Организация Самостоятельной работы студентов в структуре учебного процесса вуза




Самостоятельная работа студентов

В открытой информационно-образовательной среде

Утверждено редакционно-издательским советом университета

в качестве учебного пособия

 

 

Самара

Издательство «Самарский университет»

2015

УДК 378

ББК 74.58

С84

Рецензенты: д-р пед. наук, проф. В. М. Нестеренко,

д-р пед. наук, проф. В. А. Курина

 

Стрекалова, Н. Б.

С84 Самостоятельная работа студентов в открытой информационно-образовательной среде: учеб. пособие / Н. Б. Стрекалова, А. М. Санько.– Самара: Изд-во «Самарский университет», 2015. – 40 с.

 

В теоретической части учебного пособия представлены методические основы организации самостоятельной работы студентов в высшей школе, ее роль в обучении, факторы успешного выполнения и принципы ее самоорганизации студентами. С учетом переноса учебного процесса в открытую информационно-образовательную среду рассматриваются способы применения информационно-коммуникационных и сетевых технологий в самостоятельной работе, психолого-педагогические особенности и риски ее выполнения в открытой среде, средства их упреждения. Практическая часть пособия представлена заданиями для самостоятельной работы, в которых отражены инновационные аспекты ее организации с учетом ФГОС ВО.

Предназначено для самостоятельной работы бакалавров и магистров, а также преподавателей, применяющих в своей педагогической практике и в организации самостоятельной работы информационно-коммуникационные технологии, открытые образовательные ресурсы и среды.

УДК 378

ББК 74.58

 

 

  © Стрекалова Н. Б., Санько А. М., 2015 © ФГБОУ ВПО «Самарский государст- венный университет», 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение  
Раздел 1. Методические основы организации самостоятельной работы студентов в высшей школе  
1. Организация самостоятельной работы студентов в структуре учебного процесса вуза  
1.1. Роль самостоятельной работы студентов в учебном процессе высшей школы  
1.2. Факторы успешности выполнения самостоятельной работы студентов  
1.3. Цели и задачи самостоятельной работы студентов  
2. Организационные элементы самостоятельной работы студентов  
2.1. Этапы организации самостоятельной работы студентов в вузе  
2.2. Формы организации самостоятельной работы студентов  
3. Сущность и принципы организации самостоятельной работы студентов  
3.1. Содержание самостоятельной работы студентов  
3.2. Принципы организации самостоятельной работы студентами  
4. Самостоятельная работа студентов в высшей школе (на примере дисциплины «Педагогика высшей школы»  
Раздел II. Самостоятельная работа студентов в открытой информационно-образовательной среде  
5. Методические основы применения информационно-коммуникационных технологий в самостоятельной работе студентов  
5.1. Специфика самостоятельной работы студентов в условиях информатизации учебного процесса  
5.2. Дидактические возможности информационно-коммуникационных технологий  
5.3. Информационно-коммуникационные технологии в различных формах самостоятельной работы студентов  
5.4. Рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов в открытой информационно-образовательной среде  
6. Самостоятельная работа студентов в открытой информационно-образовательной среде (на примере дисциплины «Методика преподавания экономических дисциплин в высшей школе»)    
6.1. Общая установка на самостоятельную работу  
6.2. Самостоятельная работа по теме «Предмет педагогики высшей школы»  
6.3. Самостоятельная работа по теме «Активные методы обучения»  
6.4. Самостоятельная работа по теме «Проблемы преподавания экономики в высшей школе»  
6.5. Самостоятельная работа по теме «Инновационные подходы к обучению экономике»  
Заключение  
Библиографический список  
Приложения  

Введение

 

Современное общество требует от специалиста способностей самостоятельно добывать, систематизировать, давать оценку полученной информации и применять ее в различных профессиональных ситуациях. Формирование данных способностей студентов происходит на практических занятиях, при выполнении контрольных заданий, тестов, в ходе подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ, чему способствуют навыки самостоятельной работы, приобретенные студентами в процессе обучения в вузе.

Доказано, что самостоятельно приобретенные знания, являясь личным достижением, стимулируют развитие интеллектуальных черт, внимания, наблюдательности, критичности. Роль преподавателя заключается не только в руководстве накоплением знаний студентов, но и во включении их в совместное решение поисковых задач, определении студентами исследовательских проблем, а также контроле их самостоятельной деятельности, эффективность которой обусловлена уровнем информационной культуры. Отметим, что ограничение объема приобретенных знаний, предусмотренных программой изучаемой дисциплины, ведет к узости мышления, несформированности готовности к дальнейшему научному поиску в профессиональной сфере.

Учет личных возможностей и условий образовательной среды вуза способствует определению индивидуально обоснованной совокупности методов, способов организации самостоятельной работы. Формы самостоятельной работы студентов разнообразны: изучение, систематизация нормативных, справочных и инструкционных материалов, законов, постановлений, указов с использованием информационно-поисковых систем в глобальной сети Интернет; изучение учебной, научной, методической литературы, периодических изданий как на бумажных носителях, так и с помощью электронных средств. Образовательная среда вуза создает условия для самостоятельной работы студентов: важны способы ее организации на факультете, кафедре под руководством преподавателей с использованием ресурсов библиотечного фонда; электронные библиотечные ресурсы, технические средства обучения. Так, формируются способности к самоорганизации, самоконтролю, саморефлексии. Выполняя задания самостоятельно, но под контролем преподавателя, студент осмысленно осваивает содержание учебной дисциплины в соответствии с ФГОС, а средством оценки результатов самостоятельной деятельности становится уровень освоения содержания материала, предполагающий изучение дополнительных тем. Самостоятельно в соответствии со своим индивидуальным темпом студент выбирает индивидуальный график выполнения работы и отчетности по ее результатам в рамках общего графика, а также форму ее организации, сопровождающуюся отказом от постоянного внешнего контроля в пользу самоконтроля.

 


Раздел i. Методические основы организации самостоятельной работы
студентов в высшей школе

 

Организация Самостоятельной работы студентов в структуре учебного процесса вуза

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: