Западная Европа и исламский мир




 

С падением Рима (476 г) завершается период истории Древнего мира и начинается история средних веков. К IX-X вв. Западная Европа раздробилась на множество мелких феодальных государств, фактически не зависимых от центральной власти. Сложилась феодальная структура общества, где каждое сословие имело права (привилегии) в строгом соответствии с иерархией.

Особое место занимала католическая церковь, организованная по феодальному образцу со строгой иерархией и возглавляемая на монархических началах папой. Ей принадлежало около трети земель, у нее были свои суды, вооруженные силы, каноническое право. Духовенство относилось к привилегированному сословию. Будучи мощной экономически и политически, обладая монопольным правом на толкование господствующей идеологии, идеологии христианства, церковь выступала единственной силой, объединяющей западноевропейский мир.

Господство религии и церкви в духовной сфере обусловило то обстоятельство, что политико-правовая идеология выступала в религиозном облачении. Идейной основой юридических доктрин были религиозные представления, тексты священного писания, догмы официального вероучения. В силу этого, проблемы государства и права обсуждались лишь в процессе борьбы за власть между духовенством и светскими феодалами.

Католическая церковь, опираясь на теократические теории, притязала на решающее участие в политической власти. В обоснование использовались доводы Аврелия Августина, теории “нравственного закона” и “двух мечей”, “солнца и луны», различные фальшивки (“Дарения Константина”, “Лжеисидоровы декреталии”).

Императоры и короли, обосновывая свою независимость от церкви в светских делах, ссылались на тексты св. писания о богоустановленности власти (“существующие власти богом установлены”), по-своему толковали “теорию двух мечей”. Самым острым вопросом был вопрос о праве назначать епископов (инвеститура).

С теоретической поддержкой светской власти выступали средневековые юристы (легисты) - глоссаторы (преподаватели в Х1-ХП вв. в Болонье римского права). Глоссаторы утверждали, что народ передал всю власть императорам, власть которых неограниченна и наследственна. Ссылаясь на законы Римской империи, легисты полагали, что главным источником права являются законы, установленные светской властью (императорами, королями, городами). В ответ, церковь запретила духовенству изучать римское право и преподавание его в Парижском университете.

В противовес глоссаторам в ХП в. была создана школа канонистов. Естественное право они отождествляли с божественным законом (изложен в священных книгах), а единственным источником человеческого права считали обычай. Борьба римских пап и императоров иногда принимала острые формы, но против движения народных масс и еретиков их усилия объединялись.

 


Фома Аквинский

 

Попытку политико-правового обоснования феодализма предпринял крупнейший идеолог католицизма, доминиканский монах Фома Аквинский (1225(6)-1274 гг.). Он первым, вслед за своим учителем Альбертом фон Больштедтом, прозванным за невероятные познания Великим, из средневековых философов Западной Европы широко использовал труды Аристотеля.

Аристотель “появился” в средневековой Европе благодаря арабам. В завоеванных у Византии землях последние нашли прекрасные библиотеки с трудами античных философов. Особенно привлек их внимание Аристотель. Самым знаменитым последователем великого грека был Ибн Рушд (ХП в., Аверроэс). Слава ученого была так велика, что возникла поговорка: “Аристотель объяснил природу, а Аверроэс объяснил Аристотеля”.

Но Аристотель был язычником. Задачу “примирения Аристотеля с Христом” решили Альберт Великий и Фома Аквинский. Именно доминиканский монах, взяв у Аристотеля идею об “активной форме”, дающей жизнь “пассивной материи”, создал стройную систему построения мира на принципе иерархии форм (от бога - чистого разума к духовному миру и, от него, материальному), где высшие формы дают жизнь низшим.

Во главе всей иерархии (земли и неба) стоит бог. Духовный мир возглавляется папой (наместник бога). Так же организовано и общество, где поданные подчиняются царям, рабы - господам.

Особое место в доктрине Фомы занимают законы. Закон он понимает как общее правило для достижения цели, правило, которым кто-либо побуждается к действию или к воздержанию от него и делит их на естественные, положительные, человеческие (определяют порядок общественной жизни) и божественные (указывают путь достижения “небесного блаженства”). Из их сочетания выводит четыре вида законов: вечный, естественный, человеческий и божественный.

Вечный закон (божественный естественный) - “сам божественный разум, управляющий миром”; он лежит в основе всего мирового порядка. Естественный закон (человеческий естественный) - отражение вечного закона человеческим разумом; к нему относятся законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода. Человеческий закон (человеческий положительный) - действующее феодальное право выражающее требования естественного закона подкрепленное принуждением. Закон необходим потому, что люди вследствие грехопадения имеют извращенную волю, могут творить зло и для обеспечения естественного закона их необходимо принудить силой и страхом наказания. Божественный (откровенный) закон - это Библия.

Суть этой концепции сводится к тому, что предписания человеческого (действующего, феодального) закона вытекают из воли и разума бога, а потому нарушение его не только влечет наказание, но и является грехом. Два последних закона не должны противоречить естественному закону.

До Фомы Аквинского сословное неравенство объяснялось “установлением природы” и “необходимостью досуга” (Аристотель), “правом народов” (римские юристы), “грехом” (Августин Блаженный). Аквинат обосновывал феодальные привилегии сословной иерархией, возводимой им в ранг божественного установления.

Рассматривает Фома и вопрос о возможности сопротивления тиранической власти. Если правитель нарушает естественные законы, то это зло ниспослано подданным за грехи, сопротивление - грех и во избежание смуты надо подчиняться. Если же действия правителя противоречат божественному закону, то в этом случае церковь может низложить тирана, ему нельзя повиноваться. Так обосновывались теократические притязания церкви.

Фома Аквинский различает три элемента государственной власти: сущность, происхождение, использование. Сущность, порядок управления (господства и подчинения) установлен богом (“существующие же власти от бога установлены”, Павел). Однако, это не значит, что каждый конкретный правитель поставлен богом непосредственно. Князь может оказаться узурпатором, безумцем, как каждый человек, имеет свободную волю и может творить зло. В этих случаях решение вопроса о законности происхождения и использования власти правителя принадлежит церкви. В делах религии следует подчиняться церковной власти, где вершиной является папа, соединяющий светскую и духовную власть. Говоря о формах государства: монархия, аристократия, полития, тирания, олигархия, демократия (воспроизведение Аристотеля), Фому интересуют отличия республик от монархий.

Монархия была наиболее типичной формой феодального государства; значительным разнообразием отличались формы городских республик, к которым Фома относился отрицательно. Республику раздирают беспорядки, борьба партий и группировок, пролагающие путь тирании. В тиранию может выродиться и монархия, но против этого на царя можно воздействовать церковь, обещая ему “наивысшую награду от бога”, в уплату за добродетельное правление. Наконец, существует возможность сместить тирана “по всеобщему решению”.

 
 

 

 


Политико-правовая концепция Фомы Аквинского была основательной апологией феодализма. Католической церковью он был провозглашен “святым”, “ангелическим доктором”. В 1879 г. его учение объявлено “единственно истинной философией католицизма”.

 

 

Средневековые ереси

Еретические движения выступали в оппозиции феодализму. Ереси и церковь оперировали одними богословскими понятиями. Но первые, на основе того, что в священном писании нет церковной иерархии, монастырей, папства, ритуалов и проч. и, следовательно, все это человеческое измышление, не соответствующее воле бога, делали антицерковные и антифеодальные выводы. В ответ церковь в 1231 г. запретила мирянам читать библию.

Первое крупное еретическое движение началось в Х в. в Болгарии. Протест крестьянства против феодалов выразился в богомильстве. Богомилы (“милые богу люди”) обратили внимание на то, что в Новом завете сказано о двух силах: доброму богу Христу противостоит злой дьявол, которому принадлежат все царства мира. Из текста “никто не может служить двум господам... Не можете служить богу и Маммоне (богатству)” - следует, что дьявол и есть богатство. Далее, когда был изгнан из рая Адам, пахотная земля оказалась захваченной слугами дьявола. И тогда дьявол взял “кабальную запись” на Адама и его потомство. С тех пор крестьяне пребывают в кабале у богатых. И, наконец, кому приятно видеть крест на котором казнен сын божий? Конечно же не богу, а дьяволу; поэтому крестами - орудиями казни украшают себя богатые и церковь, продавшаяся дьяволу.

Богомилы создали по раннехристианскому образцу собственную организацию. Их апостолы проповедовали идеи неповиновения властям, проклинали богатых, царя, призывали не работать на господ.

Под влиянием богомилов в Х-ХI вв. возникли еретические движения в Византии, Сербии, Боснии, Киевской Руси, Западной Европе. К концу ХII в. католическая церковь потеряла влияние в Южной Франции и Северной Италии. Для искоренения ереси папы организовали крестовые походы (альбигойские войны), учредили инквизицию и нищенствующие ордена (доминиканский и францисканский).

 

 
 
Общие черты ересей

 
 
Ставили цель переустройства и религиозно - церковной жизни и всех сфер общества

 

 


 

Классификация ересей

 


Во второй половине XIV века начались новые волны еретического движения, где принято различать бюргерскую и крестьянско-плебейскую ересь. Бюргерская ересь выражала интересы горожан и части низшего духовенства, была направлена главным образом против католической церкви и духовенства, на богатство и политическое положение которых она нападала. Эти еретики требовали восстановления простого строя раннехристианской церкви, упразднения монахов, прелатов, римской курии. Одним из первых представителей бюргерской ереси был профессор Оксфордского университета Джон Уиклиф, выступивший в конце ХIV в. против зависимости английской церкви от папской курии и вмешательства церкви в дела государства.

Крестьянско-плебейская ересь выступала за всеобщее равенство людей, за упразднение феодальных привилегий и сословного строя. Такой ересью было движение лоллардов в Англии, требовавших передачи земель крестьянским общинам и ликвидации крепостного права. Учение еретиков играло видную роль в крестьянском восстании Уота Тайлера (1381 г.), гуситском движении ХV века в Чехии.

 

3. Марсилий Падуанский

 

Против притязаний католической церкви на светскую власть выступил бывший одно время ректором Парижского университета Марсилий Падуанский (1280? - 1343 гг.).

В работе “Защитник мира” (1324 г.) он утверждал, что основная причина войн, смут и возмущений - неверные представления о соотношении церкви и государства, божественного и человеческого законов. Попытки церкви вмешаться в дела светской власти сеют раздоры и лишают мира государства.

Марсилий Падуанский различает два вида законов по их цели, содержанию и способам обеспечения. Божественный закон указывает пути достижения вечного блаженства, различия между грехом и заслугами перед богом, а также наказания и награды в мире, где судья Христос. Человеческий закон обеспечивает правоту и общее благо, прочность власти; различает правомерное и неправомерное, устанавливает справедливость. Его соблюдение обеспечивается принуждением. Специфика законов определяет цели, сферу и методы деятельности церкви и государства.

К делам церкви относятся божественные законы. Духовенство имеет право только учить, проповедовать вероучения, но не принуждать. Марсилий Падуанский отрицал правомерность церковного суда, инквизиционных трибуналов, принуждения в делах религии и, следовательно, наказывать нарушителей божественного закона (грешников) может только бог.

Еретика можно изгнать из государства, но это право князя, а не священника. Он был против привилегий пап, выступал за выборность священников и в целом за реформу церкви.

Государство


           
   
 
 
   
 

 


       
   
 
 

 


 


       
   
Простые граждане: ремесленники, земледельцы, торговцы
 
 


 
 



 

       
 
   
Законы– часть права, охраняемая силой государства
 

 


 

 

Поскольку цель человеческого закона – общее благо, то он должен приниматься народом. Народ лучше повинуется тем законам, которые сам создал. Обществу принадлежит большая сила для принуждения к соблюдению закона. Что касается правительства, приводящего законы в исполнение, то оно должно быть подзаконно и выбираться народом. При этом лучше, если правитель – монарх, пожизненно избираемый и ответственный перед народом. действие Идеи Марсилия Падуанского о принадлежности народу законодательной власти, подзаконности правительства, выборности правителя предвосхитили лозунги революций ХVII-ХVIII вв. Исходили они в большей части из практики современных ему городских республик.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: