В условиях информатизации учебного процесса




Информатизация общества актуализировала проблему самореализации личности, заключающуюся в нахождении своего профессионального и жизненного пути, осознании своей роли в новом обществе, приобретении компетенций самовыражения и самоорганизации. В этих условиях одним из основных педагогических средств подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности и жизни в информационном обществе становится самостоятельная работа студентов (СРС), способствующая развитию самостоятельности и организованности, формированию способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. Современная СРС немыслима без применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), открытых электронно-образовательных ресурсов и информационно-образовательных сред. Все большую популярность в вопросе организации СРС среди педагогов и студентов приобретают технологии Web 2.0, облачные технологии. Однако проведение учебного процесса (в том числе и СРС) с помощью ИКТ и сетевых технологий имеет свою специфику, учет которой позволит повысить качество СРС [11].

В педагогике СРС традиционно определятся как учебно-познавательная деятельность, выполняемая студентом при опосредованном управлении со стороны преподавателя. Существует мнение, что любая учебно-познавательная деятельность в высшем образовании (в том числе и самостоятельная работа студентов) носит исследовательский характер, что выражается в появлении понятий учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов. Продуктом исследовательской деятельности является новое знание, а специфика этой деятельности кроется в определении конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы, предсказание и проверку полученного знания. В то же время широкое применение в современной самостоятельной работе студентов ИКТ и разнообразных ресурсов Интернет приводит к изменению инструментов ее выполнения (современные информационные технологии) и предмета исследования (информационные потоки), что требует рассмотрения сути СРС как информационной деятельности. Традиционно под информационной понимается деятельность, обеспечивающая сбор, обработку, хранение, поиск и распространение информации, а также формирование информационного ресурса и организацию доступа к нему, т.е. данной деятельности отводится сугубо техническая роль. Однако представление информационной деятельности только как совокупности технических операций сужает ее значимость для современного общества. С учетом того, что всеми вопросами приема и переработки информации в нашем внутреннем мире занимается служба «познавательных процессов», информационную деятельность можно принять за основу любой познавательной деятельности. Вместе с тем некорректно объяснять с помощью информационной деятельности все происходящие познавательные процессы, т. к. в этом случае необходимо признать отсутствие четкой границы между информационной обработкой (которая часто сводится к рутинным, техническим операциям) и исследовательским анализом и синтезом (сложными мыслительными операциями) и соответственно между информированием и получением нового знания. Следовательно, информационная и исследовательская деятельность не идентичны друг другу.

Таким образом, СРС одновременно выступает исследовательской и информационной деятельностью, но данные виды деятельности не являются идентичными: информационная деятельность отражает специфику выполнения СРС в условиях применения ИКТ, а исследовательская – ее суть. В целях выявления элементов сопряжения данных видов деятельности обратимся к сути исследовательской деятельности с позиций информационного подхода, что позволяет выявить выполняемые операции над информацией на каждом этапе исследования. Так, поиск проблемы и выбор темы исследования, сбор и систематизация материалов предполагают поиск информации в различных источниках, сетях и базах данных с ее последующим хранением; формулировка гипотезы, разработка методики и плана проведения исследования, анализ и обобщение полученных материалов, оформление полученных результатов – обработку найденной информации и построение новой; обнародование и защита полученных результатов и их внедрение в практику – передачу информации по различным сетям и организацию доступа к ней (табл. 1). Все этапы исследовательской деятельности требуют выполнения тех или иных информационных процессов. Следовательно, СРС в открытой ИОС по сути выполняемых задач является исследовательской, а по специфике используемых инструментов – информационной, что дает нам основание назвать такую деятельность информационно-исследовательской [13].

Таблица 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: