Отношение Земли к Солнцу иллюстрирует и символизирует тот факт, что равновесие в сочетании со свободой и полезностью должны характеризовать каждую индивидуальную душу. Это равновесие достигается благодаря совершенному балансу между противоборствующими силами.
Центростремительная сила притянула бы нашу Землю к Солнцу и выжгла бы всю жизнь на планете. Центробежная сила, напротив, унесла бы одинокую Землю в бесконечный холод с тем же результатом в виде уничтожения всякой жизни. Однако баланс между этими силами объединяет земную орбиту и Солнечную систему именно в той точке, где человеческая жизнь может процветать.
В индивидуальной душе центростремительной силой является тенденция провести свою жизнь в сосредоточенном созерцании Божества; это тенденция, которая привела бы человека к полной поглощенности духовными принципами и совершенствованием собственной души. С другой стороны, центробежная сила – это тенденция, которая заставляет нас заниматься практическими материальными делами жизни; она бы заняла весь наш разум деталями повседневных дел, либо в силу жадности, либо из желания служить. Каждая сила в отдельности разрушительна по отношению к возможности реализовать собственную форму жизни, которую можно определить как свободу. Такая свобода реализуется только при совершенном равновесии между этими силами.
Средний человек сбивается с пути потому, что им правит центробежная сила со своими отчуждающими наклонностями и их последствиями. Духовный неофит сбивается с пути из-за доминирования центростремительной силы с ее склонностью поглощать душу восхищением вещами духовными. Баланс, способность реализовывать свою человеческую и Божественную форму жизни, свобода достигаются тогда, когда стремление, восхищение и любовь к изучению истин о нашем Божественном духовном единстве уравновешена сознательными стараниями применять их для осуществления этого единства в повседневных делах.
|
Как достичь такого баланса?
Человек мирской, несомненно, нуждается в поиске духовных истин, чтобы его жизнь, полную внешних мелочей, просвещало и обновляло желание служить, которое станет преобладать над его стремлением к приобретению.
Человек духовный нуждается в том, чтобы сдерживать, контролировать и направлять свои силы. Они должны быть направлены вовне, ибо только во внешних отношениях человека с человеком духовные истины становятся частью жизни. Просто как личные интеллектуальные представления или личные эмоциональные переживания, без активного и постоянного практического выражения в повседневной жизни, они становятся вихревыми токами, которые скорее тормозят, нежели продвигают поток Божественности в сознание человека и далее, в жизнь того величайшего из объединений, коего все мы являемся частью.
Поскольку нельзя найти двух людей, одинаковых по темпераменту и талантам, направления этой внешней деятельности были бы весьма различны. Некоторые стали бы учителями духовных истин. Другие посвятили бы свою жизнь бизнесу, чтобы сделать деловую сферу полем взаимных услуг, а не удовлетворения алчности. Третьи отдали бы себя политической деятельности. Все наши попытки направить духовную истину вовне одинаково хороши.
За ними всеми стоит один великий принцип, который следует распознавать. Его можно уподобить строительству дома в том варианте, который должен реализоваться в Духовном Храме Человечества. В любом случае следует произвести земляные работы и тщательно заложить фундамент, прежде чем строить внешнее строение, в котором мы собираемся жить. Мы не можем продвинуться дальше планирования и сбора материалов, пока в подготовленное место не будет заложен фундамент.
|
Фундамент духовного Храма состоит из справедливых условий, при которых человек со временем будет жить в материальном мире. Земляные работы для него, которые являются первым этапом строительства, состоят в активной и эффективной борьбе с несправедливостью нынешнего мира. Пока справедливость не будет установлена, пока все люди не станут свободными, обновить духовную жизнь невозможно. Это так, поскольку не может быть никакого обновления помимо свободы, и поскольку при органической сущности человечества обновление индивидуальной личности пропорционально обновлению большего организма, частью которого он является. Следовательно, до совершения активной и деятельной атаки на нынешнюю несправедливость мы не можем продвинуться далее рисования архитектурных планов Храма и собирания материалов для его возведения. Построить мы его не сможем.
Ныне условия, в которых живут люди, определяются созданными человеком законами, и особенно теми, которые регулируют возможность каждого человека получать доступ к общей Матери всей материальной жизни – земле. По этой причине политическая деятельность, конкретно связанная с отменой несправедливых экономических условий, становится первоочередной задачей истинного строительства Храма. Она и является теми самыми земляными работами под закладку фундамента.
|
Это не означает, что в остальной деятельности нет необходимости до и после того, как начнется строительство. Вовсе нет! Учитель духовных истин, к примеру, обладает приоритетной функцией. Его задача – ознакомить подсобных рабочих путем рациональных и неавторитарных методов со своей концепцией планов архитектора. Делая это, он также собирает материалы для Храма. То же относится и к просветителям, ученым, чиновникам и другим, кто учит своих учеников мыслить самостоятельно и осознавать единство человечества. Они тоже собирают материалы для Храма.
Хотя эти предварительные занятия крайне необходимы, они сами по себе не строят ни сам Храм, ни какую-то его часть. Они поставляют планы и материалы; действительное строительство начинается с момента начала работ под фундамент, и первыми необходимыми материалами являются те, что будут использованы для этой работы.
При строительстве самых высоких и самых прекрасных из материальных строений мы должны глубоко зарываться в землю и укреплять фундамент прочными материалами, которые останутся в основании той наземной конструкции, где будут жить ее обитатели. Так и при строительстве духовного Храма мы должны погружаться в недра созданных человеком законов, которые управляют материальными отношениями, и укреплять их камнями справедливости. Они останутся в основании общего духовного закона органически обновленного человечества, которое будет жить в верхних частях завершенного Храма.
Ничто на свете не бывает самодостаточным. Взаимозависимость – следствие единства. Единство, красота, сила и мудрость – вот колонны, что поддерживают Храм Бытия в космическом, человеческом и социальном организме. Без красоты и гармонии не может быть единства. Без силы красота стала бы уродством. Без мудрости сила становится слабостью. Так что фундаментальные основания единства, красоты, силы и мудрости, установленные таким образом, координируют жизнь с теми же качествами во всем вокруг нас. Тогда мы трудимся в согласии с Божественной и природной целью Мастера-Строителя Храма Вселенной. Это означает упорный поиск и усилия, устремление и жертвенность. Легкого пути нет. Какое бы продолжительное благо ни вошло в нашу жизнь, мы каким-то образом за него расплачиваемся. Получая духовную мудрость, мы платим за нее, жертвуя чем-то материальным. Обретая внутреннее бытие, мы платим за него чем-то из внешнего бытия. Иными словами, мы должны искупить материю, наше внешнее «я», когда приближаемся к вратам Вечного Света. Возможно, нам придется ежедневно вкушать плоды несправедливости и непонимания – и молчать, стоя на костре, пока перерождающееся пламя делает свою очистительную работу. Тогда окалина отжигается, и чистая жизнь остается подходящим фундаментом для построения духовной ответственности. Как можем мы управлять городами, нациями, планетами – управлять вместе с Богом – пока не научились управлять самими собой? Краеугольные камни Великого Храма не должны иметь ни изъянов, ни пятен. Они должны быть живыми камнями, очищенными душами, объединенными, гармонизованными и усиленными общей естественной и Божественной целью. Тогда они сгодятся на то, чтобы лечь в основание Божественного сознания, знания и мудрости.
ВЕРА И ПРЕДАННОСТЬ
Человек всегда пытается взобраться к Богу каким-нибудь иным путем, нежели тот, который предусмотрел сам Бог, и не желает смириться, пока разочарование и отчаяние не отбросят его назад на стартовую точку, после чего, при наличии благоразумия, он предоставит незанятые места в своем разуме, из которых были изгнаны их исконные обитатели, воздействию простой веры и преданности, когда начнет понимать, что может подняться до Бога лишь тогда, когда сам станет Богом.
Всякая великая религия обладает своей легендой о Люцифере, Сатане, падшем ангеле, который был изгнан с небес за попытку доказать свое равенство с Богом. Личное знание Бога подразумевает равенство с Богом, ибо лишь при таком равенстве один может воистину познать другого, будь то Бог или человек.
Человек, который заявляет, что любит Бога, в то время как каждый его поступок выказывает неоспоримую ненависть к его же братьям, должно быть, представляет собой диковинку для ангелов.
Человек, объявляющий, что обладает высшей созидательной мощью Крийяшакти, в то время как он не задействует высшую любовь – универсальную любовь – в своей жизни, относит себя к категории мошенников.
Человек, который совершает бесчестные поступки, не может облачаться в одеяние истины.
Человек, который не является воистину скромным, добрым ко всем, справедливым и мудрым, не сможет долго держать поднятой голову в присутствии Учителей, претендуя на ученичество.
Человек, который не готов и не способен пожертвовать своей жизнью, «своим всем» ради блага расы, к которой он принадлежит, – такой человек никогда не сможет значительно продвинуть эту расу.
Подобное не только тянется к подобному, но и находит его. Лишь Любовь может найти любовь. Бог есть Любовь, и из Любви сотворено все сущее.