Лишь в дальнейшем развитии (с 14 в.) арабской политической мысли (прежде всего в учении Ибн Хальдуна) стали появляться указания на прямую связь политики с исламом и властью правителя, стремление дать им обоснование с позиций мусульманского права. И главная проблема здесь состояла в том, что нормы Корана и сунны содержат мало предписаний, регламентирующих вопросы организации и осуществления власти. Даже само понятие «государство» ими не употребляется. Поэтому единственная опора мусульманских правоведов и государствоведов – практика осуществления верховной власти пророком и наследовавшими ему праведными халифами. Основные особенности мусульманской государственно-правовой доктрины:
1) Ключевой категорией является халифат, который рассматривается в двух основных аспектах: как духовно - нравственное назначение мусульманской власти («руководство молитвой») и как конкретная форма правления (у шиитов – имамат - как прямое продолжение пророческой миссии пророка Али);
2) Функции халифата – защита веры и руководство земными делами;
3) Поэтому необходим контроль со стороны халифа за исполнением мусульманами религиозных обязанностей и норм мусульманского права в целом;
4) Верховным носителем суверенитета в Халифате является Аллах, а мусульманское государство строится на основе поручения (заповеди), данной им мусульманской общине;
5) Община получает от Аллаха суверенитет в мирских делах, который выражается в ее праве избирать правителя (халифа), осуществляющего по договору власть от ее имени;
6) Община вправе законодательствовать по вопросам, не урегулированным Кораном и сунной, а халиф может осуществлять свою власть в строгих рамках мусульманского права.
|
С точки зрения шиитов, править должен имам, который не избирается общиной, и является прямым потомком Али и руководствуется только шариатом. Его личность божественна, и он возвышается над общиной, является непогрешимым и берет на себя ответственность за исполнение норм шариата. При этом по вопросам, не урегулированным Кораном и Cунной, его решения имели силу закона.
7) Халиф несет ответственность за осуществление власти над общиной и вправе принимать любые меры для обеспечения ее интересов при условии строго соблюдения норм мусульманского права;
8) Формально община имеет право требовать от халифа ответственности за его действия, но реально право оценивать его действия имеют только муджтахиды, представляющие и защищающие интересы общины в отношениях с властью.
С точки зрения мусульманских правоведов модель халифата считалась идеальной, поскольку правитель – халиф оказывался связан в своих действиях нормами мусульманского права, интересами и общей пользой подданных, а также необходимостью советоваться при принятии важнейших решений. Однако на практике решения всех вопросов оставались в руках халифа и консультативного совета муджтахидов, которые толковали нормы мусульманского права в своих корпоративных и классовых интересах.
Определенной вершиной мусульманской политико-правовой мысли является творчество Ибн Хальдуна (1332 – 1406). Заслуга его состоит в том, что он впервые в арабской политической мысли сумел соединить философский и юридический подходы к государству, разработал собственную классификацию форм правления и описывал не идеальное, а реально существующее мусульманское государство своей эпохи.
|
Основные моменты политико-правового учения Ибн Хальдуна:
1) Любое общество в силу природы самого человека нуждается в сдерживающем начале, призванному противостоять естественному стремлению людей к агрессии и взаимному истреблению;
2) Такая принудительная власть отличает государство от простого предводительства племен и является показателем уровня цивилизованности того или иного народа;
3) Государство подавляет членов общества, сплачивает племена в единое целое и осуществляет принудительную власть как по отношению к своим подданным, так и во внешней сфере;
Внутренняя сторона этой власти заключается во всевластии правителя, управлении подданными, обеспечении порядка и действия законов. Внешняя – в неподчинении какому – либо другому государству.
4) Государственная политика не ограничивается отдельными правителями, а включает участие в управлении подданных;
5) В течение срока своей жизни государство проходит пять этапов развития:
а) возникновение новой принудительной власти взамен прежней;
б) сосредоточение верховной власти в одних руках после устранения правителем своих сподвижников, помогавших придти к власти;
в) расцвет государства в котором господствует порядок, спокойствие и уверенность;
г) переход к насилию и деспотическим методам правления для подавления оппозиции;
д) упадок и гибель государству;
6) Существует три основных разновидности форм правления: «естественная монархия» (деспотический режим личной власти), «политическая монархия» (правление на основе разума и общественной пользы, но без опоры на религиозные ценности) и халифат (власть халифа на основе веры и мусульманских правовых норм). Халифат – лучшая форма правления, поскольку опирается на священные нормы мусульманского права., идеально и наиболее полно отражающие интересы подданных. Если монарх – чуждая и внешняя для подданных сила, то халиф неразрывно связан с ними общей мусульманской верой.
|
Творчество Ибн Хальдуна является вершиной мусульманской политико-правовой мысли, после которой она сравнительно долго переживала застой в своем развитии. Политика – правовая наука оказалась в руках богословов и руководителей сект, которые были опорой официальной власти и толковали правовые нормы в ее пользу, всячески оправдывали ее политику ссылками на нормы мусульманского права.
Лишь на рубеже 19 – 20 веков в мусульманском мире возникло мощное движение реформаторов, которое приоткрыло т.н. «ворота иджтихада» – т.е. право и возможность для богословов самостоятельно интерпретировать мусульманские законы, разрешая спорные политические и правовые вопросы на основе Корана и Сунны. Выдающиеся арабские богословы и философы этой эпохи – Джемаль эд – Дин аль – Афгани, Мухаммед Абдо, Рашид Рида, а также мусульманский богослов индийского происхождения Мухаммад Икбал сформулировали идею необходимости возвращения к «первоначальному чистому исламу» и приведения религиозных установлений в соответствие с требованиями современности. Появились попытки модернизировать и саму систему мусульманского права: так, в середине 19 века в Турции была осуществлена кодификация шариатских норм и создан их свод под названием Маджалла, который вскоре признали устаревшей, и с 1926 г. Турция перешла к светской правовой системе романо-германского типа. Вопрос о необходимости модернизации ряда положений и установлений ставится мусульманскими богословами и сегодня.