Консерватизм как направление политико-правовой мысли стал реакцией на идею и опыт (разрушительный) Великой Французской революции, на выдвинутые философии Просвещения идеи свободы, равенства и братства, а также на убежденность в способности человека перестроить общество на основе принципов разумности и пользы. Его начало связывают с публикацией работы английского политического мыслителя Э.Берка «Размышления о революции во Франции» в 1790 г. Главный проблема его сочинения – вопрос о том, почему английская революция 1640 г. породила в обществе свободу, а Французская – выродилась в неслыханную тиранию. Другими видными его представителями выступают католические богословы Жозеф де Местр («Исследование Франции», «Заметки о суверенитете» и др) и Луи де Бональд («Теория политической и религиозной власти»), а также швейцарский политический деятель и писатель Эдуард Галлер. В политической науке существует большое число определений того, что есть консерватизм. Для определения его природы прежде всего необходимо отделить его от традиционализма. Как считает английский социолог Карл Маннгейм, традиционализм отличается от консерватизма двумя основными особенностями. Если консерватизм – это идеология, принимающая в разных странах различные формы в зависимости от конкретных обстоятельств и ситуации, то традиционализм – чисто психологическое и не выраженное в форме доктрины стремление отбросить любые нововведения. Если консерватизм лишь стремится сохранить существующие нормы и институты, то традиционализм направлен на устранение существующих порядков ради возвращения к какому – либо изначальному «справедливому и естественному» состоянию, закрепленному традицией.
|
Общие положения, разделяемые представителями этого направления, таковы:
1) Законы истории и общества предопределены Богом, и человек не может ускорить ход истории и перестроить общество по своему плану (иначе – хаос) (Ж.де Местр: «Человек способен все изменить в сфере своей деятельности, но он ничего не создает, как в физической области, так и в моральной»);
2) Природа человека сложна и противоречива, а общественные отношения слишком сложны и запутанны – и поэтому переход к простому общественному устройству, а также перестройка его по рациональному плану невозможны и вредны; совершенствование человека может постепенно осуществляться за счет правильного воспитания и образования в рамках существующих институтов (Ж.де Местр: «Искусство реформирования правительств заключается отнюдь не в том, чтобы свергнуть их и перестроить на основании идеальных теорий»);
3) Не общество является продуктом деятельности человека, но человек – продуктом функционирования общества (образования, воспитания), и поэтому его силы недостаточны для его коренной перестройки (Л.де Бональд: «Человек существует только посредством общества, и общество творит его для себя»);
4) Попытка человека вмешаться в естественный эволюционный и органический процесс развития общества может принести только вред (общество – это организм, и его нельзя перестраивать как машину);
5) Предрассудки и традиции («скрытый коллективный разум», вековая мудрость народа) имеют преимущество перед отвлеченным философским и политическим теориями и разумом отдельного человека («разумом софистов и экономистов»), поскольку подкрепляются опытом поколений, и естественно дополняют законы (Ривароль: «Каковы бы ни были суждения или предрассудки, ои хороши, поскольку они устойчивы. И поэтому так хорошо дополняют законы»);
|
6) Права человека – это абстракция, лишенная исторических корней, в отличие от конкретных прав англичан или французов (т.н. «историческое право»), и отдельный человек не должен противопоставлять себя обществу как целому (органицизм);
7) Разум отдельного человека в вопросах политики и общественного устройства обречен на ошибку, поскольку не может охватить всей сложности существующих в этой сфере проблем (Ж.де Местр указывает, что «опыт и история практически всегда противоречат отвлеченным теориям»);
8) Революция не освобождает, а разpушает человека; при этом не столько человек управляет революцией, сколько Революция – человеком (ибо “дальше всех идет тот, кто не знает, куда идет»);
Политический консерватизм стал реакцией на чрезмерный радикализм Великой Французской революции. И если многие его идеи (органицизм, культ неограниченной монархической власти и клерикализм, неприкосновенность сословных привилегий) были отвергнуты последующим развитием политической мысли, то другие (необходимость уважения к государству и нормам традиционной морали, допущение лишь постепенных и эволюционных изменений общества, критика уравнительной психологии и чрезмерного индивидуализма) нашли свое продолжение в идеологии либерального консерватизма (или неоконсерватизма) – Алексис де Токвиль, Роберт Актон, Фридрих Хайек, Карл Поппер, И.Кристол и др.