Самостоятельная работа студентов
В открытой информационно-образовательной среде
Утверждено редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного пособия
Самара
Издательство «Самарский университет»
2015
УДК 378
ББК 74.58
С84
Рецензенты: д-р пед. наук, проф. В. М. Нестеренко,
д-р пед. наук, проф. В. А. Курина
Стрекалова, Н. Б.
С84 Самостоятельная работа студентов в открытой информационно-образовательной среде: учеб. пособие / Н. Б. Стрекалова, А. М. Санько.– Самара: Изд-во «Самарский университет», 2015. – 40 с.
В теоретической части учебного пособия представлены методические основы организации самостоятельной работы студентов в высшей школе, ее роль в обучении, факторы успешного выполнения и принципы ее самоорганизации студентами. С учетом переноса учебного процесса в открытую информационно-образовательную среду рассматриваются способы применения информационно-коммуникационных и сетевых технологий в самостоятельной работе, психолого-педагогические особенности и риски ее выполнения в открытой среде, средства их упреждения. Практическая часть пособия представлена заданиями для самостоятельной работы, в которых отражены инновационные аспекты ее организации с учетом ФГОС ВО.
Предназначено для самостоятельной работы бакалавров и магистров, а также преподавателей, применяющих в своей педагогической практике и в организации самостоятельной работы информационно-коммуникационные технологии, открытые образовательные ресурсы и среды.
УДК 378
ББК 74.58
© Стрекалова Н. Б., Санько А. М., 2015 © ФГБОУ ВПО «Самарский государст- венный университет», 2015 |
ОГЛАВЛЕНИЕ
|
Введение | |
Раздел 1. Методические основы организации самостоятельной работы студентов в высшей школе | |
1. Организация самостоятельной работы студентов в структуре учебного процесса вуза | |
1.1. Роль самостоятельной работы студентов в учебном процессе высшей школы | |
1.2. Факторы успешности выполнения самостоятельной работы студентов | |
1.3. Цели и задачи самостоятельной работы студентов | |
2. Организационные элементы самостоятельной работы студентов | |
2.1. Этапы организации самостоятельной работы студентов в вузе | |
2.2. Формы организации самостоятельной работы студентов | |
3. Сущность и принципы организации самостоятельной работы студентов | |
3.1. Содержание самостоятельной работы студентов | |
3.2. Принципы организации самостоятельной работы студентами | |
4. Самостоятельная работа студентов в высшей школе (на примере дисциплины «Педагогика высшей школы» | |
Раздел II. Самостоятельная работа студентов в открытой информационно-образовательной среде | |
5. Методические основы применения информационно-коммуникационных технологий в самостоятельной работе студентов | |
5.1. Специфика самостоятельной работы студентов в условиях информатизации учебного процесса | |
5.2. Дидактические возможности информационно-коммуникационных технологий | |
5.3. Информационно-коммуникационные технологии в различных формах самостоятельной работы студентов | |
5.4. Рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов в открытой информационно-образовательной среде | |
6. Самостоятельная работа студентов в открытой информационно-образовательной среде (на примере дисциплины «Методика преподавания экономических дисциплин в высшей школе») | |
6.1. Общая установка на самостоятельную работу | |
6.2. Самостоятельная работа по теме «Предмет педагогики высшей школы» | |
6.3. Самостоятельная работа по теме «Активные методы обучения» | |
6.4. Самостоятельная работа по теме «Проблемы преподавания экономики в высшей школе» | |
6.5. Самостоятельная работа по теме «Инновационные подходы к обучению экономике» | |
Заключение | |
Библиографический список | |
Приложения |
Введение
|
Современное общество требует от специалиста способностей самостоятельно добывать, систематизировать, давать оценку полученной информации и применять ее в различных профессиональных ситуациях. Формирование данных способностей студентов происходит на практических занятиях, при выполнении контрольных заданий, тестов, в ходе подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ, чему способствуют навыки самостоятельной работы, приобретенные студентами в процессе обучения в вузе.
Доказано, что самостоятельно приобретенные знания, являясь личным достижением, стимулируют развитие интеллектуальных черт, внимания, наблюдательности, критичности. Роль преподавателя заключается не только в руководстве накоплением знаний студентов, но и во включении их в совместное решение поисковых задач, определении студентами исследовательских проблем, а также контроле их самостоятельной деятельности, эффективность которой обусловлена уровнем информационной культуры. Отметим, что ограничение объема приобретенных знаний, предусмотренных программой изучаемой дисциплины, ведет к узости мышления, несформированности готовности к дальнейшему научному поиску в профессиональной сфере.
|
Учет личных возможностей и условий образовательной среды вуза способствует определению индивидуально обоснованной совокупности методов, способов организации самостоятельной работы. Формы самостоятельной работы студентов разнообразны: изучение, систематизация нормативных, справочных и инструкционных материалов, законов, постановлений, указов с использованием информационно-поисковых систем в глобальной сети Интернет; изучение учебной, научной, методической литературы, периодических изданий как на бумажных носителях, так и с помощью электронных средств. Образовательная среда вуза создает условия для самостоятельной работы студентов: важны способы ее организации на факультете, кафедре под руководством преподавателей с использованием ресурсов библиотечного фонда; электронные библиотечные ресурсы, технические средства обучения. Так, формируются способности к самоорганизации, самоконтролю, саморефлексии. Выполняя задания самостоятельно, но под контролем преподавателя, студент осмысленно осваивает содержание учебной дисциплины в соответствии с ФГОС, а средством оценки результатов самостоятельной деятельности становится уровень освоения содержания материала, предполагающий изучение дополнительных тем. Самостоятельно в соответствии со своим индивидуальным темпом студент выбирает индивидуальный график выполнения работы и отчетности по ее результатам в рамках общего графика, а также форму ее организации, сопровождающуюся отказом от постоянного внешнего контроля в пользу самоконтроля.
Раздел i. Методические основы организации самостоятельной работы
студентов в высшей школе
Организация Самостоятельной работы студентов в структуре учебного процесса вуза