Вне зависимости от содержания учебной дисциплины и направления подготовки специалистов организация самостоятельной работы студентов представляется единством взаимосвязанных форм: внеконтактная самостоятельная работа; контактная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя. Эти формы самостоятельной работы можно организовать в ходе творческой, в том числе научно-исследовательской, деятельности. Формы внеаудиторной самостоятельной работы студентов конкретного учебного курса зависят от целей, содержания, характера учебной дисциплины и объема часов на ее реализацию в учебном плане:
- подготовка к лекциям, семинарским, практическим, лабораторным занятиям;
- реферирование статей, отдельных разделов монографий;
- изучение учебных пособий;
- изучение и конспектирование хрестоматий и сборников документов;
- изучение в рамках программы курса тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия;
- выполнение контрольных работ;
- написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы;
- аннотирование монографий или их отдельных глав, статей;
- конспектирование монографий или их отдельных глав, статей;
- участие студентов в составлении тестов;
- выполнение исследовательских и творческих заданий;
- написание курсовых и дипломных работ;
- составление библиографии и реферирование по заданной теме;
- создание наглядных пособий по изучаемым темам;
- самостоятельное изучение темы в рамках «круглых столов»;
- занятия в архиве, музее, библиографическом отделе библиотеки и др.
На каждом этапе внеаудиторной самостоятельной работы студентов следует разъяснять ее цели, контролировать их понимание студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки цели и определения задач.
|
Контактная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума и во время чтения лекций. Контроль за освоением лекционного курса основной массой студентов целесообразно проводить в виде экспресс-опросов по конкретным темам, тестовых знаний, опросов в ходе игровой и имитационной деятельности. Практические и семинарские занятия позволяют направить процесс обучения на мотивацию интереса к предметной области учебной дисциплины, на повышение активности студентов в группе и включенности в деятельность значительной ее части. Так, на практических занятиях рекомендуется отводить на самостоятельную работу студентов до 50 % времени. Алгоритм таких занятий следующий:
1. Вступительное слово преподавателя (цели занятия, основные вопросы, которые должны быть рассмотрены).
2. Фронтальный опрос, позволяющий выявить готовность студентов к занятию.
3. Разбор и коллективное обсуждение 1–2 заданий.
4. Самостоятельное выполнение заданий.
5. Обсуждение выполненных заданий.
Соблюдение этапности как фактора качества выполнения самостоятельной работы студентов обусловлено наличием большого банка заданий и задач для самостоятельного решения, их дифференциацией по степени сложности. Вариативность самостоятельной работы студентов в зависимости от дисциплины или от ее раздела обеспечивается наличием модулей для выполнения заданий. Освоение каждого модуля осуществляется следующим образом: конкретизацией определенного количества заданий для самостоятельного выполнения, равных по трудности, а оценка качества выполнения ставится за количество заданий, выполненных за определенное время; наличием заданий разной трудности и повышением оценки за трудность выполненного задания; обязательностью оценки по результатам самостоятельного выполнения заданий и возможного оценивания предварительной подготовки студента к практическому занятию при экспресс-тестировании в течение 5–10 минут. Таким образом, реализация балльно-рейтинговой системы оценивания самостоятельной работы студентов способствует интенсификации и оптимизации организации самостоятельной работы студентов на каждом занятии, что делает процедуру оценивания развивающей, позволяющей студенту увидеть собственные пробелы и определить пути их преодоления.
|
Формы самостоятельной работы студентов обусловлены уровнем и годом их обучения. Так, для студентов, обучающихся на бакалавриате, актуальной формой самостоятельной работы является работа с учебными, научными и методическими источниками, их аналитика, конспектирование, реферирование, написание эссе, курсовых работ. Студенты, обучающиеся в магистратуре, выполняя учебно-профессиональные задачи в ходе самостоятельной работы, реализуют элементы научно-исследовательской деятельности для написания и защиты магистерской диссертации.
В образовательном процессе вуза наиболее актуальными являются моделирование учебной дискуссии и имитация профессиональной деятельности в игровой модели, что требует самоподготовки студентов. Взаимосвязь этих методов с организацией самостоятельной работы студентов основана на активизации их деятельности на поиск и принятие решений, проведение внутригрупповой и межгрупповой дискуссии по конкретным профессиональным проблемам, моделирование ситуаций в рамках интерактивных технологий обучения. Так, игровое проектирование предполагает образование небольших групп из участников занятия для работы над проектом с последующим обсуждением результатов своей деятельности в ходе презентации каждого проекта на межгрупповом пленуме. Процесс подготовки к практическим занятиям включает разработку содержания и прописывание его целей, блок-структуры, последовательности шагов, инструментария, регламента. Ход занятия проектируется при выполнении следующих этапов [19]: 1) непосредственный, конкретный опыт; 2) рефлективное наблюдение, во время которого происходит рефлексия только что изученного материала; 3) теоретическое обобщение (устанавливается связь новых знаний с уже имеющимися); 4) эксперимент и самостоятельное применение новых знаний на практике. Таким образом, эмпирическая модель обучения обуславливает разнообразие средств при проведении практических занятий в ходе группового взаимодействия и имитации профессиональной деятельности.
|
Педагоги-практики выделяют в имитационной игре модель среды (совокупность моделей различной природы предназначена для отражения технологических, природных, социально-экономических, экологических, психолого-педагогических и других процессов, протекающих в объекте управления и во внешней среде) и модель управляющей системы. Модель среды обеспечивает управляющую систему информацией о состоянии объекта управления и внешней среды, обменивая ее на информацию об управляющих воздействиях, выражающихся решениях игроков, или на информацию о расчетной части модели системы управления. Тематика деловых и ролевых игр как формы самостоятельной работы студентов на практических занятиях определяется конкретными профессиональными ситуациями и носит прикладной характер, включающий задачи ситуационного моделирования по актуальным проблемам с целью имитации реальных условий для выработки и принятия решений.
Самостоятельная работа студентов на семинарах и практических занятиях осуществляется как индивидуально, так и в малых (творческих) группах, разрабатывающих свой проект (задачу) с последующим рецензированием этих проектов (задач) другой группой по круговой системе. Таким образом, при публичном обсуждении и защите своего задания повышается мотивация на качественное выполнение самостоятельной работы, что позволяет варьировать задания с целью упрощения или усложнения.
Самостоятельная работа позволяет повысить активность работы студентов на практических занятиях при выполнении одинакового задания для всех студентов с разными исходными данными для каждого из студентов. Такие задания выдаются с общими методическими указаниями (общий порядок решения, имеющиеся справочные материалы и т. п.), что способствует глубокому изучению учебного материала и повышению его значимости для понимания теории предмета. Самостоятельное изучение схем, программ как форма управляемой самостоятельной работы применяется в совокупности с обязательным перечнем заданий и вопросов, на которые студент должен ответить в течение занятия.
Вопросы для самопроверки
1. Какие этапы организации самостоятельной работы студентов в вузе требуют коммуникативных учебных действий, направленных на взаимодействие и ко-операцию?
2. Какие формы организации самостоятельной работы студентов применяются на уровнях подготовки по программам бакалавриата, магистратуры?
3. Как влияет на качество образования организация самостоятельной работы студентов в ходе практических занятий?