Возобновление и окончание борьбы диадохов




 

Соглашение 311 г. до н.э. вскоре было нарушено. Род Александра прекратился: Роксана и её сын были умерщвлены по приказанию Кассандра в 309 г. до н.э. Борьба шла теперь между самостоятельными правителями. В 307 г. до н.э. сын Антигона Деметрий захватил гавани Афин - Пирей и Мунихию. Деметрий Фалерский, правитель Афин, бежал из города. В Афинах был восстановлен демократический строй. Антигону и Деметрию афинянами были оказаны великие почести: воздвигнуты золотые статуи, принесены в дар золотые венки, установлен их культ как богов-спасителей. Их именем быта названы две новые филы, организованы в их честь праздники и пышные процессии. Успехи Деметрия в Греции на этом, собственно говоря, прекратились. Вскоре Антигон отозвал сына в Азию.

Последующие годы заполнены необыкновенно энергичной, но часто беспорядочной деятельностью Антигона и Деметрия. Источники сообщают о многочисленных походах, о блестящих победах, но результаты их обычно оказывались непрочными, и за псбздами следовали поражения. В морском сражении при городе Саламине на Кипре Птолемей был разбит силами Деметрия и потерял почти весь флот и войско. После этой победы Антигон и его сын Деметрий приняли царские титулы (306 г. до н.э.).

Птолемей, Селевк, Лисимах, Кассандр последовали их примеру. Вскоре Антигон предпринял поход на Египет, окончившийся полной неудачей. Его флот не мог подойти вовремя вследствие бури, и огромная армия, оказавшись в пустыне, стала испытывать недостаток в припасах. В войске началась «какая-то тяга», по выражению древнего автора, к переходу на сторону Птолемея. Тогда Антигон решил нанести удар Египту, захватив богатый Родос, поддерживавший тесные сношения с царством Птолемея.

Армия в 40 тыс. человек под командованием Деметрия была посажена на корабли, вместе с ней были отправлены тяжёлые осадные орудия и снаряжение. К войску Деметрия присоединилось множество всякого рода любителей добычи, торговцев, пиратов. Остров и одноимённый с ним город были сильно укреплены, родосцы готовы были на всё для защиты родины. В ряды защитников были включены граждане, чужеземцы, наконец, даже рабы; тем из них, которые будут храбро сражаться, была обещана свобода.

Осада и оборона Родоса (305-304 гг. до н.э.) вошли в военную историю как замечательное для своего времени событие. Деметрий, получивший прозвище Полиоркета (Градоосаждателя), был крупным организатором и изобретателем в области осадной техники. Город не раз подвергался страшной опасности, но осаждённые упорно сопротивлялись. Родосцам удавалось отражать неприятеля и даже уничтожать осадные орудия Деметрия. Десятки тысяч человек были заняты на осадных работах. Была сооружена новая осадная машина, знаменитая гелеполис («завоёвывающая города»), грегосходившая размерами все предшествующие. Однако попытка произвести общий штурм города успеха не имела. Родос отстоял свою свободу, но должен был заключить союз с Антигоном и выдать заложников. По условиям мирного договора он обязался помогать Антигону против других государств, за исключением Египта.

Экономические связи и дружественные политические отношения между Родосом и Египтом, таким образом, сохранились.

От падения Деметрия больше всего выиграл Лисимах. Изгнав Пирра, Лисимах в 285 г, до н.э. сделался царём Македонии. В то же время он владел Фракией и значительной частью Малой Азии. Строй его обширного, но недолговечного государства мало известен. По отношению к городам он действовал энергично и властно: облагал их податями, поддерживал олигархов и тиранов, проводил политику укрупнения полисов путём синойкизмов, не считаясь в этом отношении с желаниями населения. Эфес, например, был переведён на новое место, ближе к морю. На Херсонесе Фракийском была расположена столица царства - Лисимахия. Лисимах стремился расширить и укрепить свою власть в Восточной Фракии (на западном побережье Понта), но встретил там упорное сопротивление со стороны греческих городов, которые ему в конце концов удалось подчинить. Однако его попытка продвинуться дальше в страну фракийцев и гетов не увенчалась успехом.

Внутреннее положение государства Лисимаха было непрочным и неспокойным. Поводом к усилению недовольства была казнь по приказу Лисимаха его сына Агафокла, способного полководца. Этим воспользовался Селевк и двинулся во владения Лисимаха. Весной 281 г, до н.э. произошло решающее столкновение в Лидии, при Курупедии. Лисимах потерпел полное поражение, был убит, а его войско перешло на сторону победителя. После этого Селевк переправился на Херсонес Фракийский. Однако и Селевку не удалось подчинить своей власти Македонию, которая продолжала удерживать свою самостоятельность в течение всей борьбы. Вскоре Селевк был убит недалеко от Лисимахии сыном Птолемея Лага, Птолемеем Неравном, бежавшим из Египта в Македонию.

Птолемей Керавн, ориентировавшийся на македонскую знать и войско, вовсе не желавшее слияния Македонии с царством Селевка, был провозглашён царём Македонии. Однако первый же удар смёл его с исторической сцены. Племена кельтов, жившие на севере, в долине Дуная, весной 280 г. до н.э. вторглись во Фракию и Македонию, подвергая опустошению местности, через которые лежал их путь. При первой же встрече с кельтами Птолемей Керавн был разбит, попал в плен и погиб. Македонский престол снова оказался незанятым. Между тем страна была разорена, социальные противоречия в крупных центрах ещё более обострились. В Кассандрии, на Халкидике, произошёл переворот. Подробности его, к сожалению, мало известны. Источники лишь сообщают, что вождь наёмников и бедняков Аполлодор стал тираном и произвёл передел имущества.

В 279 г. до н.э. кельты проникли ещё далее, они грозили Дельфам.

С большим напряжением сил войска греческих государств отразили нашествие. Особенно выдающуюся роль в «спасении эллинов» сыграли этолийцы.

Два года спустя сын Деметрия Антигон Гонат, располагавший значительной военной силой и владевший многими городами в Греции, нанёс решительное поражение кельтам при Лисимахии, а в 276 г. до н.э. он был провозглашён царём Македонии и стал основателем династии, правившей этим государством более 100 лет.

Борьба диадохов была закончена. Правда, войны продолжались и в последующие годы, но эллинистический мир к этому времени принял уже в основных своих чертах тот вид, который сохранялся в течение двух последующих веков.


Заключение

 

Подведем итог проведенному исследованию и сделаем выводы.

При написании работы было установлено, что историческая традиция относит первый раздел империи Александра Македонского к 323 г. до н.э. Состоялся он у одра умершего царя в Вавилоне.

После смерти Александра начался распад мировой державы и создание новых государств. Ближайшие полководцы Александра Македонского (диодохи) более 40 лет делили наследство своего покойного повелителя. Идея единой империи была весьма популярна: правители отдельных областей рассматривались как сатрапы одного образования. Однако династия Филиппа-Александра прервалась, а ни один из диадохов не имел достаточных сил и морального права, чтобы претендовать на роль верховного повелителя всей империи.

После смерти Александра Македонского завоеванные им области вошли в состав государства Селевкидов. В конце IV в. и в III в. до н.э. из состава государства Александра и Селевкидов стали выделяться независимые и полунезависимые государства.

Эллинизм - это насильственное объединение древнегреческого и древневосточного мира, ранее развивавшихся отдельно, в единую систему государств. В результате создалось своеобразное общество и культура, которые отличались как от собственно греческого, так и от собственно древневосточного общественного устройства и культуры. Это был синтез древнегреческой и древневосточной цивилизаций, который дал качественно новую общественно-экономическую структуру, политическую надстройку и культуру.

Великие империи Ахменидов и Александра и последовавшая за ними эпоха эллинизма подвели черту под почти трехтысячелетним развитием цивилизации и государственности на Ближнем Востоке. Эллинизм позволил создать ту Средиземноморскую культуру, порождением которой стала античность - без ближневосточной основы она едва ли могла появиться на свет.

Тем не менее, эллинизм был лишь эпизодом в развитии Ближнего Востока. Ближний Восток так и не стал похожим на Европу, что оказалось очевидным после его исламизации.

Борьба диадохов в 321-311 гг. до н.э. была порождением противоречий между различными слоями греческого общества.

Войны диадохов сопровождались частыми и ожесточёнными столкновениями богатых и бедных, олигархов и демократов, изгнаниями, конфискациями и казнями. Декларации диадохов о «свободе» Греции сочетались с ужасающей жестокостью.

В результате борьбы диадохов появилась новая форма государственного устройства, пришедшая на смену традиционным типам суверенного греческого полиса и древневосточной деспотии- эллинистическая монархия. Она сочетала в разных вариациях элементы как полисной государственности, так и древневосточных монархических порядков.

 


Список литературы

 

.Античная Греция: проблемы развития полиса / под ред. Е.С. Голубцовой, Л.П. Маринович, А.И. Павловской, Э.Д. Фролова. Т. 2. - М.: Политиздат, 1983. - 285 с.

.Жигунин, В.Д. Международные отношения эллинистических государств в 280-220 гг. до н.э. / В.Д. Жигунин. - Казань: Казань, 1990. - 157 с.

.История отечественного государства и права: учебник. Ч. 1. 5-е издание, переработанное и дополненное / под ред. О.И. Чистякова. - 854 с.

.История Древней Греции / под ред. Кузищина В.И. - М.: Инфра-М-Норма, 2010. - 675 с.

.Луковская, Д.И. Политико-правовые учения эпохи эллинизма (последняя треть IV - вторая половина II в. до н.э.) / Д.И. Луковская // История государства и права. - 2008. - № 24. - С. 17.

.Митина, С.И. Брачный договор и процедура заключения брака в дипломатической практике эллинистических государств / С.И. Митина // Семейное и жилищное право. - 2009. - № 5. - С. 29.

.Митина, С.И. Историческая традиция государственной службы пиратов: эпоха эллинизма / С.И. Митина // Внешнеторговое право. - 2011. - № 1. - С. 12-14.

.Митина, С.И. Наследственное право в регулировании межгосударственных отношений эпохи эллинизма / С.И. Митина // Адвокатская практика. - 2008. - № 5. - С. 12.

.Митина, С.И. Принцип баланса сил в регулировании межгосударственных отношений эпохи эллинизма / С.И. Митина // Международное публичное и частное право. - 2007. - № 3. - С. 12.

.Митина, С.И. Работа межгосударственных дикастерий (коллегий судей) в эллинистический период / С.И. Митина // Российский судья. - 2008. - № 11. - С. 10.

.Митина, С.И. Регулирование денежного обращения в международных отношениях эпохи эллинизма / С.И. Митина // Внешнеторговое право. - 2006. - № 1. - С. 42.

.Митина, С.И. Роль эллинистической монархии в формировании правовой базы межгосударственных отношений (IV - I вв. до н.э.) / С.И. Митина // Международное публичное и частное право. - 2008. - № 5. - С. 20-30.

.Митина, С.И. Свобода полиса как правовая и политическая категория в эллинистический период / С.И. Митина // Государственная власть и местное самоуправление. - 2009. - № 11. - С. 15.

.Тарн, В. Эллинистическая цивилизация / пер. с англ. / В. Тарн. - М.: БЕК, 2006. - 372 с.

.Шахермайр, Ф. Александр Македонский / Ф. Шахермайр. - М.: Проспект, 2008. - 490 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: