Правовая мысль раннего периода




(IX-VI вв. до н.э.)

Древние мифы, которыми так богата история Древней Греции, со временем теряют свой сакральный характер. Наиболее отчетливо это проявляется в поэмах Гомера и Гесиода, где подвергаются этической и правовой интерпретации. Согласно их трактовке, смена верховных богов (Уран-Крон-Зевс) сопровождалась сменой принципов их правления, что проявлялось и в их отношениях к людям, в порядках, формах и правилах земной жизни. Так сложилось представление о том, что утверждение начал справедливости, законности и полисной жизни связано с установлением власти богов-олимпийцев во главе с Зевсом.

Первые шаги в этом направлении предпринял Гомер - легендарный эпический поэт Древней Греции VIII в. до н.э. Он специально правовыми вопросами не занимался, но описываемые сюжеты общественной жизни в “Илиаде” и “Одиссее” (время Троянской войны XIII в. до н.э.), позволяют сделать ряд выводов. Главная мысль - миром и богами правит судьба. При этом утверждение полисной системы - это начало справедливости (дике), законности. Их установил Зевс, он их гарант и сурово наказывает тех, кто нарушает дике. Т.о. основа общества - дике (справедливость) и на этом держится полис. Дике выступает у Гомера в качестве основы сложившегося обычая, обычного права (Темис). Темис есть конкретизация вечной справедливости, оно регулирует отношения между людьми и взаимоотношения богов. Понятия дике и темис были характерными для правопонимания “гомеровской Греции” (конец II - начало I тыс. до н.э.)

Идеи права и справедливости общественного устройства приобретают еще большее значение в поэмах Гесиода (VIII - VII вв. до н.э.) “Теогония” и “Труды и дни”. Боги у него выступают как олицетворение различных нравственно-правовых принципов и сил. Гесиод, вслед за Гомером, утверждал, что боги стоят у истоков начала законности в общественном устройстве. А далее от брака Зевса (олицетворение совершенства) и Фемиды (- вечного естественного порядка) рождаются дочери-богини: Дике (справедливость) и Эвномия (благозаконие). Если Дике охраняет естественно-божественную справедливость и карает неправду, то Эвномия обозначает божественный характер начал законности в обществе, внутреннюю связь законности и полисного устройства. И, таким образом, форма (законы полиса) наполнена благими делами (предписаниями).

Отстаивая идеалы патриархального (догосударственного) строя, он излагает смену пяти веков в жизни людей: “золотого”, “серебряного”, “медного”, “полубогов-героев” и современного ему «железного» веков. Причина гибели предыдущих эпох, тяжкого труда железного века - отход от традиций (порча нравов, отсутствие правды, непослушание богов, подмена права силой).

Попытки рационализации представлений об этическом, нравственно-правовом порядке человеческих отношений получают дальнейшее развитие в творчестве семи мудрецов Древней Греции (VII-VIУ1 вв. до н.э.) Фалеса, Питтака, Периандра, Бианта, Солона, Клеобула и Хилона. Мудрецы были принципиальными сторонниками господства справедливых законов в полисной жизни. Соблюдение законов есть существенная отличительная черта благоустроенного полиса. Лучшим государственным устройством является тот, где граждане боятся законов в такой же мере, в какой боялись бы тиранов. “Повинуйся законам” - призывал спартанец Хилон, автор изречения “Познай самого себя”, начертанного на храме Аполлона в Дельфах.

C VI века до нашей эры в политическую жизнь афинского общества все более активно включался новый социальный элемент - ремесленники и торговое население. Большую часть его составляли матросы афинского флота. В отличие от аристократии все эти новые люди (а также крестьяне) называли себя «демосом» - «народом». Демос, находясь в постоянной вражде с аристократией, постепенно вырывал у нее политическую власть. Когда это ему удалось, в Афинах установилась рабовладельческая демократия.

В 594 году до нашей эры противоборство демоса и аристократии вылилось в «великую смуту» (Аристотель). «Огромное большинство, и к тому же люди большой физической силы, собирались и уговаривали друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбрать себе одного вожака, надежного человека, и освободить должников, пропустивших срок уплаты, а землю переделить и совершенно изменить государственный строй» (Плутарх, «Сравнительные жизнеописания»).

Стороны - знать и демос, сошлись на компромиссной фигуре. Это был Солон ( ок. 638-559 гг. до н.э.) - афинский поэт, политический деятель и социальный реформатор. Избранный первым архонтом и айсимнетом (посредником для улаживания социальных споров), Солон получил чрезвычайные полномочия. Он издал новые законы (594 г. до н.э.) и существенно реформировал социально-политический строй афинского полиса. Солон отменил долговое рабство - произвел сисахфию (стряхивание бремени). Со времен Солона рабами в Афинах могли быть только иноплеменники, захваченные на войне или купленные на мировом рабовладельческом рынке. Он разделил афинское население по имущественному признаку на четыре класса: пентакосиомедимнов, всадников, зевгитов и фетов. Представителям первых трех был открыт доступ ко всем государственным должностям, феты могли участвовать лишь в народном собрании.

Высшим органом власти, по конституции Солона, стало афинское народное собрание (экклесия). Он ввел суд присяжных (гелиэя) и учредил Совет 400 (буле). Гелиэя была судебным и законодательным органом одновременно. Буле избирался ионическими племенами. Каждое из них посылало в совет по 100 человек. Играя важную роль в законодательной процедуре, заведуя всеми текущим делами, совет оказывал сдерживающее влияние на народное собрание и прямо ограничивал власть ареопага, оплота аристократии. Чтобы предотвратить разграбление крестьянских наделов, Солон установил максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках. Оригинально понимал Солон закон (и власть закона) как сочетание права и силы полиса. а не отельных группировок или лиц. Реформы Салона - образец политики компромисса, политической мудрости.

Первыми приступили к теоретической разработке идеи равенства в правовом понятии как “равной мере” при регулировании общественных отношений Пифагор и ифагорейцы (Архит, Лизис, Филолай VI-V вв. до н.э.). Справедливость, по пифагорейцам, состоит в воздаянии равным за равное и люди должны придерживаться этого принципа. Идеалом является полис, где господствуют справедливые законы, а худшим злом - анархия. Идеи пифагорейцев о возможности очищения человеческих отношений от распрей и анархии, создания общества гармонии и порядка легли в основу приверженцев идеального строя (Фалей Халкедонский, Гипподам, Эвгемер, Ямбул).

 

Заметное место в истории античной политико-правовой мысли занимает учение Гераклита Эфесского (530-470 гг. до н.э.) - древнегреческого философа - материалиста, сформулировавшего ряд диалектических принципов бытия и познания; написавшего не дошедшее до нас сочинение «О природе».

 

                                   
   
 
   
Основа общества – справедливость (дике)
 
   
Учредитель полиса и его гарант - Зевс
 
   
Дике – основа обычного права (темис)
 
   
Гомер VІІІ в. до н. э.
     
 
 
   
 
   
   
 
Сеть мудрецов VІІ – VІ вв. до н. э.
     
 
 
 

 


Гераклит стоит у истоков диалектики, ему принадлежит знаменитое изречение “все течет, все изменяется”. Миром, утверждает мыслитель, правит логос. Но так как мир людей разделен на глупых (неразумных) и умных, то большинство логос не понимают. Поэтому, неравенство, войны неизбежны. А так как и полис должен следовать логосу “ведь все человеческие законы питаются единым божественным”, то и править должны способные его познать, лучшие, т.е. аристократы духа. Таким образом, критикуя демократию, он выступал за правление лучших. “И воле одного повиновение - закон”. Поэтому для принятия закона вовсе не обязательно всеобщее одобрение (народное собрание), главное его соответствие логосу, понимания которого лучшему (одному) более доступно, чем многим. При этом народ должен сражаться за закон «как за свои стены», а своеволие «гасить скорее, чем пожар».

Социальное неравенство по Гераклиту есть результат всеобщей борьбы. «Война - отец всего и всего царь; одних она определила быть богами, другим людьми; одних она сделала рабами, других - свободными».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: