Учение римских юристов о праве




 

Огромное значение для последующего развития политико-правовой мысли имеет учение римских юристов о праве (или т.н. «классическое римское право»).

В Древнем Риме занятие правом изначально находилось в руках понтификов (т.е. одной из коллегии жрецов); среди других источников можно вспомнить законы (лекс), принимаемые народным собранием, эдикты магистратов (консулы, преторы, квесторы, эдилы, наместники, и др. - действовали в течение года) и сенатусконсульты – но это не было право «в чистом виде». Ежегодно один из понтификов сообщал частным лицам позицию коллегии жрецов по тем или иным вопросам. Затем, около 300 г. до н.э. юриспруденция освобождается от контроля понтификов и приобретает светский характер (после похищения писцом Гнеем Флавием сборника юридических формул, применяющихся в уголовном процессе).

В 253 г. до н.э. первый верховный понтифик из плебеев Тиберий Корункарий начал в присутствии учеников разбирать юридические вопросы, т.е. положил начало публичному обучению юриспруденции.

В начале 2 в. видный государственный деятель Секст Эллий Пет дополнил сборник Флавия новыми исковыми формулами, а также опубликовал книгу, в которой соединил Законы 12 таблиц с комментариями юристов и исковыми формулами.

В середине 2 в. до н.э. происходит бурный расцвет древнеримской юридической мысли, когда большую роль в развитие римского права (прежде всего гражданского) внесли М.Манилий, П.Муций Сцевола и М.Юний Брут. Сервий Сульпиций Руф в 51 г. до н.э. написал первый комментарий к преторскому эдикту (т.е. дал юридическое обоснование властному акту). Его ученик А.Офилий был автором многих книг по гражданскому праву и впервые составил подробный комментарий к преторскому эдикту. Помимо этого, о частном и публичном праве достаточно много писал ученик Офилия К. Элий Туберон.

Впоследствии начинает утверждаться общегражданское правосудие. Деятельность юристов по разрешению правовых вопросов включала в себя: 1) респондере – ответы на юридические вопросы частных лиц; 2) кавере – сообщение нужных формул и помощь при заключении сделок; 3) агере – сообщение формул для ведения дела в суде. Юристы оформляли свое мнение по делу в виде письменного обращения к судьям или в виде протокола, который содержал запись устной консультации и составлялся при свидетелях. При этом при разборе конкретных дел юристы не только опирались на действующие источники права, но и в зависимости от потребностей ситуации и справедливости вводили новые нормы. Но введение новых норм допускалось лишь на основе обобщения большого числа однотипных случаев.

Наибольшего расцвета римская юриспруденция достигает в последний период республики и особенно в первые два века империи. Так, уже первые императоры обращались к юристам с просьбой дать правовое обоснование своих решений, и, в конце концов, получили специальное право давать ответы от имени императора (юс респонденди); в период поздней классики все юристы находились на государственной службе и обладали юс респонденди. Такие ответы пользовались большим авторитетом и постепенно (по мере укрепления власти принцепса, который вначале не был законодателем) стали обязательным для судей, а в 3 в. на отдельные такие положения юристов – классиков стали ссылаться как на текст самого закона.

Со второй половины 3 в. начинается упадок римской юриспруденции. Поскольку приобретение императорами законодательной власти прекратило законотворческую деятельность юристов. Со времен Диоклетиана императоры перестали давать юристам юс респондери.

Из большого числа юристов классического периода наиболее выдающимися были Гай (2 в.) (разрабатывал вопросы частного права и процесса), Папиниан (2 – 3 в.) Павел (2 – 3 вв.), Ульпиан (2 – 3 вв.) и Модестин (2 – 3 вв.) (ученик Ульпиана, издавший сборник ответов по юридическим вопросам). Специальным законом императора Валентиниана 3 (426 г.) о цитировании юристов положениям этих яти юристов была предана сила закона. При разноречиях между их мнениями спор решался большинством, а если это было невозможно – предпочтение отдавалось мнению Папиниана.

Сочинения римских юристов стали важной частью кодификации (или кодекса) Юстиниана, которая включала в себя: 1) Институции, т.е. освещение римского права для начального обучения (для этой части были использованы институции Гая, а также работы Ульпиана, Флорентина и Марциана); 2) Дигесты (или пандекты), т.е. собрание отрывков из сочинений 38 римских юристов (с 1 до н.э. – до 4 в.н.э.), причем извлечения из работ пяти знаменитых юристов составляют более 70 % всего текста Дигест; 3) Кодекс Юстиниана (собрание императорских конституций) Руководил всей этой большой работой выдающийся юрист 6 в. Трибониан.

Общие же представления римских юристов – классиков о праве сводились к следующим основным моментам:

1) Право означает искусство, реализуемое на практике знание и умение воплощать в жизнь правду и справедливость (аквитас); целью права является воздать каждому по справедливости (по его делам, в зависимости от той пользы и ущерба, которую принес человек государству и людям;

2) Право тесно связано с необходимым и должным – оно должно воплощать в жизнь, то, что должно быть совершено, и пресекать то, что не должно быть совершено, и должно иметь императивный характер – т.е. силу повелевать, запрещать и наказывать;

3) В соответствии с религиозными представлениями право подразделяется на изначальное и богоданное (фас) и светское или человеческое (юс);

4) Светские законы охватывали естественное, а также различные формы позитивного права – обычаи, законы, эдикты магистратов, решения сената (сенатусконсульты), право юристов, установления принцепсов, конституции императоров;

5) При этом естественное право рассматривалось не как отвлеченная теоретическая конструкция и чистое понятие, а как составная часть действующего права – позитивное право отдельно не выделялось;

6) Действующее право подразделяется на цивильное право (юс цивиле, т.е. право, которое относится к положению Римского государства (Ульпиан), и частное (право, которое относится к пользе отдельных лиц);

7) В свою очередь, частное право подразделяется на естественные предписания (общие для всех людей), предписания народов и предписания цивильные (гражданские), которые не существуют отдельно тесно переплетаются друг с другом;

8) Субъектом права является только лично свободный римский гражданин (раб – только объект), а власть принцепса ставится выше права (Ульпиан: «Принцепс свободен от соблюдения законов»; «Что установлено принцепсом, то имеет силу закона») – это не норма, а заключение по конкретным правовым ситуациям.

Помимо регламентации властных (административных) актов, в области цивильного права римские юристы обстоятельно разработали вопросы собственности (и прежде всего имущественные отношения), семьи, завещаний, договоров, правовых статусов личности, и т.д.

Что же касается политической деятельности, то многие из римских юристов были доверенными лицами императоров и занимали высокие должности в государстве. Некоторые из них, правда, сами становились жертвами произвола властей. Так, например, Ульпиан, в качестве префекта претория пытавшийся бороться с произволом и распущенностью преторианской гвардии, был убит в 228 г. в присутствии императора Александра Севера. Папиниан был казнен императором Каракаллой после того, как отказался дать юридическое обоснование совершенного им убийства его брата Геры.

Одной из завершающих страниц римской правовой мысли стало творчество Аврелия Августина (354 – 430 г.), который был одним из видных идеологов христианской церкви и западной патристики. До принятия христианства (в 387 г.) он первоначально был близок к движению манихеев, затем увлекался скептицизмом, философией Платона и неоплатоников, произведениями Цицерона. Одно время Августин был преподавателем риторики в Карфагене, после чего занимался преподавательской деятельностью в Риме (где и произошло его знакомство с христианством). Однако, став христианином, он принял весьма деятельное участие в травле еретиков. С 395 г. и до конца жизни он являлся епископом города Гиппона (Северная Африка), пережил захват Рима готами Алариха (410). Был весьма плодовитым автором и разработал основные положения христианской философии. Его основные и политические взгляды изложены в работах «О Граде Божием», «О свободе воли» и ряде др. сочинений. В них он дал христианское истолкование природы и назначения государства, власти и права.

Основные положения его теолого-политического учения таковы:

1) Все социальные, государственные и правовые учреждения и установления явно уступают изначальной божественной гармонии (в Раю) и являются порождением грешной природы человека;

2) При этом греховность человека предопределяется изначально данной ему от Бога свободой – он живет по своему, а не по божескому усмотрению, и поэтому грешит;

3) Спасения могут достичь лишь живущие по Богу (т.е. постепенно преодолевающие в себе человеческое), а остальные подвергнутся вечному наказанию с дьволом («Когда человек живет по человеку, а не по Богу, он подобен дьяволу»);

4) В земной жизни присутствуют два града: Земной, подчиненный несовершенным (греховным) политическим и правовым законам, и Небесный, который составят преодолевшие в себе грех избранные праведники;

5) Греховность земной государственной и правовой жизни проявляется в господстве человека над человеком, в существующих отношениях управления и повиновения, господства и рабства, насилии и войнах – однако все это не может быть преодолено в грешном мире, а господство и даже рабство необходимы как способы наказания за грех и ограничения темных сторон человека;

6) Истинное государство (рес публика) всегда опирается на авторитет божества, а все земные политико-правовые порядки являются вполне оправданными до тех пор, пока не начинают чинить препятствия христианской религии и церкви – посягающая на права церкви власть превращается в насилие и господство шайки разбойников (т.о., Августин различает типы правления в зависимости от их соответствия божественному призванию);

7) Государственная власть должна избегать грехов несправедливости и жестокости, и ставить во главу угла моральные и религиозные обязанности (в частности, уважение к богу и уважение к человеку) - при этом сравнительными преимуществами конкретных ее форм Августин не интересовался;

8) Одновременно христиане обязаны быть лояльными по отношению к государственной власти, а церковь – быть наставницей в «гражданских добродетелях» и проповедницей «духа братства»;

9) Регулирующие общественную жизнь юридические нормы и законы – лишь продолжение принципов высокого и вечного божественного закона, создаются на его основе – поэтому в языческом обществе не может быть подлинного права.

Августин – непререкаемый авторитет в вопросах религии и философии вплоть до Фомы Аквинского (зачинателя схоластики). К нему обращались многие последующие мыслители, неудовлетворенные излишней рациональностью томизма.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: