Глава 4. Политико-правовые учения Древнего Рима




 

Политические и правовые учения в Древнем Риме пережили длительную эволюцию и в своем развитии отражали изменения в его социально – экономической и политической жизни за долгое время. Саму историю Древнего Рима принято делить на три периода: царский (754 – 510 гг. до н.э.), республиканский (509 – 28 гг. до н.э.) и императорский (27 г. до н.э. – 476 г. н.э.). Причем образовавшаяся после разделения Римской империи на две части Восточная Римская империя просуществовала до 1453 г.

Большое влияние на политико-правовые воззрения мыслителей Древнего Рима оказала протекавшая на их глазах острая и многолетняя борьба между различными слоями населения – патрициями (т.н. сентаторское сословие) и плебеями (за политические и гражданские права до реформ Сервия Туллия), нобилитетом (из патрициев и богатых плебеев) и неимущими, оптиматами (приверженцами верхов общества) и популярами (сторонниками свободных низов), а также между свободными и рабами. Основные социально – политические противоречия развернулись после реформы 4 в. до н.э. царя Сервия Туллия, вследствие которой плебеи были включены в состав римского народа, который был разделен на 5 разрядов по имущественному признаку (тем самым утвердилась власть богатых). Одним из результатов реформы стал закон 367 г., по которому один из избираемых народным собранием консулов обязательно должен был быть плебеем.

Политико-правовые учения Древнего Рима также испытали значительное влияние творчества таких древнегреческих мыслителей, как Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, стоики и др. В своих теоретических построениях древнеримские авторы использовали идеи греческих мыслителей о естественном праве, их учения о политике и политической справедливости, о формах государства, о смешанной форме правления и т.д. При этом они не ограничивались простым заимствованием теоретических положений своих предшественников, а развивали их с учетом специфических социально – политических условий и задач римской действительности. Новыми по сравнению с Древней Грецией были достаточно высокое развитие отношений на основе частной собственности и права, кризис государств – полисов и полисной идеологии, превращение Рима в мировую державу, переход от республики к империи, к новым формам единоличной власти – принципату и доминату, кризис рабского труда и становление колоната – т.е. была богатая почва для осмысления.

Главным же достижением древнеримской мысли было создание самостоятельной науке о праве – юриспруденции. В рамках этой науки римские юристы разработали многие аспекты общей теории государства и права, а также заложили основы отдельных юридические дисциплины - гражданское право, государственное и административное право, уголовное право, международное право (хотя самой этой дифференциации не осуществляли).

 

М.Т.Цицерон

 

Одной из наиболее выдающихся фигур древнеримской политико-правовой мысли был Марк Туллий Цицерон (106 – 43 г. до н.э.) – знаменитый оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель. Он родился в богатой семье в Арпинуме, городке, расположенном в 100 километрах к юго-востоку от Рима. Он получил превосходное образование. Рано начав публичную карьеру, он уже в 80 – ые гг. до н.э. состоялся как адвокат. В 63 г. до н.э. он становится консулом. Будучи человеком разносторонних дарований, Цицерон оставил свой след в истории не только в качестве блестящего политика и великолепного оратора, но и как политический мыслитель, оставивший после себя интересныяе и глубокие произведения. Непосредственно проблемам государства и права посящены его работы «О государстве » и «О законах », отдельные политико – правовые проблемы отражаются в других произведениях и многочисленных политических и судебных речах. Как мыслитель Цицерон испытал значительное влияние идей Платона, Аристотеля, Полибия и стоиков (о кругорвороте форм правления), но пытался применить их идеи к политической реальности Древнего Рима.

Основные моменты политико – правового учения Цицерона:

1) Государство (рес публика) представляет собой достояние народа (рес попули), т.е. учреждается и управляется свободными и сознательными гражданами;

2) При этом государством является не любое скопление или соединение людей, а соединение множества людей, связанных общими законами и интересами («согласованное правовое общение», «общий правопорядок» – тем самым Цицерон предвосхищает идею правового государства);

3) Главной причиной происхождения государства является не столько слабость и страх людей, сколько потребность людей жить вместе. При этом оно возникает органическим путем на основе первичной ячейки (семьи), а не в результате общественного договора;

4) Главным предназначением государства является защита собственности подданых;

5) Государство и право носят божественный характер и основаны на всеобщем разуме и справедливости (поскольку разум – это высшая часть души, обуздывающая все низкие страсти в человеке, то рабство разумно, так как лишает бесчестных людей возможности совершать беззакония);

6) Причиной различия разных форм правления является воля их учредителей и правителей;

7) В зависимости от числа правящих выделяются три простых формы правления: царская власть, власть оптиматов (аристократия) и народная власть (демократия); все они несовершенны, но могут сохранять прочность, пока опираются на соответствующие законы. При этом Цицерон отдает предпочтение царской власти, а на последнее место ставит демократию, полагая ее режимом, при котором торжествует распущенность: «Я никогда не был сторонником народных институтов, и я верю, что лучшим государством является то, где господствуют лучшие»;

8) Главный порок всех форм правления состоит в их неустойчивости, которая легко превращает из правильных и разумных в искаженные (монархию – в тиранию, аристократию – в олигархию (богатейшие люди считаются наилучшими», демократию – в «безумие и произвол толпы» и т.д.);

9) Предотвратить такое вырождение государственности возможно лишь в рамках смешанной (сочетание царской власти, аристократии и республики) формы государственного устройства, которая обеспечивала бы прочность государство и правовое равенство его граждан: «Ибо желательно, чтобы в государстве было нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была вручена авторитету первенствующих людей, а некоторые дела были представлены суждениям и воле народа»;

Образцом такого смешанного правления он считал формировавшуюся при его жизни сенатскую республику, где царскую власть воплощали магистраты, сенат – полномочия оптиматов, а народную власть – полномочные народные собрания и трибуны. Таке совершенное правление в Риме удалось создать не благодаря деятельности отдельных учредителей (Ликург в Спарте, Солон и Клисфен в Афинах).

10) При этом смешанная форма правления является достаточно непрочной, и поэтому недопустим перекос в сторону любой из ее составляющих – магистратов, сената или народного собрания;

Возможность такого перекоса Цицерон видел в деятельности многочисленных рвущихся к власти военных диктаторов (Суллы, Помпея, Цезаря, Антония, Октавиана и др.) триумвиров (Цезаря, Помпея и Красса), против которых решительно выступал.

11) При этом сохранение сенатской республики невозможно без достижения всеобщего согласия всех социальных слоев римского общества на основе общих законов и общего правопорядка; Поэтому Цицерон, будучи консулом, активно выступал против покушающихся на существующий порядок популяров («лжепопуляров») – Рулла, Катилины, Клодия и др. Так, в частности за ведущую роль в подавлении заговора Катилины он получил почетный титул «отец отечества», а в период трибуната Клодия вынужжден был покнуть Рим. С радостью воспринял убийство тяготевшего к установлению единоличной власти Цезаря, а в 44 – 43 гг. боролся против власти триумвиров (Антония, Октавиана и Лепида), и в результате был казнен их сторонниками.

Другое важное, по Цицерону, условие общего блага – участие всех граждан в политике (иначе государство оказывается в опасности).

12) Лучшим правителем является человек, способный «заботиться о достоинстве и интересах граждан, опекун и защитник публичного начала» - т.е. ответственный и подчиняющий свои действия интересам общего дела (общества).

Одновременно Цицерон разработал собственную оригинальную концепцию права:

1) Содержащий в себе справедливость естественный закон является продолжением разумного начала, содержащегося в природе, и распространяется на всех людей и народы, призывая их к исполнению нравственного долга;

2) Справедливость требует воздавать каждому по его делам, не вредить другим людям и уважать частную собственность;

3) Поскольку естественное право возникло раньше любого писаного закона и раньше основания любого из государств – требуется соответствия ему всякого писаного закона;

Если бы его не было и права устанавливали бы себе сами народы, то было бы установлено право разбойничать, прелюбодействовать, предъявлять подложные завещания, и т.д.

4) Управление государством также должно соответствовать требованиям закона – требовал, в частности, законного характера империя (должностных полномочий), и равного подчинения законам и подчиняющихся, и подчиняющих (принцип «всеобщности права»).

 

Вклад Цицерона как в осмысление опыта римской государственности, так и в последующее развитие мировой политико-правовой мысли огромен. Появившиеся в эпоху Нового времени концепции суверенитета, разделения властей, гражданственности, политического консенсуса, правового государства имеют своим истоком учение римского мыслителя. Ш.Монтескье, в частности, писал по этому поводу: Цицерон, по моему мнению, является одним из самых великих умов, которых никогда не было: душа его прекрасна всегда, если бы не была слабой».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: