Пока душа человека не достигнет точки баланса – уравновешивающего центра сознания, – он представляет собою плывущее по воле волн, бессмысленное животное, радующееся, когда его нежно погладят; сердитое, а может быть – и злое, когда резко ударят; общительное, приятное, эгоистично-бескорыстное, когда его развлекают, льстят ему или обожают его; грубое, мстительное, а часто и жестокое, когда ему надоедают, игнорируют его или плохо с ним обращаются.
Качества, которые в первую очередь ответственны за эти превращения, были порождены парами противоположностей в его животной душе, и пока не произойдет перемена, которая поднимет эту животную душу до состояния человеческой души, где присутствуют высшие степени и силы тех же качеств и где эффекты действия закона противоположностей возрастают в пропорции к усилиям человека ради повседневных или ежегодных достижений, возможностей для быстрого роста у него крайне мало.
Задолго до того, как ребенок достигает зрелости, он начинает осознавать, что удовольствие и боль могут очень быстро следовать друг за другом.
Неистовые эмоции в одном направлении быстро сменяются равно неистовыми эмоциями в другом. Экстатическая радость – предтеча мрачного призрака страдания; и по мере того как проходит год за годом, человек начинает принимать великую радость с тайным страхом, и этот страх, как правило, оправдывается. Периоды между радостью и скорбью удлиняются, и в промежутке между ними душа вынуждена размышлять над их результатами и усваивать их. Затем наступает долгий период, когда радости жизни становятся редкими, менее яркими и крайне преходящими, а скорби кажутся непрерывными; человек делается неспособным на экстаз, радости его становятся скучны, а периоды заботы, тревог и страха все растут и растут. И, наконец, даже скорбь теряет свою разрушительную силу, страх поглощается безразличием, а истинная радость никогда не входит в его жилище, чтобы задержаться в нем хотя бы ненадолго.
|
Такова повесть усредненной жизни – жизни без определенной духовной цели. Но повесть о человеке, у которого есть такая цель, не может быть поведана в столь простых словах, и результаты его переживаний не будут теми же, хотя сами переживания могут быть похожи. Обычному наблюдателю это несходство может и не бросаться в глаза, но оно заключается в том, что, когда человек, имеющий духовную цель, достигает в своем жизненном цикле точки, где удлинившиеся периоды между радостью и скорбью оставляют ему время и место для размышлений, для пересмотра и усвоения плодов его опыта, он улавливает образ великой цели, стоящей за всеми этими колебаниями, – и понимает, что они необходимы для развития. Он понимает, что когда маятник его жизненных часов уменьшает свой размах, то наступает время покоя и молчания, создавая возможность для пришествия «Святого Духа» – Просветителя, посредством которого одного только раскрываются беспредельные таинства жизни.
Тогда предназначение жизни становится для него очевидным.
Он понимает, что маятник может достичь состояния покоя и равновесия без разрушения часов, и эти часы можно завести вновь по его желанию. Поэтому он тратит свое время и усилия на обретение силы и способности воистину управлять своей собственной жизнью, вместо того чтобы позволять контролировать ее стихийным силам бытия, чувствам и эмоциям.
|
Со временем он обнаруживает, что сможет лучше послужить миру и самому себе, если сумеет продлить это состояние равновесия неограниченно. Таким образом он передает свою жизненную энергию на высший план бытия, и делает это сознательно, в то время как человек, не имеющий духовной цели, является игрушкой сил, которые контролируют его до самого конца жизни и за ее пределом.
Конечный результат действия определяется мотивом и целью поступка, каковы бы ни были побочные эффекты такого действия. Чем более возвышенна, чем более гуманна и менее эгоистична цель, тем тяжелее будет сражение с парами противоположностей; однако без побед, одержанных в таких битвах, человек никогда не поднялся бы над бездушным животным воплощением, которым он был до инкарнации Сынов Разума.
Поэтому вместо того, чтобы рассматривать пары противоположностей как бессмысленные, жестокие инструменты пыток, изобретенные гневливым Богом, к чему человек склонен, терзаемый муками страдания, ему следует попытаться взглянуть на них со стороны и понять, что они благотворны, необходимы и ведут ко благу.
ПРАВЕДНОСТЬ Урок 160
Когда человек достигает своей полной ментальной и физической зрелости и какой-либо внешний импульс побуждает его пересмотреть и проанализировать все черты, стороны и условия жизни, послужившие инструментами в создании того, что мир именует его успехами – его удовольствия, власть над более слабыми людьми, самопотворство в любой желаемой форме, – что тогда предлагает ему жизнь в качестве основы для неослабных усилий в последующие дни и годы?
|
Если он столкнется лицом к лицу со своей обнаженной душою в этот период самоисследования и увидит лохмотья и рубище, лежащие у ее ног или все еще покрывающие ее, те жалкие отрепья его права по рождению, которые одни остаются конечными результатами всех его прошлых усилий, а именно – пресыщение, разочарование, безнадежность, горькое презрение к вещам, способам, средствам, идеалам его собратьев – мужчин и женщин, с которыми он тесно общался в разнообразных опытах своей деловой и социальной жизни – вполне может быть, что в паузе между этими размышлениями слово «праведность» коснется его слуха, или его прошепчет его Божественное «Я» и принудит его к более справедливому пересмотру жизненного опыта и более ясному определению причин и следствий. В этом случае бесцельное и безотрадное будущее смыкается перед глазами человека, и сожаление об утраченных возможностях временно делает его слепым ко всему остальному.
Лишь тогда может он начать понимать красоту, желанность праведности, необходимость следования некоему своду духовных и материальных, моральных и этических законов, подобных тем, что перечислены в десяти заповедях или в каком-либо другом религиозном своде правил, который передавался от отца к сыну со времен незапамятных.
В его сознании брезжит мысль о том, что он совершенно неверно истолковал цель и характер этих законов и что они далеки от того, чтобы быть деспотическими, нежеланными, уничижающими требованиями отвергнутого им ранее личного Бога или какого-то диктатора прошлых эпох, в действительности являясь самыми благотворными, полезными, ясными, всеобъемлющими и разумными правилами жизни, какие только может изобрести человеческий или божественный разум.
Теперь он понимает, что устремления – молитва, сострадание, честность, чистота, самопожертвование, уважение прав других, – если следовать им ревностно, заложили бы фундамент вечной структуры Покоя, Полезности, Единства; облекли бы ныне нагую душу изысканными одеяниями Любви, Надежды, Веры, Мудрости и Знания. И, наконец, погруженный в глубины отвращения и ужаса, он вскричит: «О, каким я был глупцом! воистину, променял я свое право первородства на миску похлебки!» [145]
Мужчина или женщина должны опуститься до состояния свиньи, чтобы жить день за днем в грязи и довольствоваться этим, когда есть хоть какая-то возможность очищения тела. Однако многие мужчины и женщины, будучи чисты внешне, согласны пребывать в таком состоянии внутренней моральной, ментальной и физической грязи, что даже самое гнусное животное отшатнулось бы, если бы способно было увидеть ее.
В конечном счете слово «праведность» означает чистоту души и тела, и когда человек задумывается о том, что такая моральная, ментальная и физическая грязь, о которой я говорил, создает условия астральной жизни, аналогичные смерти и болезнетворным микробам, которые развиваются благодаря материальной грязи, он начинает понимать и осознавать, насколько желанна праведность – чистота – с любой точки зрения, на которую он способен встать. И если только он не окончательно потерян для всякой внутренней и внешней порядочности, то он отвернется и, подобно Блудному сыну, «восстанет и пойдет к Отцу своему»; то есть выберется из тины и грязи своей низшей природы, серьезно вглядится в высоты своего Духовного «Я», осозна́ет здоровье, чистоту, красоту и истину жизни, руководимой божественными законами, – и затем примется строить жизнь свою в соответствии с ними, не обращая внимания на жалость и презрение, выказываемые его бывшими друзьями, и совершенно не замечая боли, одиночества и мучений, которые неизбежно будут накатывать на него, пока его душа и тело не очистятся полностью от результатов его прежних злоупотреблений величайшими благословениями жизни.
Ах, воистину, праведность должна быть единственной целью и стремлением человеческой души, ибо ничто иное во всей огромной вселенной не оправдывает врученного человеку дара бессмертия.
ИСКУПЛЕНИЕ Урок 161
Искупление греха может быть совершено лишь Христом; Христом, который висит на кресте страдания в течение всей Маха-юги – великой космической эпохи – на кресте, созданном пересечений линий материи и духа. Искупление личного греха совершается душою – проводником Христа – почти непрерывно в течение земных жизней индивидуального эго. Когда стремление души к повиновению Божественному Закону преодолевает желание тела нарушить этот Закон ради чувственного удовлетворения, в низшей природе происходит полная перемена. Процесс преодоления приводит к единству индивидуальной души со Сверхдушою.
Искупить – значит стереть, и в процессе стирания или искупления злого деяния вначале происходит нейтрализация токов силы, которые были установлены в ауре человека энергией, высвобожденной при свершении злого поступка. Как один химикат может изменить весь характер субстанции, состоящей из нескольких других химикатов, так и действие одного высшего атрибута может нейтрализовать или преодолеть следствие действия нескольких низших качеств в натуре человека, изменяя таким образом весь характер человека – так сказать, перерождая его.
Никто не может искупить грех за другого человека. Зато можно оказать такую помощь другому в жизненном кризисе, чтобы дать ему возможность распахнуть свое закрытое сердце призыву его Высшего «Я», вызывая таким образом действие божественных сил, которые, в свою очередь, достигнут вашей ауры и сделают вас сопричастным благотворным эффектам, являющимся результатом действия божественных сил, проявившихся как следствие этой помощи.
Христос каждого человеческого существа, распятый на кресте, должен спуститься в Преисподнюю в какой-то момент своей эволюции, чтобы вернуть к нормальным условиям душу, которая погрузилась в адские бездны в результате злодеяний своего низшего «я». Иными словами, Божественная Любовь должна проникнуть в сердце человека, победить его и переродить, прежде чем он сумеет оценить огромность своих преступлений против Божественного Закона и простить себя за грехи, совершенные против себя самого, – а такое прощение необходимо получить, чтобы завершить воссоединение.
СВЕЖИЙ ВОЗДУХ Урок 162
Никто из тех, кто изучает жизнь и ее разнообразные аспекты, не может не заметить циклического действия каждой ее фазы. В законе, в этике, в политике и религии действие и противодействие возникают циклически. Законы создаются в один период, чтобы быть отвергнутыми или проигнорированными в последующий период. Одна медицинская школа, одно направление в архитектуре, один способ образования, одна мода уступают место другим, и по прошествии определенных периодов времени возвращаются, уже несколько видоизмененные. Период очевидного восстановления этики уступает место безразличию и попустительству, но вновь вернется вместе с волной преувеличенной добродетельности. Не имеет значения, насколько тривиальной какая-то сторона жизни может показаться глазам наблюдателя: циклический закон управляет ее выдвижением, исчезновением и появлением вновь.
Прошел лишь сравнительно небольшой отрезок времени нынешней эпохи с тех пор, как важность свежего воздуха для излечения и предотвращения болезней была признана во всем мире – и все же новые открытия в науке в известной степени ответственны за возвращение некоторых из более общепринятых идей. И по мере того как новейшие теории завоевывают себе место под солнцем, страх перед воздействиями нечистого или лишенного жизненной силы воздуха уменьшится, и иные средства от этих болезней, ныне излечиваемых лишь свежим воздухом, будут найдены, чтобы, в свою очередь, уступить дорогу следующим. Но мудрый человек не поддастся напору этой возвратной волны, ибо за очевидной или кажущейся истиной позднейших научных открытий стоит духовная истина, которую можно различить, наблюдая закон соответствия, и эта истина окажется гораздо более достойной доверия, чем любые открытия современной науки.
Профилактические, равно как и целительные эффекты чистого свежего воздуха в первую очередь зависят от его влажности, которая действует как проводник для одной из наиболее тонких сил природы. Влажность является результатом комбинации водорода, азота и кислорода; первичную основу этих газов составляют магнетизм и тепло. В перегретом воздухе влажность уменьшается, и магнетизм и электрическое тепло, от которых зависит всякая физическая жизнь, в значительной степени подавляются. Достаточно понаблюдать за высыханием материальных предметов в жарком помещении, чтобы получить некоторое представление о воздействии искусственно перегретого воздуха на человеческое тело. Аномальное количество влаги тела притягивается к поверхности [кожи], и даже если она не выступает в виде пота, при определенных условиях можно видеть непрестанное выбрасывание в воздух крошечных частиц – проводников магнетической энергии, в ходе которого самый принцип жизни улетучивается через кожу и слизистые оболочки, таким образом делая все тело более подверженным вторжению болезнетворных микробов и постепенно разрушая его способность к сопротивлению.
Жизненный принцип – это тонкая электрическая сила, посредством которой поддерживаются магнетизм и тепло тела, а газы водород и кислород соединяются в телесных жидкостях. Если воздух неестественно перегрет или испорчен, и нормальный температурный режим тела изменяется, или если он нарушается в результате неестественного разогрева под действием упомянутых микробов, то процесс рассеивания шлаков, остающихся в мозгу и крови в результате нормального действия сжигания вредных элементов или их побочных продуктов, застопоривается, и эти побочные продукты не могут быть выведены из тела. Эти шлаки – «каменноугольные наслоения» – бывают порой столь плотными, что их можно видеть невооруженным глазом, способным различать их.
Довольно о физических последствиях неестественной жары и спертого воздуха; но остается еще гораздо более важный эффект, который не так легко модифицировать или уничтожить, как это возможно в случае с воздухом. Как было сказано прежде, закон соответствия обеспечит мудрого человека мерой знания, недостижимой для того, кто не ведает о действии означенного закона. Вы, несомненно, знаете об эффекте, вызываемом чрезмерной жарой в мозгу. Процесс мышления затрудняется даже в период естественного избыточного жара; во многих случаях случается нечто приближенное к коматозному состоянию. Ментальные тела подвергнувшихся такому воздействию лишаются своего жизненного принципа – тонкой формы энергии, которая, в свою очередь, является основой телесного тепла и магнетизма – в тот же момент, когда ослабляется тело; и намеренное подвергание тела условиям, которые его ослабляют и способствуют болезни, сродни самоубийству. Душа, проводник духа, может таким образом быть принуждена к ослаблению своих нормальных функций относительно ментального тела, и весь человек, душою и телом, в большей или меньшей степени становится неспособен выполнять свои функции.
Вы можете возразить, что похожие результаты могут быть вызваны иными причинами, но, уверяю вас, любые сходные эффекты вызываются сходными причинами, вне зависимости от того, сколь далекими они кажутся друг от друга. Кровь является проводником жизненного принципа, и она полностью зависима от проводника более тонких сил – воздуха – в своем очищении, поскольку тонкие силы должны иметь проводник для передачи. Каковы бы ни были болезнь или ранение, от которых страдает тело, его выздоровление зависит от степени чистоты, которую поддерживает кровь. Чрезмерный гнев, ненависть и весь выводок подобных им демонов также перегревает кровь и вызывает в теле и разуме условия, похожие на те, что образуются в помещении, которое плохо вентилируется или в котором поддерживается неестественная жара.
ЗВУК И СВЕТ Урок 163
До тех пор пока некоторые из наиболее важных черт оккультных исследований не получат выражение в словах, неопытные ученики будут впадать в растерянность, сталкиваясь с уводящими в сторону или недостаточно ясно выраженными утверждениями ложных или невежественных учителей. Лишь высокоразвитый, подготовленный оккультист может понять трудности, стоящие на пути выражения таких планов или состояний материи и энергии, у которых нет материальных соответствий. Положение такого оккультиста сродни положению музыканта, который пытается воплотить в словах представление о музыкальном тоне более высокой или низкой вибрации, чем те тоны, которые ныне способны услышать человеческое ухо. Когда эфирная вибрация, первоначально заданная как звук, повышается до вибрации света, она может проявиться благодаря электрической энергии. Но если человек пытается выразить представление о промежуточных вибрационных волнах между состоянием звука и света, ему мешает тот факт, что не существует способа проиллюстрировать их естественными или механическими средствами материального плана – и все же эти промежуточные вибрации или планы, являющиеся частью звуком, частью светом, столь же реальны и необходимы для всеобщего плана творения, как и высшие вибрации.
Неподготовленному психику крайне трудно различить или даже просто определить местонахождение звуков или слов, высвобожденных на промежуточных планах и слышимых психическим слухом, ибо если инструмент или голос не слишком хорошо ему знакомы, а местонахождение их не определено верно, то эти звуки или слова можно легко спутать с произнесенными другими людьми на других промежуточных планах, а не на том первом, где были слышны исходные звуки. Именно этот факт порождает ложное впечатление, складывающееся у тех, кто часто слышит одиночные предложения посредством психического чувства слуха – совершенно разумные, внятные предложения, за которыми следуют бессмысленные слова или странные звуки, не имеющие никакой связи с первым предложением. Такие переживания естественно приводят непросвещенного слушателя к убеждению в том, что он страдает от галлюцинаций или иного ментального расстройства. Если же он понимает, что подобные феномены совершенно естественны, он избавлен от такого беспокойства. Он пребывает в том же положении, что и человек, находящийся в одной комнате и пытающийся уловить детали истории, которую рассказывают в другой комнате, где одновременно присутствуют несколько других рассказчиков, каждый из который излагает свою историю. При таких условиях слушатель мог бы уловить лишь ту или иную случайную фразу из той истории, которую он желает услышать, а в перерывах между этими фразами множество совершенно иных голосов и звуков осаждали бы его слух, приводя его в смущение. Подготовленный оккультист по степени энергии, высвобождаемой в звуках, которые достигают его внутреннего слуха, мог бы определить точно, насколько далеко он находится от говорящего и при каких условиях тот произносит слова. Он мог бы благодаря вмешательству силы воли заглушить звуки, исходящие из других планов, настолько полно, что не утратил бы связности между предложениями, которые желает услышать.
Неподготовленные психики часто совершают одну прискорбную ошибку в отношении звуков и видений. Ортодоксальные религиозные учители не упоминают более чем два или, самое большее, три плана бытия, которые они именуют землей, небесами и адом, – когда в действительности существует сорок девять планов и подпланов. В соответствии с общепринятым убеждением, звуки, психически услышанные живым человеком на Земле, должны исходить либо из рая, либо из ада, если не являются результатом зарождающегося безумия.
Предыдущий пример с человеком, слышащим голоса из многих комнат и пытающимся определить слова, произнесенные одним голосом, равно применим к частичным беседам, слышимым психическому слуху, когда и говорящий, и слушатель находятся на земном плане. Между двумя людьми, одновременно живущими на земном плане, может вестись психическая беседа, причем ни одного слова этой беседы не будет долетать до остальных.
Обычно люди не понимают, что различные эфирные вибрации звука и света воздействуют на различные органы зрения и слуха. Чувствительные центры астрального тела и тела Кама-манаса улавливают видения и звуки, невидимые и неслышимые для соответствующих центров физического тела. Внезапный импульс к действию на физическом плане может быть – а часто и бывает – обязан своим происхождением высказыванию, уловленному каким-либо внутренним чувствительным центром и отраженному к соответствующему центру физического тела, в то время как человек, воспринимающий такое высказывание и действующий в соответствии с ним, может совершенно не осознавать его источника.
Средний неподготовленный человек убежден, что ему нечему учиться в этой сфере, или он слишком ленив и скептичен, чтобы подчиниться жестким требованиям подготовки, необходимым для настоящего продвижения, поэтому он продолжает день ото дня наблюдать, как его завоеванное тяжелым трудом открытие, сделанное вчера, противоречит жизненному опыту сегодняшнего дня.
Но время от времени попадается искренний, серьезный исследователь, способный уловить полускрытую истину оккультизма и использовать ее как ключ, чтобы открыть более широкую перспективу знания, которая приведет его к ногам великого учителя. Для такого исследователя «Путь» откроется.