Самостоятельная работа по теме «Активные методы обучения»





Цель Углубленное изучение лекции как организационной формы обучения, педагогических методов проведения учебного процесса и активизации деятельности студентов
Форма (вид) Внеаудиторная работа по закреплению лекционного материала и формированию на его основе практических навыков творческой разработки учебно-методических материалов
Формируемые компетенции, знания, умения, навыки Предметные: 1. Знание видов и структур лекций как организационных форм обучения; правил построение проблемных лекций как активного метода обучения; 2. Формирование навыков научно-методической и учебно-методической работы; 3. Владение методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала; 4. Формирование способности разрабатывать учебные планы, программы и методическое обеспечение для преподавателей экономических дисциплин в высших учебных заведениях (ПК-14) Общие: 1. Формирование навыков самостоятельной работы 2. Освоение технологий поиска информации, учебной и научно-методической литературы в сетях и хранилищах различного вида 3. Освоение навыков компьютерной обработки текстов
Ресурсная составляющая
Базовые знания, умения, навыки 1. Знание педагогических средств обучения, современных форм организации учебного процесса, видов лекций, структуры лекции 2. Навыки работы в текстовых редакторах 3. Навыки поиска информации в различных сетях
Рекомендуемые учебно-методические материалы 1. Профессиональная педагогика: учебник для студентов / под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. М.: ЭГВЕС, 2009. 456 с. 2. Педагогика и психология высшей школы. Ростов н/Д.; Феникс, 2002. 544 с. 3. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 352 с. URL:http://academia-media.kz/ftp_share/_books/fragments/fragment_21492.pdf.
Используемые технологии Любой текстовый редактор
 
Содержание
Задание: Разработка план-конспекта проблемной лекции по выбранной (заданной) теме одной из экономических дисциплин
Результат (продукт на выходе) Текстовый файл с конспектом лекции
Технология выполнения 1. Выбрать тему из любой экономической дисциплины. Критерии выбора: хорошее владение материалом, наличие проблемы, достаточный объем 2. Сформулировать проблему и несколько вопросов, активизирующих деятельность аудитории и направляющих мысль 3. Определить объем предварительной информации (исходный материал, существующие точки зрения на проблему), актуализирующей проблему и задающие ее границы 4. Предположить возможные сценарии хода дискуссии и те вопросы (аргументы, факты), которые позволят перенаправить дискуссию в нужное русло. 5. Сформулировать выводы по дискуссии (предварительно) 6. Определить заключительный материал 7. Описать план-конспект лекции в соответствии с ее структурой
Оценочные средства
Элементы самоконтроля 1. Все элементы проблемной лекции должны присутствовать в работе 2. Выделенная проблема должна быть доступной для обсуждения и достаточно емкой, чтобы в нее могли включиться многие студенты 3. Умения представлять предложенную проблему (как специалист в области экономики) и пояснять дидактический потенциал проблемной лекции (как преподаватель)
Форма контроля 1. Выступление с планом проблемной лекции и отражением ее ключевых разделов (проблема, ее актуальность, вопросы, возможное развитие дискуссии) 2. Сдача работы в электронном и/или распечатанном виде
Критерии оценивания 1. Корректность структуры проблемной лекции (отражение всех ее разделов) 2. Полнота конспекта лекции (достаточность объема) 3. Качество описания проблемной части лекции, выражаемое количеством вопросов, наличием прогнозирования направлений, проработка корректирующих материалов (факты, аргументы и т.д.) 4. Уверенность выступления, ориентация в материале, доступность его изложения аудитории 5. Качество подготовки электронного материала (форматирование, выделение ключевых моментов, структурность материала)

6.4 Самостоятельная работа по теме
«Проблемы преподавания экономики в высшей школе»

Цель Изучение специфики преподавания экономических дисциплин и способов ее учета в учебном процессе
Форма (вид) Внеаудиторная аналитическая работа
Формируемые компетенции, знания, умения, навыки Предметные: 1. Знание специфики экономической деятельности и особенностей преподавания экономических дисциплин 2. Знание методики преподавания экономических дисциплин 3. Умения излагать предметный материал во взаимосвязи с другими дисциплинами в соответствии с методикой преподавания экономических дисциплин 4. Навыки устного и письменного изложения предметного материала с учетом методики преподавания экономических дисциплин 5. Способность применять современные методы и методики преподавания экономических дисциплин в высших учебных заведениях (ПК-13) Общие: 1. Навыки публичной и научной речи (ОК-6) 2. Навыки выполнения самостоятельной работы 3. Способности к аналитической деятельности 4. Умения компьютерной обработки текстов
Ресурсная составляющая
Базовые знания, умения, навыки 1. Знание педагогических средств обучения и дидактических законов проведения учебного процесса 2. Элементарные навыки анализа 3. Навыки работы в текстовых редакторах
Рекомендуемые учебно-методические материалы 1. Профессиональная педагогика: учебник для студентов / под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. М.: ЭГВЕС, 2009. 456 с. 2. Хвесеня Н.П., Сакович М.В. Методика преподавания экономических дисциплин: учебно-методический комплекс. Минск: БГУ. 2006. 116 с.
Используемые технологии Любой текстовый редактор или построитель схем
Содержание
Задание Подготовка эссе «Специфика преподавания экономических дисциплин» на основе ранее разработанного плана-конспекта проблемной лекции. Эссе должно отражать специфику проведения лекции с учетом экономического характера выбранной темы.
Результат (продукт на выходе) Текстовый документ или схема
Технология выполнения 1. Проанализировать тему проблемной лекции с целью выявления ее специфики с позиций экономической деятельности (обращение к нормативным документам, статистическим данным, математическому анализу; необходимость экономического мышления и поведения и т.п.) 2. Определить соответствующий перечень педагогических средств обучения, необходимый для учета данной специфики (справочно-правовые системы и документы, определенные методы статистического анализа, методы развития экономического мышления и т. п.) 3. Описать специфику темы и используемого педагогического средства в произвольной форме по каждому структурному элементу проблемной лекции (если в каком-то элементе специфики нет, необходимо явно об этом написать)
Оценочные средства
Элементы самоконтроля 1. Умения пояснять выделенную специфику. 2. Доказывать адекватность выбранного педагогического средства.
Форма контроля Публичное выступление (допустимо с выводом материала на проектор)
Критерии оценивания 1. Полнота охвата проблемной лекции (выделение специфики темы) 2. Разнообразие и адекватность применяемых педагогических средств 3. Уверенность выступления, ориентация в материале, доступность его изложения аудитории 4. Качество подготовки электронного материала (форматирование, выделение ключевых моментов, структурность материала)

6.5 Самостоятельная работа по теме
«Инновационные подходы к обучению экономике»

Цель Подготовка к круглому столу по теме «Инновационные технологии к обучению экономике»
Форма (вид) Внеаудиторная, творческая разработка
Формируемые компетенции, знания, умения, навыки Предметные: 1. Знание методики преподавания экономических дисциплин 2. Владение разнообразными образовательными технологиями 3. Способность применять современные методы и методики преподавания экономических дисциплин в высших учебных заведениях (ПК-13) 4. Способность разрабатывать учебные планы, программы и соответствующее методическое обеспечение для преподавателей экономических дисциплин в высших учебных заведениях (ПК-14) Общие: 1. Навыки публичной и научной речи (ОК-6) 2. Навыки выполнения самостоятельной работы 3. Способности к аналитической деятельности 4. Навыки презентации результатов своей работы
Ресурсная составляющая
Базовые знания, умения, навыки 1.1. Знание педагогических средств обучения, современных форм организации учебного процесса, видов занятий и их структуры 2. Элементарные навыки анализа 3. Навыки тематического поиска информации 4. Знания правил построения электронных презентаций
Рекомендуемые учебно-методические материалы 1. Педагогика и психология высшей школы. Ростов н/Д.; Феникс, 2002. 544 с. 2. Методологические подходы к исследованию проблем в области профессиональной педагогики: коллективная монография / Т.И.Руднева [и др.]. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2013. 164 с.   3. Соловова Н.В., Николаева С.В. Компетентностный подход. Инновационные методы и технологии обучения. Самара: «Универс групп», 2009. 137 с. 4. Стрекалова Н.Б. Средовой подход как фактор формирования информационно-коммуникационной компетентности студентов гуманитарных специальностей: монография. – Тольятти. 2011. 224 с.
Используемые технологии 1. Технологии поиска информации в сети 2. Программа для построения презентаций, в том числе сетевая (PowerPoint, GoogleDocs и т.п.)
Содержание
Задание Разработать проект одного занятия на основе современных технологий и подходов к образованию
Результат (продукт на выходе) Электронная презентация проекта занятия
Технология выполнения 1. Выбрать образовательную технологию (подход), опираясь на лекционный материал 2. Изучить данную тему более глубоко 3. Ориентируясь на предыдущую самостоятельную работу (выявление специфики преподавания выбранной экономической темы), продумать наиболее эффективные способы применения педагогической технологии (подхода) на занятии 4. Разработать презентацию одного занятия со следующими слайдами: 1 слайд – название темы, вид занятия, применяемая технология (подход), разработчик 2 слайд – основная суть применяемой технологии (подхода) 3 слайд – алгоритм (или схема) применения технологии (подхода); допустимо использовать еще один слайд 4 слайд – ожидаемые результаты 5. Подготовить доклад для выступления
Оценочные средства
Элементы самоконтроля 1. Понимание сути выбранной технологии (подхода) 2. Объяснение причины выбора данной технологии (подхода) 3. Учет специфики преподавания выбранной темы, умение пояснять 4. Наличие всех слайдов в презентации.
Форма контроля 1. Публичное выступление с презентацией 2. Файл с электронной презентацией
Критерии оценивания 1. Адекватность выбранной технологии (подхода) теме занятия и специфики ее преподавания 2. Умения выделять плюсы применяемой технологии (подхода)   3. Корректное представление структуры занятия (соответствие дидактическим принципам организации данного вида занятия) и полнота описания применяемой технологии (подхода) 4. Качество подготовки электронной презентации (соответствие основным правилам построения презентации-доклад) 5. Качество доклада (уверенность выступления, ориентация в материале, доступность изложения, ответы на вопросы)

заключение

 

Качество усвоения поступающей информации зависит от работоспособности (способность человека к труду с высокой степенью напряженности в течение определенного времени), обусловленной интеллектуальными способностями, волевыми проявлениями, состоянием здоровья, уровнем организации труда (организация рабочего места, соблюдение оптимального сочетания работы и отдыха). Учеными (Н.Е. Введенский) выделяются условия продуктивности умственной деятельности: во всякий труд нужно входить постепенно; мерность и ритм работы. Разным людям присущ более или менее индивидуальный темп работы; привычная последовательность и систематичность деятельности; правильное чередование труда и отдыха. Все эти факторы влияют на вид мотивации студентов. Устойчивая мотивация студентов на самостоятельную работу прогнозирует успешность дальнейшей профессиональной деятельности, что требует от преподавателя учета ряда аспектов, активизирующих активность ее выполнения. Во-первых, это полезность выполняемой работы; во-вторых, это творческий характер деятельности; в-третьих, это применение активных методов; в-четвертых, использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры).

Таким образом, в качестве самостоятельной работы заинтересованы и студенты (формирование способностей, адекватных запросам общества и работодателей), и преподаватели (повышение качества освоения последующих учебных дисциплин); основными факторами, влияющими на качество самостоятельной работы студентов, выступают используемые информационно-коммуникационные технологии, психолого-педагогическая готовность преподавателя к созданию необходимых условий для ее продуктивного выполнения, выполнению функций наставничества и консультирования, навыки самоорганизации студентов. Обеспечению должного качества самостоятельной работы будет способствовать оптимальное сочетание всех управленческих процессов (педагогического, самоуправления, соуправления) при ее организации и выполнении.






Читайте также:
Социальные науки, их классификация: Общество настолько сложный объект, что...
Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как...
Этапы развития человечества: В последние годы определенную известность приобрели попытки...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.012 с.