средств, указанным в его сопровождении (документальным или информационным).

2. направление движения потока характеризует его действие по отношению к объекту приложения финансовых ресурсов.

3. временные характеристики определяют моменты перемещения финансов.

4. стоимостные характеристики определяют затраты на его обслуживание.

Информация как объект управления в логистике трансформируется в понятие информационного потока, подчеркивающего динамику ее получения и преобразования и связь с материальным потоком или сервисом.

Информационный поток (ИП) – это поток сообщений и данных в речевой, документарной (бумажной и электронной) и другой форме, сопутствующий материальному потоку и/или процессу предоставления услуг в рассматриваемой ЛС (цепи поставок) и предназначенный для реализации управленческих функций.

Классификация информационных потоков:

1. по отношению к логистическим операциям и функциям:

– информационные потоки складирования

– информационные потока управления запасами

– информационные потоки производственного процесса

– информационные потоки транспортировки и т.д.

2. по отношению к цепи поставок (звеньями цепи поставок):

• внутренние (циркулирующие внутри ЛС) и внешние (циркулирующие между ЛС и внешней средой);

• горизонтальные (относящиеся к одному уровню иерархии ЛС) и вертикальные (циркулирующие от верхнего уровня логистическою менеджмента к низшему);

• входные и выходные – по отношению к входу-выходу ЛС

3. по виду носителей информации:

– потоки на бумажных носителях,

– информационные потоки с использовании компьютерных технологий обработки информации.

4. по времени возникновения информации:

– регулярные потоки, соответствующие регламентированной во времени передаче данных;

– периодические (с жестким ограничением на время передачи);

– оперативные потоки, обеспечивающие связь в интерактивном и диалоговом режимах.

5. по назначению:

– директивные (управляющие) ИП;

– потоки нормативно-справочной сведений,

– потоки информации для учета и анализа при принятии решений;

– вспомогательные информационные потоки.

6. по уровню управления:

– информационные потоки уровня отдельного предприятия (микроуровень);

– потоки регионального, государственного или межгосударственного уровня (макроуровень), формируемые министерствами, ведомствами и ассоциациями.

7. по характеру взаимосвязи с основным потоком:

- опережающий

- сопровождающий

- потоки обратной связи.

Эффективное управление цепями поставок диктует следующие требования к качеству информационных потоков:

– точность – отсутствие ошибок;

– полнота – наличие всей необходимой информации;

– экономность – издержки на получение и обработку информации должны быть оптимальны;

– четкость – информация должна иметь такую форму, чтобы получатель мог ее понять;

– релевантность – получаемая информация должна быть ориентирована на решение конкретных задач;

– простота – не должна быть слишком сложной;

– своевременность – информация должна быть получена в нужное время;

– достоверность – информация должна соответствовать действительности и проверяться.

2. Для анализа цепей поставок и управления ими используется метод объектной и процессной декомпозиции логистической системы. То есть разделение логистической системы на составляющие объекты.

Прежде всего, определим что такое логистическая система:

Логистическая система – это относительно устойчивая совокупность структурных подразделений компании, а также поставщиков и потребителей, логистических посредников, взаимосвязанных по основным или сопутствующим потокам и управлением для реализации стратегического плана логистики.

Существует 2 вида объектной декомпозиции логистической системы.

Рассмотрим объектную декомпозицию (1) (рисунок 3):

 

Рисунок 3 – Объектная декомпозиция в логистике 1

 

Подсистема ЛС – это выделенная в соответствии с организационной структурой совокупность элементов и звеньев ЛС, реализующая задачи управления комплексом логистических функций в отдельной сфере бизнеса. То есть подсистема представляет собой обособленную совокупность специфических функций, как правило, выделяют подсистемы снабжения, производства, распределения.

Звено логистической системы – это функционально обособленное подразделение центральной (фокусной компании) или любого представителя ее «трех сторон» в логистике, реализующего одну или несколько логистических функций/операций. То есть звено ЛС – это партнеры и контрагенты, которые образуют «три стороны» для фокусной компании:

1. Поставщики;

2. Покупатели;

3. Логистические посредники (3-PL, 3 Party Logistic) (рисунок 4).

 

Рисунок 4 – 3 стороны логистики

 

Элемент ЛС – неделимая в рамках поставленной задачи анализа и проектирования ЛМ часть звена ЛС.

Рассмотрим объектную декомпозицию 2 (рисунок 5):

 


Рисунок 5 – Объектная декомпозиция в логистике 2

 

Логистическая сеть – это полное множество звеньев логистической системы, между которыми установлены взаимосвязи по основным или сопутствующим потокам в рамках управления или проектирования цепи поставок.

Логистический канал – это обособленная совокупность звеньев ЛС, ориентированная по материальному потоку, с целью выполнения маркетинговых требований или экономии на масштабах операционной логистической деятельности за счет гармонизации трансакционных единиц упаковки, хранения, грузопереработки и транспортировки продукции.

Логистическая цепь – это множество звеньев ЛС, упорядоченное по основному или сопутствующему потоку в соответствии с параметрами заказа конечного потребителя в пределах отдельной функциональной области логистики или логистического канала.

Значительное отличие этих понятий заключается в том, что структуру канала определяет тип и состав посредников, применяемых для перемещения материального потока, а логистическая цепь описывает процесс физического перемещения и процессы.

Для анализа и управления процессом движения материального потока по цепи поставок используется процессная декомпозиция логистической системы. То есть предприятие рассматривается не просто как сложная структура, а как система взаимосвязанных бизнес-процессов, направленных на достижение стратегических, тактических или оперативных целей бизнеса. На основе процессной декомпозиции проводится моделирование и проектирование бизнес-процессов, что позволяет компании оперативно реагировать на вызовы внешней и внутренней среды.

Прежде всего, определим понятие логистический процесс, как определенным образом организованная во времени последовательность выполнения логистических операций/функций реализующая заданные на плановом периоде цели ЛС или ее сетевых подразделений.

Процессная декомпозиция в логистике и УЦП также имеет два варианта (рисунок 6):

 

Рисунок 6 – Процессная декомпозиция в логистике

 

В рамках логистической системы организации бизнеса принято выделять функциональные области. Как правило, они ориентированы на взаимодействие с «тремя сторонами» логистики (поставщики - снабжение, потребители – распределение, логистические посредники – производство). В рамках этих функциональных областей выполняются однотипные операции и функции (транспортировка, складирование, грузопереработка и т.п.) (рисунок 7).

Таким образом, функциональная область логистики – это сфера деятельности предприятия, дифференцированная по «трем сторонам логистики», которой соответствует однотипные функции и операции.

 

Рисунок 7 – Функциональные области логистики

 

Между функциональными областями логистики существует тесная взаимосвязь. Цель логистики может быть достигнута лишь при полной согласованности функционирования всех указанных областей.

Логистическая функция – это обособленная совокупность логистических операций, выделенная с целью повышения эффективности менеджмента по достижению целей бизнеса.

Выделяют два типа логистических функций:

v Операционные логистические функции – это закрепление однотипных операций за составной частью логистической инфраструктуры и соответствующими отделами управления транспортировкой и складирование в службе логистики компании. К ним относятся:

Ø транспортировка

Ø складирование и грузопереработка;

Ø упаковывание;

Ø управление процедурами заказов;

Ø управление возвратами;

Ø таможенное оформление экспорта-импорта грузов;

Ø информационно-компьютерная поддержка.

v Функции, связанные с координирующей и интегрирующей ролью логистики и управления цепями поставок. Сюда входят:

Ø управление запасами;

Ø управление циклом выполнения заказа;

Ø интегрированное планирование и прогнозирование в цепи поставок;

Ø межфункциональнвя и межорганизационная логистическая координация;

Ø поддержание стандартов качества логистического сервиса;

Ø управление функциональным жизненным циклом товара и т.п.

Логистическая операция – это любое действие (или совокупность действий), связанное с возникновением или преобразованием основных или сопутствующих потоков, не подлежащая дальнейшему делению в рамках задач управления и контроллинга ЛС.

Две главные характеристики логистической операции:

– влияние на свойства потоков;

– выполнение операции одним человеком или машиной.

В рамках второго варианта процессной декомпозиции выделяют ключевые бизнес-процессы, которые представляют собой совокупности операций, ориентированные на достижение стратегических целей компании в рамках обособленных компетенций.

Логистический бизнес-процесс – это взаимосвязанная совокупность операций и функций, переводящих ресурсы компании при управлении потоками в результат, задаваемой логистической стратегией фирмы.

Таким образом, в рамках процессного подхода цепь поставок – это последовательность потоков и процессов, которые имеют место между различными контрагентами цепи и комбинируются для удовлетворения требований потребителей в товарах и услугах.

Важной характеристикой логистического процесса кроме всего прочего является полный логистический цикл – интервал времени между подачей заказа и доставкой заказанного продукта или услуги конечному потребителю. В рамках логистического цикла возникает необходимость согласования объема ресурсов «на входе», который определяет требования к продукту или к сервису, и «на выходе», который определяется результатом выполнения требований.

Основной моделью логистического цикла является S-модель (рисунок 8):

 

Рисунок 8 – Процессная S-модель цепи поставок

 

3. В любой организации существуют как основные, так и вспомогательные процессы. Основные – это процессы текущей деятельности компании, результатом которых является производство выходов, требуемых внешним клиентом. Вспомогательные процессы обеспечивают существование основных процессов.

Помимо этого, по масштабам процессы управления делят на стратегические, тактические и оперативные.

Характер ключевых бизнес-процессов определяется исходя из стратегического позиционирования компании, особенностей ее структуры и функционирования. В связи с чем SCM представляет собой интеграцию 8-ми ключевых бизнес-процессов:

1)управление взаимоотношениями с потребителями;

2)обслуживание потребителей;

3)управление спросом;

4)управление выполнением заказов;

5)управление производством/операциями;

6)управление снабжением;

7)упр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: