Характеристика империи Александра Македонского и его завоевания




Распад империи Александра и борьба диадохов

Держава многонациональный македонский


Введение

 

Эпоха эллинизма и борьба диадохов занимает особое место на исторической шкале развития государства и права как важнейших институтов человеческой цивилизации. Это определяется степенью интенсивности развития отношений в рамках эллинистической системы, сформировавшейся на развалинах империи Александра Македонского, переходом их на качественно новую ступень в результате резкого изменения форм правления и устройства государств в пределах огромного региона от Балканской Греции до Индии1.

Ведущие эллинистические государства управлялись так называемыми диадохами, вышедшими из окружения Александра Македонского.

Эллинизм создал весьма благоприятные условия для бурного развития как ранее существовавших, так и новых форм межгосударственного общения, соответствующих им правовых регуляторов и специальных правил. Этот факт признается в современной исследовательской литературе2. Однако остаются неясными и вызывают немало дискуссий вопросы о степени развития институтов регулирования межгосударственных отношений, их формального закрепления.

Принцип баланса политических сил на всем протяжении истории эллинизма служил основным вектором правового регулирования, определяя его содержание и цели. В нем выразилось главное достижение политического и правового строительства античного общества, осознававшего жизненную потребность соотнесения интересов отдельных государств с интересами всего эллинистического сообщества, искавшего оптимальные варианты ограничения весьма частых военных конфликтов3.

Распад державы Александра Македонского, совершившийся в ходе борьбы диадохов, привёл к возникновению ряда новых государств, оказавшихся относительно более устойчивыми, чем «мировая монархия» Александра. Ранее всего выделился птолемеевский Египет, который сохранил свою целостность в течение всего периода борьбы диадохов. В состав обширного царства Селевкидов после долгой борьбы вошла большая часть переднеазиатской территории прежней Персидской державы, за исключением областей, ставших самостоятельными государствами (Каппадокия, Понт, Вифиния, Пергам и др.); Македония удержала свою гегемонию над истощенной бесконечными войнами Грецией.

На основании изложенного можно сделать вывод, что тема данной курсовой работы «Распад империи Александра и борьба диадохов» актуальна и вызывает интерес для рассмотрения.

Целью при написании работы выступает комплексный и всесторонний анализ распада империи Александра и борьбы диадохов.

Объектом исследования являются отношения борьбы диадохов и распад империи Александра Македонского.

Предметом исследования выступают распад империи Александра и борьба диадохов.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:

) рассмотреть империю Александра Македонского и его завоевания;

) проанализировать эллинизм, борьбу и войны диадохов;

) исследовать ламийскую войну;

) охарактеризовать возобновление и окончание борьбы диадохов.

Теоретическую основу исследования составляют научные статьи и литература следующих авторов: Голубцовой Е.С., Жигунина В.Д., Кузищина В.И., Луковской Д.И., Маринович Л.П., Митиной С.И., Тарна В., Фролова Э.Д., Чистякова О.И., Шахермайра Ф. и др.

Методологическую основу исследования составляют научные методы познания: общенаучные, частнонаучные, специальные методы познания - конкретно-исторический, системно-структурный, сравнительно-правовой. В ходе исследования также использованы общелогические методы познания (анализ, обобщение).

Поставленные цель и задачи предопределили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 


Империя александра македонского, эллинизм и борьба диадохов

Характеристика империи Александра Македонского и его завоевания

 

Отец Александра македонского - Филипп II - с 16 лет начал приобщать сына к государственным делам: отправившись в поход против Византии, он оставил Александра управлять государством, а в битве при Херонее юноша командовал конницей.

Придя к власти, Александр жестоко расправился с убийцами отца и возможными претендентами на престол.

Примерно в течение года молодой царь уничтожил внутреннюю оппозицию, усмирил северные племена и привел к покорности греков. Ничто более не мешало долгожданному походу и весной 334 г. до н.э. Александр переправился через Геллеспонт (Дарданеллы) и ступил на азиатскую землю. Войско Александра не знало поражений.

К 324 г. до н.э. под властью Александра оказались значительные территории и возникла огромная, невиданная до сих пор империя, включавшая в себя Македонию, большую часть полисов Балканской и островной Греции, области бывшей Персидской державы, часть Северо-Западной Индии.

Последней третью IV в. до н.э. датируют начало эпохи эллинизма, когда на смену полису как самостоятельной форме государственного общения приходят в результате походов Александра Македонского эллинистические монархии. Греческие полисы попадают под власть Македонии, а затем, начиная с II в. до н.э., и эллинистические государства, в том числе Македония, становятся жертвой римской экспансии. Начавшаяся с походами Александра эллинизация Востока способствует синтезированию исторических и культурных традиций Запада и Востока1.

Характерной чертой правосудия времен Александра и диадохов было стремление последних до конца играть роль независимых объективных арбитров, не пользующихся своей властью. Начальный период эллинизма вообще отличался четко выраженным желанием первых монархов подчеркнуть их приверженность обычному праву и издревле существовавшим традициям межполисных отношений. Пусть на поверку это оказывалось всего лишь игрой с общественным мнением, однако правовая, и в частности судебная, практика лишь выигрывали от этого. В качестве примера монархи могли ориентироваться на давно существовавшую систему договоров между полисами по поводу взаимного арбитража. В. Тарн в связи с этим отмечает, что каждый приговор арбитража означал, что удалось избежать еще одной войны; если же приговоры не всегда выполнялись, то это только требовало новых постановлений; и даже незначительные города, как некоторые из критских, заключали постоянные договоры об арбитраже1. Функциональность судов также регламентировалась помимо обычаев межгосударственными договорами2.

В социально-экономическом строе и классовой структуре, в культуре и идеологии государств, сложившихся после распада державы Александра, ярко выступили некоторые новые, специфические черты. Это был сложный и противоречивый процесс взаимодействия греко-македонских и местных элементов, обусловленный как конкретной обстановкой отдельных стран, так и общими условиями развития рабовладельческого мира в этот период. Самое понятие эллинизм, которым принято обозначать период истории Восточного Средиземноморья, Западной Азии и Понта от завоеваний Александра Македонского до покорения Римом последнего крупного средиземноморского государства - Египта, является в значительной мере условным. Было бы неправильно сводить

Завоевания Александра Македонского действительно были исходным пунктом небывалой по своим масштабам колонизации. Массы населения Македонии, Греции, Фракии, Иллирии, островов Эгейского моря хлынули на Восток. Греки и македоняне несли с собой свои государственные и правовые нормы, свои производственные навыки, обычаи, религию и культуру. Освоение завоёванных территорий они осуществляли в привычных для них формах, основывая новые полисы и поселения военных колонистов. Но существовало значительное различие между ранним периодом греческой колонизации и новым, «эллинистическим» периодом: тогда колонии представляли собой отдельные, в известной мере изолированные греческие поселения, окаймлявшие прибрежную полосу Средиземноморья и Чёрного моря и соприкасавшиеся по большей части с племенами, жившими ещё в условиях первобытно-общинного строя; теперь греки и македоняне столкнулись с рабовладельческими обществами, насчитывавшими многие столетия самостоятельного экономического, политического и культурного развития, создавшими свою самобытную и зрелую цивилизацию.

Чтобы сохранить и укрепить господство над этими обществами, завоеватели вынуждены были частично приспосабливать свои институты к существовавшим здесь социально-экономическим отношениям, ко всему жизненному укладу восточных стран. В области экономической и политической жизни многое из того, что несли с собой греки - античные формы рабства, полисная структура и т.п., - сравнительно быстро прививалось в эллинистических странах или в отдельных областях, поскольку близкие формы вызревали в Западной Азии, как мы видели, ещё накануне греко-македонского завоевания. С другой стороны, сами завоеватели многое восприняли из общественно-политической практики и идеологии восточных деспотий (формы эксплуатации широких масс сельского населения, некоторые черты государственного строя и т. д.).

Таким образом, в данных исторических условиях завоевания, как и колонизация, сыграли роль толчка, ускорителя тех процессов, которые и ранее происходили в недрах обществ, имевших при всём различии их исторических судеб однородную социальную основу. Наличие ряда сходных черт развития не исключало, разумеется, того, что и в этот период каждая из стран Восточного Средиземноморья сохраняла свои особенности, а общие процессы приобретали в условиях отдельных стран значительное своеобразие.

Силой оружия Александр объединил самые различные страны и народы - культурные греческие полисы и сохранявшую еще пережитки первобытно- общинного строя Македонию, долину Нила и Месопотамию с их тысячелетней культурой, кочевые племена восточного Ирана. Эта держава не имела единой экономической базы и представляла собой чисто военное объединение. Во время похода завоевание сводилось преимущественно к захвату городов, важных в стратегическом отношении опорных пунктов и дорог и установлению общего контроля - военного, административного и финансового.

Двигаясь вдоль побережья, Александр отовсюду изгонял олигархов и устанавливал демократический строй, городам даровалась свобода и автономия. Эта политика определялась во многом тактическими соображениями: старые правители опирались обычно на олигархов, тем самым демократы становились естественными сторонниками Александра. Однако свобода, которая даровалась полисам, во многом оставалась чисто номинальной, т.к. города фактически переходили под власть Александра, самовластно вмешивавшегося в их внутренние дела.

Кроме того, преследуя военные цели, Александр основывал новые города, видя в них опорные пункты своей власти. Поэтому они строились там, где сопротивление населения было особенно сильным. Такие города не были полисами со свойственными им органами самоуправления, состав их населения был смешанным. Это были подданные царя, поставленные под контроль его уполномоченных.

Основами новой системы управления были опора на местную знать, разделение административного, финансового и военного управления, упорядочение сбора налогов и чеканки монеты, уважение к местным обычаям и богам.

По сути Александр ограничивался лишь признанием своей власти и уплатой налогов. В условиях жизни, особенно удаленных от центра областей, не произошло коренной ломки.

Держава Александра держалась военной силой, ее необходимо было укрепить. Центром своей многонациональной державы Александр сделал Вавилон.

Чтобы укрепить единство государства и сгладить противоречия между завоевателями и побежденными, Александр проводил политику «слияния народов» (ярким примером это политики была свадьба в Сузах, когда 10 тыс. воинов - греков и македонян - женились на местных девушках. Сам Александр взял в жены старшую дочь Дария. Все новобрачные получили богатое придание). Подобная деятельность свидетельствует скорее о стремлении расширить социальную базу, создать своего рода «господствующий народ», верную опору власти и «орудие угнетения и эксплуатации других народов». Объединяя македонян персами, Александр тем самым низводил их до уровня подданных.

Александр провел реформу в армии. Он велел отправить по домам воинов, «не годных к военной службе по старости и увечьям». На их места он набрал 30 тыс. местных юношей, обученных греческой грамоте и обращению с македонским оружием.

Еще одно мероприятие Александра - это насильственное обожествление его личности. Возможно, мысль использовать собственное обожествление в политических целях как средство усиления власти возникла у Александра еще в Египте, где жрецы объявили его сыном Амона. В любом случае приписывание себе божественного происхождения шло в общем русле его политики и должно было освятить его власть.

Все эти мероприятия вызывали недовольство у армии, усиливали социальную напряженность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: