Примеры решения задач по статистике для подготовки к экзамену





Группировка

Оборот и среднесписочная численность работников двадцати торговых предприятий за отчетный период следующие:

№ п/п Оборот, тыс. руб. Среднесписочная численность работников, чел.

 

С целью выявления зависимости между объемом оборота и средней выработкой на одного работника произведите группировку предприятий по размеру оборота, образовав четыре группы с равными интервалами. В каждой группе и по итогу в целом подсчитайте:

1) количество предприятий;

2) объем оборота – всего и в среднем на одно предприятие;

3) среднесписочное число работников – всего и в среднем на одно предприятие;

4) среднюю выработку (оборот на одного работника).

Результаты работы оформите в раздаточной и групповых таблицах. Сделайте выводы.

Решение:

Составим вариационный ряд распределения, упорядочив торговые предприятия по величине оборота от меньшего к большему.

№ п/п Оборот, тыс. руб. Среднесписочная численность работников, чел.

 

Определим величину интервала:

, где

i – величина интервала;

n – число групп (в данной задаче 4 группы);

Xmax, Xmin – максимальное и минимальное значение признака.

Величина интервала составит:

Определим границы интервалов:

1) нижняя граница 311 => верхняя граница 311 + 350 = 661

2) нижняя граница 661 => верхняя граница 661+ 350 = 1011

3) нижняя граница 1011 => верхняя граница 1011 + 350 = 1361

4) нижняя граница 1361 => верхняя граница 1361 + 350 = 1711

Разнесем по выделенным интервалам все 20 торговых предприятий:

Группы предприятий по величине оборота Номера предприятий Число предприятий
311 – 661 2, 4, 20, 16, 13, 7
661 – 1011 6, 14, 15, 9, 18
1011 – 1361 8, 17, 12, 1
1361 – 1711 11, 5, 3, 10, 19

Определим оборот всего и в среднем на одно предприятие; среднесписочное число работников – всего и в среднем на одно предприятие; размер оборота на одного работника (среднюю выработку).

Результаты представим в таблице:

Группы предприятий по величине оборота Число предприятий в группе Суммарный оборот в группе Средний оборот по предприятию Численность работников в группе Численность работников на одном предприятии Оборот на одного работника
А (1) (2) (3)=(2)/(1) (4) (5)=(4)/(1) (6)=(2)/(4)
311 – 661 476,17 2,33 204,07
661 – 1011 4,2 195,95
1011 – 1361 4,5 255,11
1361 – 1711 1605,2 5,4 297,26
Итого 19590 / 20 = 979,5 80 / 20 = 4 19590 / 80 = 244,88

Вывод:Суммарный товарооборот в первой группе 2857 тыс.. руб., во второй – 4115 тыс. руб., в третьей – 4592 тыс. руб., в четвертой – 8026 тыс. руб. Средний оборот по предприятию в первой группе 476,17 тыс. руб., во второй – 823 тыс. руб., в третьей – 1148 тыс. руб., в четвертой – 1605,2 тыс. руб.

Численность работников в первой группе 14 чел., во второй – 21 чел.., в третьей – 18 чел., в четвертой – 27 чел. В среднем на 1 из 20 предприятий численность работников составляет 4 чел., при этом в среднем численность по предприятиям первой группы 2,33 чел., второй – 4,2 чел., третьей – 4,5 чел., четвертой – 5,4 чел.

На основании полученных значений можно сделать вывод о прямой зависимости между товарооборотом и численностью работников.

Относительные и абсолютные величины

Задание 1

За отчетный период предприятие выработало мыла и моющих средств по видам:

Виды мыла и моющих средств % жирности Количество произведенной продукции, кг
Мыло хозяйственное
Мыло хозяйственное
Мыло хозяйственное
Мыло туалетное
Стиральный порошок

Определите:

1) общий объем произведенной предприятием продукции в условно-натуральных единицах, приняв за условную единицу мыло 40%-ной жирности;

2) относительную величину задания по объему продукции на предстоящий период, если плановое задание на будущий период рассчитано в объеме 6650 кг в условной жирности.

Решение:

Виды мыла и моющих средств % жирности Коэффициент перевода Количество произведенной продукции, кг Количество продукции в условно-натуральных единицах, кг
Мыло хозяйственное 72 / 40 = 1,8 1,8 * 1100 = 1980
Мыло хозяйственное 60 / 40 = 1,5 1,5 * 800 = 1200
Мыло хозяйственное
Мыло туалетное 80 / 40 = 2 2 * 900 = 1800
Стиральный порошок 80 / 10 = 0,25 0,25 * 3000 = 750
Итого

Общий объем производства мыла и моющих средств в 40-% исчислении составил 6330 кг.

Относительная величина планового задания определяется как отношение планового задания на будущий период к фактической величине показателя в предыдущем периоде.

Плановое задание на будущее – 6650 кг, фактическое значение предыдущего периода – 6330 кг. Следовательно, относительная величина планового задания составит:

Таким образом, планируется увеличить объем производства мыла и моющих средств в 40-% исчислении на 5,06%.

Вывод: Общий объем производства мыла и моющих средств в 40-% исчислении составил 6330 кг. В будущем периоде планируется увеличить объем производства мыла и моющих средств в 40-% исчислении на 5,06%.

 

Задание 2

Данные об обороте магазина за два периода (тыс. руб.):

Товарные группы Базисный период Отчетный период
план факт
Продовольственные
Непродовольственные

Определите по товарным группам и в целом по магазину относительные показатели:

1) планового задания;

2) выполнения плана;

3) динамики;

4) структуры (по плану и фактически за отчетный период).

Сделайте выводы.

Решение:

Рассмотрим каждый из относительных показателей.

1. Относительная величина планового задания (ОППЗ) характеризует отношение планируемого уровня показателя к фактически достигнутому уровню того периода, по сравнению с которым намечается увеличение или уменьшение показателя и рассчитывается по формуле:

ОППЗ используются при перспективном планировании деятельности, а также для сравнения достигнутых результатов с ранее намеченными.

Определим величину планового задания для каждой товарной группы и в целом по магазину.

Товарные группы Базисный период факт Отчетный период план Величина планового задания, %
А (1) (2) (3) = (2) / (1) *100
Продовольственные 61 / 60 *100 = 101,67
Непродовольственные 65 / 70 * 100 = 92,86
В целом по магазину 126/130*100=96,92

Таким образом, в базисном периоде фирма планировала увеличить оборот магазина по продовольственным товарам на 1,67% по сравнению с фактическим товарооборотом; снизить товарооборот по непродовольственным товарам на 7,14% (92,86 – 100 = 7,14) и снизить товарооборот в целом по магазину на 3,08%.

2. Относительные показатели выполнения плана (ОПВП) используются для контроля за ходом выполнения планов и показывают соотношение между фактическими и плановыми уровнями показателя:

Определим величину выполнения плана для каждой товарной группы и в целом по магазину.

Товарные группы Отчетный период план Отчетный период факт Показатель выполнения плана, %
А (1) (2) (3) = (2) / (1) *100
Продовольственные 63 / 61 * 100 = 103,28
Непродовольственные 64 / 65 * 100 = 98,46
В целом по магазину 127 / 126 * 100 = 100,79

Таким образом, фирма перевыполнила план по оборот магазина по продовольственным товарам на 3,28%; при этом план по товарооборот по непродовольственным товарам не выполнен на 1,54% (98,46 – 100 = 1,54). План в целом по магазину перевыполнен на 0,79%.

3. Относительные показатели структуры (ОПС) характеризуют составные части изучаемой совокупности.

Относительные величины структуры обычно называют удельными весами. Сумма относительных величин изучаемой совокупности всегда равна 100% или 1 (в зависимости от того, в чем она выражается). Они применяются при изучении сложных явлений, распадающихся на ряд групп или частей, для характеристики удельного веса каждой группы в общем итоге.

Рассчитаем структуру оборота отчетного периода по плану и фактически:

Товарные группы   План Факт
Сумма, тыс. руб. Доля, % Сумма, тыс. руб. Доля, %
Продовольственные 61/126*100=48,41 63/127*100=49,61
Непродовольственные 65/126*100=51,59 64/127*100=50,39
В целом по магазину

Таким образом, по плану доля продовольственных товаров должна была составить 48,41%, а непродовольственных – 51,59%. Фактически доля продовольственных товаров составила 49,61%, а непродовольственных – 50,39%.

4. Относительные показатели динамики (ОПД) или темпы роста – показатели, характеризующие изменение величины общественных явлений во времени. Этот вид статистических абсолютных величин широко применяется в планировании, анализе и статистике и рассчитывается по формуле 5.7.

Если за базу сравнения принимается предшествующий показатель, то говорят о цепных ОПД, если за базу сравнения взять базисный (один и тот же) показатель – то речь идет о базисных ОПД.

Выбор базы сравнения имеет существенное значение. Особенно тщательно следует подходить к выбору постоянной базы, принимая за неё наиболее стабильный период либо среднее значение за определенный промежуток времени.

В данном случае показатель динамики может быть рассчитан для фактических показателей базисного и отчетного периодов.

Товарные группы Базисный период факт Отчетный период факт Величина планового задания, %
А (1) (2) (3) = (2) / (1) *100
Продовольственные 63 / 60 *100 = 105
Непродовольственные 64 / 70 * 100 = 91,43
В целом по магазину 127/130*100=97,69

Таким образом, товарооборот по продовольственным товарам увеличился на 5%, товарооборот непродовольственных товаров снизился на 8,57% (91,43-100=-8,57%). В целом по предприятию товарооборот снизился на 2,31%





Читайте также:
Определение понятия «общество: Понятие «общество» употребляется в узком и широком...
Тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. Венгера: Выявление уровня сформированности внутренней...
Обучение и проверка знаний по охране труда на ЖД предприятии: Вредный производственный фактор – воздействие, которого...
История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.027 с.