Теория и методика физического воспитания с практикумом
44.02.02 Преподавание в начальных классах
(углубленный уровень)
Боровичи, 2018-2019
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СТУДЕНТА
На 20 _ /20 _ учебный год
Специальность ____ 44.02.02 Преподавание в начальных классах (углубленный уровень)_____________________________
Группа _________ 1А____, Курс _ 1___________, Семестр___ 1_ __________
Дисциплина (МДК) ___ ПМ.01.Преподавание по программам начального общего образования, МДК.01.07. Теория и методика физического воспитания с практикумом._________________ ___________________________________________________
Всего часов :__76___________, в том числе: ауд ._____51_______, срс .__25___________, курсовая работа. ______________________________
Форма аттестации ______________дифференцированный зачет _________________________________________________________________
Преподаватель ___ Киселева Наталья Павловна _______________________________________________________________________________
Дни/время консультаций _________________________________________________________________________________________________
График контрольных мероприятий дисциплины (МДК)
к.т. | ||||||||||
неделя | 9-10 | 16-17 | ||||||||
вид к.т. | ПД | П | Т | П | П | П | К | Л | УП | ДЗ/проект |
макс. |
Коды контрольных мероприятий: ВК – входной контроль, Л – лабораторная работа, К – контрольная работа, ДКР – домашняя контрольная работа, П – практическая (самостоятельная) работа, Т – тест, ДЗ – дифференцированный зачет, ПД- понятийный диктант, УП- учебная практика, и др.
Критерии оценки
Значение показателя | отлично | хорошо | удовлетворительно | |||||||||
Вид контроля | рубежный | текущий | зачет | семестр | рубежный | текущий | зачет | семестр | рубежный | текущий | зачет | семестр |
Max: | ||||||||||||
Min: |
|
Рейтинговый лист
Наименование раздела, темы | Формы/ виды контроля | Содержание контроля (компетентностно- деятельностная основа студента) | Формируемые компетенции и показатели их проявления | Критерии оценки | Сроки проверки | |||||||||||||
mаx | min | |||||||||||||||||
Тема 1. Изучение основ системы физического воспитания | Письмен-ная работа- понятий-ный диктант | Выявление видообразующих признаков основных понятий, отражающих специфику учебной дисциплины. Основные понятия курса ТМФВ: система физического воспитания, цель, задачи физического воспитания, физическое развитие, физическое воспитание, физическая культура, физическая подготовка, физическая подготовленность, физическое образование, физическое совершенство, физическое упражнение, двигательная активность. | -отличает существенные (главные, основные) и несуществен-ные (вспомогатель-ные, второстепен-ные) признаки понятий; -системати-зация знаний в виде тестов, понятийных диктантов, схем-моделей, рефлексивных заданий и т.п.; | 2 неделя | ||||||||||||||
Тема 4. Организация обучения младших школьников на уроках физической культуры | Практическая работа | Проведение анализа и сопоставление принципов обучения в педагогике и в теории и методике физического воспитания. Составление и заполнение таблицы «Сравнительная характеристика принципов обучения»
| преобразование готового материала, изложенного преподавателем и/или в учебно-методической литературе, в схему и т.п.; | 3 неделя | ||||||||||||||
Практическая работа | Составление и заполнение таблицы «Общая характеристика методов обучения» Литература: Холодов Ж.К., Кузнецов В.М. ТМФВ и спорта с. 40-52 | самостоятельное изучение первоисточ-ников с последующим обсуждением на учебном занятии; | 4 неделя | |||||||||||||||
Подготов-ка к провероч-ной работе по теме «Общая характеристика методов обучения» | Повторение ранее изученного и подготовка к тест- опросу 1. Повторение ключевых понятий по теме 2. Изучение характеристики методов обучения: наглядных, словесных, практических и приемов их реализации Литература: Холодов Ж.К., Кузнецов В.М. ТМФВ и спорта с. 40-52 | - знание основных понятий по разделу: выделение существенных и несущест-венных признаков; -системати-зация знаний в виде тестов, понятийных диктантов, схем-моделей, рефлексивных заданий и т.п.; | - | 4 неделя | ||||||||||||||
Тест- опрос | Выявление видообразующих признаков основных понятий: метод, прием. Характеристика наглядных, словесных, практических методов и приемов обучения | знание основных понятий по разделу: выделение существенных и несу-щественных признаков; | 5 неделя | |||||||||||||||
Практическая работа | Составление и заполнение таблицы по теме «Методы ведения урока физкультуры» (фронтальный, индивидуальный, посменный, групповой, поточный, круговой, игровой, соревновательный)
Литература: Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физвоспитания и спорта с. 220 – 221
| - составление модели понятия, отражающей его существенные признаки, связи и т.п.; | 5 неделя | |||||||||||||||
Самостоя-тельная практичес-кая работа | Подбор профильных тестов для определения уровня развития физических качеств и способностей учащихся младшего школьного возраста Литература: Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физвоспитания и спорта с. 74- 92 | составление системы практических задач (ситуаций, упражнений) в соответствии с поставленной предметно-методической целью; | 7 неделя | |||||||||||||||
Подготов-ка к контроль-ной работе | Вопросы для повтоения к контрольной работе: 1. Общая характеристика теории и методики физического воспитания 2. Основные понятия курса «Теория и методика физического воспитания». 3.Физическое воспитания учащихся начальной школы. Цели и задачи физвоспитания 4. Общеметодические и специфические принципы физического воспитания. 5.Средства физического воспитания. 6.Методы и приемы обучения физическим упражнениям. 7.Этапы обучения двигательному действию. 8. Учебная программа основной документ работы по физическому воспитанию в школе. 9. Формы работы по физвоспитанию в школе. 10. Урок- основная форма работы по физвоспитанию в школе. Задачи и требования к уроку. 11. Структура урока; методы ведения урока: физическая нагрузка на уроке, плотность урока | - | 8 неделя | |||||||||||||||
Контроль-ная работа по темеа-10узыкальное сопровождение для проведения упражнений в 1 и 3 частях урока физической культурызации | « Организация обучения младших школьников на уроках физической культуры» Контрольная работа состоит из трех заданий: 1- тест, 2 и 3- практико-ориентированные задания. Второе- назвать принципы, которые были реализованы в процессе фрагмента урока (ответ обосновать). Третье задание: выполнить терминологическую запись обшеразвивающих упражнений | 9-10 недели | ||||||||||||||||
Тема 5. Освоение основ обучения физическим упражнениям | Лабораторная работа | Наблюдение и анализ урока физической культуры в начальной школе. Осуществление хронометража урока физической культуры, построение графика пульсометрии. | - разработка заданий профессиональной направленности; -осуществле-ние анализа педагогической деятельности, составление рекомендаций | 12 неделя | ||||||||||||||
Коллективная практическая работа (учебная практика) | Подбор, составление и запись комплексов общеразвивающих упражнений без предмета и с предметом в тетрадь (2 комплекса) Литература: Смирнова Л.А. ОРУ для младших школьников (ОРУ с предметом для младших школьников).-М.: ВЛАДОС, 2003 Составление и проведение комплексов ОРУ без предмета и с предметом. | - разработка заданий профессиональной направленности; - проведение фрагмента урока физической культуры с последующим анализом и самоанализом; | 14-15 недели | |||||||||||||||
Коллективная практическая работа (учебная практика) | Проведение подвижных игр с различным двигательным содержанием, различной физической активности. | - проведение фрагмента урока физической культуры с последующим анализом и самоанализом; | 16-17 неделя | |||||||||||||||
Дифференцированный зачет | Проект урока | Моделирование конспекта урока физического воспитания для учащихся начальных классов (класс по выбору) Литература: Качашкин В.М. Методика физического воспитания, Жуков М.Н. Подвижные игры Комплексная программа по физическому воспитанию для учащихся 1-Х1 классов общеобразовательной школы,/под ред. Ляха В.И. 2011г | разработка заданий профессиональной направлен-ности; поиск информации в Интернет – ресурсах; - выполнение работы творческого характера | 19 неделя |
Текущий контроль
Письменная работа
Понятийный диктант
Тема: Изучение основ системы физического воспитания
Цель: выявление видообразующих признаков основных понятий, отражающих специфику учебной дисциплины.
Задачи:
1) формировать умение анализировать и систематизировать и обобщать изученный учебный материал в виде понятийных диктантов;
2) формировать умение отличать существенные (главные, основные) и несущественные (вспомогательные, второстепенные) признаки понятий
Контрольные вопросы:
Основные понятия курса ТМФВ: система физического воспитания, физическое развитие, физическое воспитание, физическая культура, физическая подготовка, физическая подготовленность, физическое образование, физическое совершенство, физическое упражнение, двигательная активность.
Условия выполнения работы:
1. Работа выполняется письменно в течение 10-15 минут.
2. Преподаватель последовательно зачитывает определение, а студент должен записать понятие, соответствующее данному определению.
Список литературы:
Значение показателя | отлично | хорошо | удовлетворительно | неудовлетворительно |
Max: | ||||
Min: |
Практическая работа №1
Название. Характеристика принципов обучения
Тема. Организация обучения младших школьников на уроках физической культуры. Воспитывающий и развивающий характер обучения.
Цель: постановка основного вопроса, подлежащего изучению, выявление признаков сходства и отличия, определение исходных позиций в анализе процессов и объектов, обобщение, получение выводов усвоение способов действия с объектами или их моделями и др.
Задачи:
1) формирование положительной мотивации самостоятельной деятельности;
2) развитие творческих способностей, познавательного интереса;
3) формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания, работая с учебной литературой, обрабатывать результаты;
4) формирование научных знаний о понятиях, методах;
Порядок организации практической работы
1. Подготовительный этап
1.1. Инструкция для изучения.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.М. Теория и методика физического воспитания и спорта.-М.: Академия, 2013, с. 52-64
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.: Под ред. С.А. Смирнова.-М.: Академия, с.38-39,158-159
1.2. Аналитическое чтение (изучение) с целью сопоставления и систематизации.
1.3. Вопросы и задания для самопроверки.
1.Что традиционно понималось под содержанием образования?
2. Что имеет большую ценность - знания, которые имеет человек, или сам человек со всеми своими недостатками?
3.Что такое принцип?
4. Какие существуют принципы и критерии отбора содержания общего образования?
5. В чем заключается сущность принципов педагогики, принципов, реализуемых в физическом воспитании?
1.4. Обязательное письменно-графическое оформление результатов
аналитического чтения в форме таблицы.
2. Основной этап - проведение практической работы
Алгоритм выполнения работы
1. Прочитайте текст в учебниках: Холодов Ж.К., Кузнецов В.М. Теория и методика физического воспитания и спорта.- М.: Академия, 2013, с. 52-64; Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.: Под ред. С.А. Смирнова.- М.: Академия, с.38-39,158-159
2. Проведите анализ и сопоставление принципов обучения в педагогике и в теории и методике физического воспитания.
3. Систематизируйте полученные знания и представьте их в форме таблицы «Сравнительная характеристика принципов обучения»
Характеристика принципов в педагогике | Характеристика принципов, реализуемых в процессе в физического воспитания | |
общепедагогические | специфические | |
4. Решите задание с проблемной ситуацией
Проблемная ситуация. Методика лишь тогда ведет кратчайшим путем к цели, когда основывается на верных принципах. Есть ряд принципов, которые выражают главным образом методические закономерности педагогического процесса и в силу этого являются обязательными при решении образовательных задач. Это принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, прогрессирования.
Задание. Попробуйте определить, какие последствия или сбои можно наблюдать при осуществлении педагогического процесса в случае пренебрежения каким - либо принципом. Назовите принципы, которые были реализованы в процессе фрагмента урока. Ответ обоснуйте.
Вариант 1. При выполнении общеразвивающих упражнений, учитель задавал учащимся вопросы: на какие группы мышц выполняется то или иное упражнение, как правильно его нужно выполнять и почему?
Учащиеся с интересом выполняли все упражнения, особенно новые из них, старались правильно отвечать на вопросы. Каждое упражнение имело определенную дозировку, соответствующую возрасту учащихся. Учитель поставил оценки за правильные ответы.
Вариант 2. В основной части урока гимнастики учащиеся 3 класса продолжили обучение кувырку назад. Данное упражнение изучалось уже на двух предыдущих уроках. Учитель еще раз показал упражнение, объяснил технику его выполнения. Затем учащиеся выполнили кувырок назад 5 раз. Учитель делал методические указания и исправлял ошибки индивидуально. При показе лучшего он обратил еще раз внимание на постановку рук при выполнении кувырка назад и попросил остальных учащихся поставить оценку за показ. Затем учащиеся выполнили упражнение еще 3 раза, затем составили и выполнили комбинацию с этим элементом.
Вариант 3. На уроке легкой атлетики учащиеся 4 класса выполняли низкий старт и бег с низкого старта. Учитель напомнил технику выполнения низкого старта, изученную учащимися в предыдущем классе. Затем учащиеся выполняли низкий старт по команде без пробегания 3 раза. Учитель исправлял ошибки. Затем при выполнении бега с низкого старта был использован соревновательный момент: вторая шеренга догоняла первую. После каждого пробегания шеренги менялись ролями. После выполнения трех пробеганий была названа команда- победительница.
2. Самостоятельное выполнение практической работы.
2.4. Оформление отчета (результатов).
3. Рефлексия достигнутых результатов.
Анализ допущенных ошибок и прогнозирование дальнейших действий.
4.Критерии оценивания
Критерии оценивания | |||
Уровень самостоятельности | |||
Соблюдение алгоритма выполнение работы | |||
Правильность и обоснованность сделанных выводов, объяснений и др. | |||
Использование теоретического материала при выполнении задания с проблемной ситуацией | |||
Рациональность распределения учебного времени |
Значение показателя | отлично | хорошо | удовлетворительно | неудовлетворительно |
Max: | ||||
Min: |
Практическая работа № 2
Название. Общая характеристика методов и приемов обучения физическим упражнениям
Тема. Организация обучения младших школьников на уроках физической культуры. Воспитывающий и развивающий характер обучения.
Цель: формирование умений анализа и систематизации учебного материала.
Задачи:
1) формирование положительной мотивации самостоятельной деятельности;
2) развитие творческих способностей, познавательного интереса;
3) формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания, работая с учебной литературой, обрабатывать результаты;
Порядок организации практической работы
1. Подготовительный этап
1.1. Инструкция для изучения.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.М. Теория и методика физического воспитания и спорта.-М.: Академия, 2013, с. 40-52
1.2. Аналитическое чтение (изучение) с целью сопоставления и систематизации.
1.3. Вопросы и задания для самопроверки.
1. Что такое метод обучения?
2. Что такое прием обучения и чем он отличается от метода?
3. Может ли прием быть методом и метод - приемом? При каких условиях такое возможно?
4. Какие группы методов обучения в настоящее время получили наибольшее развитие?
5. Какие классификации методов обучения вы знаете?
1.4. Обязательное письменно-графическое оформление результатов
аналитического чтения в форме таблицы.
2. Основной этап - проведение практической работы
Алгоритм выполнения работы
1. Прочитайте текст в учебнике: Холодов Ж.К., Кузнецов В.М. Теория и методика физического воспитания и спорта.- М.: Академия, 2013, с. 40-52
2. Проведите анализ и сопоставление методов и приемов обучения, используемых в физическом воспитании: специфических и общепедагогических.
3. Систематизируйте полученные знания и представьте их в форме таблицы «Характеристика методов и приемов обучения, используемых в физическом воспитании»
№ п/п | Методы обучения | Приемы обучения | Характеристика методов и приемов |
Общепедагогические методы | |||
Специфические методы | |||
Методы обучения двигательным действиям | |||
Методы воспитания физических качеств | |||
4. Составьте и запишите свою классификацию методов обучения (в виде таблицы, схемы и др.)
2. Самостоятельное выполнение практической работы.
2.4. Оформление отчета (результатов).
3. Рефлексия достигнутых результатов.
Анализ допущенных ошибок и прогнозирование дальнейших действий.
4.Критерии оценивания
Критерии оценивания | |||
Знание всех изученных основных понятий и терминов, теоретических положений | |||
Понимание сути основных терминов и понятий изученной темы | |||
Соблюдение алгоритма выполнение работы | |||
Правильность и обоснованность сделанных выводов, объяснений и др. | |||
Рациональность распределения учебного времени |
Значение показателя | отлично | хорошо | удовлетворительно | неудовлетворительно |
Max: | ||||
Min: |
ТЕСТ
Тема. Методы и приемы обучения
Цель: установить соответствие уровня подготовки обучающегося на данном этапе обучения требованиям рабочей программы междисциплинарного курса «Теория и методика физического воспитания с практикумом»
Задачи:
1) контроль и управление процессом приобретения обучающимися необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций, определенных в ФГОС СПО по соответствующему направлению подготовки учителя начальных классов;
2) контроль и управление достижением целей реализации ОПОП, определенных в виде набора общекультурных и профессиональных компетенций выпускников;
3) оценка достижений обучающихся в процессе изучения дисциплины программы профессионального модуля ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования с выделением положительных/отрицательных результатов и планирование предупреждающих/корректирующих мероприятий;
Порядок организации тестовой работы
1. Подготовительный этап
1.1. Вопросы для повторения
1).Определение метод, прием обучения
2). Классификация методов и приемов обучения
3). Общая характеристика наглядного, словесного и практического методов обучения и их приемов, используемых в физическом воспитании младших школьников
1.2. Список литературы
Холодов Ж.К., Кузнецов В.М. Теория и методика физического воспитания и спорта.- М.: Академия, 2013, с. 40-52
1.3. Аналитическое изучение с целью систематизации знаний
1.4. Письменно - графическое оформление результатов аналитического чтения в форме самостоятельно выполненного тестовой работы.
1.5. Определение границ своих знаний и незнаний. По необходимости консультация у преподавателя.
2. Основной этап – проведение тестовой работы (на учебном занятии)
2.1. Изучение инструкции.
1. Прочитайте текст в учебнике: Холодов Ж.К., Кузнецов В.М. Теория и методика физического воспитания и спорта.- М.: Академия, 2013, с. 40-52
2. Выполните тестовую работу (вопросы и задания для самопроверки), используя результаты Практической работы № 2.
3. Вопросы, представленные в тесте, имеют форму - задания закрытой формы, в которых студенты выбирают правильный ответ из данного набора ответов к тексту задания.
4. В тестовых заданиях № 1,2,3,8,16,19,20,21,22,23,24,25 возможен один вариант ответа, в заданиях № 4,5,6,7,9-15,17,18- несколько вариантов ответа.
2.2. Выявление проблем, связанных с порядком выполнения и оформления работы
2.3. Самостоятельное выполнение тестовой контрольной работы.
Тестовая работа
1, Понятие метода обучения:
а) метод обучения - это способ передачи знаний учителя учеником;
б) метод обучения - это способ преподавания учителем и усвоения учеником учебного материала;
в) метод обучения - это один из способов преподавания.
2. Понятие методического приема:
а) методический прием - это способ реализации метода в соответствии с конкретной задачей обучения;
б) методический прием - это способ усвоения учеником знаний, умений и навыков;
в) методический прием - это способ передачи знаний от учителя к учащемуся.
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫОБУЧЕНИЯ
3. Методы строго регламентированного упражнения:
а) соревновательный; б) разучивания по частям; в) разучивания в целом.
4. Методы частично регламентированного упражнения:
а) игровой; б) круговой тренировки; в) соревновательный.
5. Метод разучивания по частям предусматривает:
а) изучение отдельной части упражнения;
б) изучение отдельных частей движения с последующим соединением их в целое;
в) игровой способ
6. Для облегчения усвоения целостного двигательного действия используются:
а) подводящие упражнения; б) подготовительные упражнения;
в) специальные упражнения.
7. Преимущества метода разучивания по частям:
а) облегчается процесс усвоения действий, обучение становится более конкретным и интересным;
б) обогащается двигательный опыт детей;
в) применяется только в младших классах;
г) применяется при изучении сложных упражнений.
8. Метод разучивания в целом предусматривает:
а) использование страховки;
б) разучивание упражнений в целом, без подводящих упражнений;
в) используется при разучивании простых упражнений и высоком уровне подготовленности учащихся.
9. Игровой метод обладает характерными признаками:
а) соперничество и эмоциональность, изменчивость условий ведения борьбы, творческая инициатива в действиях, отсутствие строгой регламентации в нагрузке;
б) в основе игрового метода - соревнование команд;
в) комплексное проявление разнообразных двигательных навыков;
г) сюжетное содержание.
10. Характерные признаки соревновательного метода:
а) используется при разучивании упражнений;
б) в основе метода - соревнование по строгим правилам;
в) максимальное проявление физических и психических сил в борьбе за первенство.
МЕТОДЫНАГЛЯДНОГО ВОСПРИЯТИЯ
11. Значение методов наглядного восприятия:
а) обеспечивают зрительное и слуховое восприятие изучаемого действия
б) просмотр создает разностороннее представление о действии;
в) используются на первых этапах обучения, на этапе совершенствования - для исправления ошибок
12. В основе показа лежит:
а) интерес к упражнению; б)подражание; в)положительные мотивы
13. Требования к показу:
а) показ должен сочетаться с методами использования слова;
б) содержание показа обязано соответствовать задачам обучения;
в) при показе учитывать стремление учащихся к подражанию;
г) при показе учитывать специфику учебного материала.
14. К методу, демонстрации относятся:
а) плакаты; г) предметные пособия;
б) рисунки; д) флажки, линии;
в) зарисовки; е) видеозапись.
15. Значение метода демонстрации:
а) создает дополнительные возможности для восприятия;
б) позволяет акцентировать внимание на фазах движений и статических фазах;
в) демонстрация проводится с учетом восприятия ребенком графических изображении
16. К звуковой и световой сигнализации относятся:
а) слуховые и зрительные ориентиры;
б) жесты судьи;
в) команды и распоряжения
МЕТОДЫИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЛОВА
17. С помощью слова учитель:
а) устанавливает взаимоотношения с учащимися, организует их;
б) активизирует процесс обучения
в) оценивает результаты контрольных тестов;
г) помогает учащимся осмыслить учебную задачу;
д) анализирует усвоение учебного материала.
18. Функции слова: а) конструктивная, б) смысловая, в) эмоциональная
19. Повествовательная форма изложения, применяемая при организации игровой деятельности - это: а) объяснение; б) рассказ; в) описание
20. Способ создания у ребенка представления о действии - это:
а) описание; б) беседа; в) указание
21.Вопросно-ответная форма, развивающая умение высказывать свои мысли:
а) анализ; б) разбор; в) беседа.
22.Проводится после выполнения упражнения или задания, может быть односторонним или двусторонним: а) разбор; б) оценка; в) беседа
23. Отличается краткостью, требует безоговорочного исполнения, помогает исправить ошибки:
а) указание; б) оценка; в) команда.
24. Результатом анализа действия или выполнения задания является:
а) разбор; б) оценка; в) указание.
25. Специфический метод, имеющий форму приказа к немедленному выполнению, окончанию или изменению темпа движений:
а) указание б) команда в) распоряжение
3. Рефлексия достигнутых результатов (по итогам результатам теста)
3.1. Анализ допущенных ошибок и прогнозирование дальнейших действий
4. Критерии оценки(возможные варианты)
Критерии оценивания теста | ||
Оценка | Количество правильных ответов | |
отлично | 45- 40 | 90-100 % правильных ответов |
хорошо | 39-34 | 75-89% правильных ответов |
удовлетворительно | 33-22 | 50 -74% правильных ответов |
неудовлетворительно | менее 22 | менее 50 % |
Значение показателя | отлично | хорошо | удовлетворительно | неудовлетворительно |
Max: | ||||
Min: |
Практическая работа №3
Название. Характеристика методов ведения (организации) урока физкультуры
Тема. Организация обучения младших школьников на уроках физической культуры.Урок - основная форма работы по физической культуре в школе
Цель: учить анализу и сопоставлению методов (способов) организации деятельности учащихся на уроке физической культуры.
Задачи:
1) формирование положительной мотивации самостоятельной деятельности;
2) развитие творческих способностей, познавательного интереса;
3) формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания, работая с учебной литературой, обрабатывать результаты;
Порядок организации практической работы
1. Подготовительный этап
1.1. Инструкция для изучения.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.М. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2013, с. 40-52
1.2. Аналитическое чтение (изучение) с целью сопоставления и систематизации основных теоретических положений темы.
1.3. Вопросы и задания для самопроверки.
1. Что такое метод организации?
2. Какие методы (способы) организации деятельности учащихся на уроке физической культуры вы знаете?
3. В чем вы видите преимущества и недостатки каждого метода (способа) организации?
4. Какие методы (способы) организации деятельности учащихся можно использовать в каждой части урока, на каждом этапе обучения двигательному действию?
1.4. Обязательное письменно-графическое оформление результатов
аналитического чтения в форме таблицы.
2. Основной этап - проведение практической работы
Алгоритм выполнения работы
1. Прочитайте текст в учебниках: Холодов Ж.К., Кузнецов В.М. Теория и методика физического воспитания и спорта.- М.: Академия, 2013, с. 220-221
2. Проведите анализ и сопоставление методов (способов) организации деятельности учащихся на уроке физической культуры.
3. Систематизируйте полученные знания и представьте их в форме таблицы «Характеристика методов ведения урока физической культуры»: фронтальный, индивидуальный, посменный, групповой, поточный, круговой, игровой, соревновательный.
Название метода (способа организации) | Положительное | Недостатки | Схема способа организации деятельности учащихся на уроке | На каких этапах обучения двигательному действию может использоваться | В какой части урока физической культуры может использо-ваться |
2. Самостоятельное выполнение практической работы.
2.4. Оформление отчета (результатов).
3. Рефлексия достигнутых результатов.
Анализ допущенных ошибок и прогнозирование дальнейших действий.
4.Критерии оценивания
Критерии оценивания | |||
Знание всех изученных понятий и терминов, теоретических положений | |||
Понимание и различение всех изученных понятий и терминов, теоретических положений | |||
Уровень самостоятельности, соблюдение алгоритма выполнение работы | |||
Применение в практической деятельности изученных теоретических положений | |||
Рациональность распределения учебного времени |
Значение показателя | отлично | хорошо | удовлетворительно | неудовлетворительно |
Max: | ||||
Min: |
Практическая работа №4
Название. Методика обучения двигательному действию
Тема. Формирование двигательных умений и навыков. Этапы обучения двигательному действию
Цель: формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания
Задачи:
1) формирование положительной мотивации самостоятельной деятельности;
2)развитие познавательного интереса;
3) формировать умения работать с учебной литературой
Порядок организации практической работы
1. Подготовительный этап
1.1. Инструкция для изучения.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.М. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2013, с. 64 -74
1.2. Аналитическое чтение (изучение) с целью сопоставления и систематизации знаний по изучаемой теме «Формирование двигательных умений и навыков. Этапы обучения двигательному действию».
1.3. Вопросы и задания для самопроверки.
1. В чем заключаются основные положения теории и методики обучения двигательным действиям?
2. Что понимается под двигательным умением, двигательным навыком?
3. В чем заключается последовательность формирования двигательного умения и двигательного навыка?
1.4. Обязательное письменно-графическое оформление результатов
аналитического чтения в форме таблицы.
2. Основной этап - проведение практической работы
Алгоритм выполнения работы
1. Прочитайте текст в учебниках: Холодов Ж.К., Кузнецов В.М. Теория и методика физического воспитания и спорта.- М.: Академия, 2013, с. 64-74
2. Систематизируйте полученные знания и представьте их письменно в рабочей тетради, придерживаясь следующего алгоритма
Вопрос: методика обучения технике (название двигательного действия).
1. С какого класса изучается данное двигательное действие
(см. Комплексная программа физического воспитании учащихся 1-11 классов/ под ред. В.И. Ляха, А.А. Зданевича.-М.: Просвещение, 2008; Рабочая программа по физической культуре 1-4 класс/ под ред. В.И. Ляха.-М.: просвещение, 2012).
2. Этапы обучения данному двигательному действию:
1. Этап начального разучивания. Цель — сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах.
Основные задачи
сформировать смысловое и зрительное представления о двигательном действии и способе его выполнения;
создать двигательные представления по основным опорным точкам (элементам действия) путем освоения подводящих упражнений или структурных элементов изучаемого действия;
добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах (на уровне первоначального умения).
Для 1 этапа:
- техника выполнения изучаемого двигательного действия (объяснение и показ на подгруппе студентов);
- страховка (для гимнастических упражнений);