Министерство образования и науки Российской Федерации
Российский государственный социальный университет
В.Г. Пахомов
ИСТОРИЯ ПРАВОВЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Учебник
Москва 2007
ББК 66,1(0)я7
П21
Пахомов В. Г.
П21 История правовых и политических учений: Учебное пособие. - М.: МГСУ «Союз», 2007. – 256 с.
ISBN 5-7139-0253-6
В учебном пособии представлено краткое изложение основных вопросов курса истории правовых и политических учений с древнейших времен до наших дней. Политико-правовая мысль России дана в контексте мировой истории. Особенность издания состоит в том, что абсолютное большинство учений дополнено логическими схемами.
Пособие предназначено, прежде всего, для студентов юридических вузов, а также для всех интересующихся историей правовой и политической мысли.
Рецензенты: Прудников А. С., доктор юридических наук, профессор;
Прудников М. Н., доктор исторических наук, профессор;
Уткин А.И., доктор исторических наук, профессор
ISBN 5-7139-0253-6
ББК 66,1(0)я7
© Пахомов В.Г., 2007
© Издательство МГСУ «Союз», 2007
ВВЕДЕНИЕ
Учебное пособие представляет собой конспективный обзор лекций курса истории правовых и политических учений. Оно предусматривает последовательное изучение политико-юридических проблем с древнейших времен до наших дней. В его основе как региональный, страноведческий, так и портретный (индивидуальный и коллективный) метод: где и кем в наиболее развитой форме были представлены политико-правовые идеи.
Задача пособия чисто пропедевтическая – служить введением для начинающих изучать историю правовых и политических учений в качестве научной и учебной дисциплины, сообщить в сжатой форме самые предварительные сведения по данному предмету, показать закономерности развития политико-правовой идеологии, изложить историю наиболее влиятельных концепций государства и права.
История правовых и политических учений – это процесс закономерно возникающих и развивающихся на протяжении истории человечества политико-правовых идей. Все правовые и политические теории исходят в большей части из трех категорий: справедливости, власти и свободы. Первая из них наиболее полно выражается в праве; вторая – в государстве; третья – в положении личности. Следовательно, ее предметом является история теоретически оформленных в доктрины взглядов на государство, право, политику. Или – процесс развития представлений (теорий) о том, какова должна быть политическая (государственная) власть и ее деятельность, чтобы оказались реализованными принципы справедливости и свободы личности.
Политико-правовая доктрина состоит из трех частей: логико-теоретической, философской, религиозной или иной основы; теоретического содержания (система понятий и категорий, составляющих данную теорию государства и права); программы (оценка существующего государства и права, политические цели). К ее оценке применяется не гносеологический подход (истинности – неистинности), а социологический (способность выражать интересы конкретной социальной группы). Поэтому при их изучении важно выделить такие моменты как когда и где возникла данная доктрина, кто ее главные представители; какова связь доктрины с исторической обстановкой, с интересами социальных групп; каково теоретическое обоснование и содержание доктрины, какие идеи лежат в ее основе; как решаются вопросы о происхождении, сущности, задачах, формах государства, содержании, основных принципах и источниках права; какие программные положения содержатся в данной доктрине, интересам какой социальной группы она соответствует? И, наконец, в чем ее новизна и каковы исторические судьбы политико-правовой теории?
Для понимания подлинного смысла взглядов конкретного мыслителя следует учитывать историческую ситуацию, а не судить «с точки зрения теперешних условий» (Аристотель) или общих отвлеченных идей.
![]() | |||||
![]() | |||||
![]() | |||||
Курс укладывается в русло общепринятой периодизации исторического процесса, где для каждой эпохи характерны свои политико-правовые учения и теории. Трудно сказать, какие из них истинные. Будущее покажет. Тем более, что еще Гуго Гроций предостерегал о том, что «нет такой философской школы, которой была бы доступна вся истина, хотя и нет такой, которая не содержала бы частичной истины». Каждому предстоит самому разобраться, что есть истина, а что нет. История политических и правовых учений дает ориентиры для таких оценок, служит фундаментом знаний юриста - профессионала.
Раздел I. ДРЕВНИЙ МИР
Древний Восток
Правовая мысль в период зарождения государственности
История правовых и политических учений представляет собой процесс развития политико-правовой составляющей общественного сознания. Его теоретическая часть включает в себя учения, концепции, доктрины. Исходной точкой их генезиса являются идеи и мысли. Мысль отражает реальность: материю, субъект, то есть для появления мысли нужен предмет. И, следовательно, политико-правовая мысль не могла возникнуть ранее, чем появились правовые институты: государство, право, власть. К тому же политико-правовая теория, как и любая другая область знаний, не рождается вооруженной аргументами, фактами, знаниями, своей логикой и методами как Афина Паллада из головы Зевса. Сначала зарождаются проблески политико-юридических знаний, по мере того как вызревают учреждения, нормы, политические институты.
Такое состояние имело место несколько тысяч лет назад. Самый ранний тип общества, пришедший на смену первобытному, сложился в цивилизациях Древнего Востока - Египте, Индии, Палестине, Китае. Государственные образования возникли здесь в конце IV – начале III тысячелетий до н.э. Политическая мысль зародилась в русле религиозно – мифологического мировоззрения, унаследованного от родового строя. В то время человеческая мысль была не отдифференцирована в отрасли, находилась в синкретическом состоянии. Наук в строгом смысле этого слова не было, лишь мысли, знания в форме броуновского движения.
Каковы основные сюжеты политико-правовой мысли в эпоху зарождения государственно-правовых систем?