Целью финансовой отчетности, в части государственной помощи, является аккумулирование и представление информации о фактически полученных и признанных доходами объемах государственной помощи организаций сельского хозяйства и других отраслей АПК в условиях интеграции международных отношений и вступления в ВТО, с целью удовлетворения информационных потребностей широкого круга пользователей.
Информация о государственной помощи, сосредоточенная в финансовой отчетности, должна обладать качественными характеристиками: понятность; уместность; достоверность; сравнимость; существенность и агрегирование; периодичность; последовательность.
Состав отчетности, ее содержание и методические основы составления определяются на федеральном уровне. При этом состав отчетности сельскохозяйственных организаций регулируется нормативно-правовыми актами Министерства сельского хозяйства РФ, которое регулярно разрабатывает и утверждает формы годовой и промежуточной отчетности организаций АПК.
Информация о государственной помощи отражается и раскрывается: в бухгалтерском балансе (ф. №1), в составе «Доходов будущих периодов» по строке 1530 (информация о государственной помощи должна быть представлена за три периода, в частности: на отчетную дату текущего периода, предыдущего года, а также года, предшествующему предыдущему); в отчете о движении денежных средств (ф. № 4) в разделе 1 «Денежные потоки от текущих операций» по строке4119.1 «Бюджетные субсидии»; в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (ф. №5) по строке 5900 раздела 9 «Государственная помощь».
Рекомендуемый характер информации о государственной помощи, подлежащий отражению в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности, представлен в табл. 15.
|
В бухгалтерской отчетности организации подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация в отношении государственной помощи:
Таблица 15
Характер информации о государственной помощи, подлежащей отражению в пояснительной записке
Содержание пояснительной записки по ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» | Рекомендуемое содержание пояснительной записки |
- Характер прочих форм государственной помощи, от которых организация прямо получает экономические выгоды (абз. 4 п. 22 ПБУ 13/2000). Под прочими формами государственной помощи понимается предоставленная организации выгода, которая не может быть обоснованно оценена, а также не может быть отделена от нормальной хозяйственной деятельности организации (например, государственные закупки) (п. 18 ПБУ 13/2000); - Не выполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и условные активы (п. 22 ПБУ 13/2000). | -Информацию о ценах реализации сельскохозяйственной продукции; -О принимаемой системе налогообложения, ставке налога на прибыль и ЕСХН и размере налогооблагаемой базы, на основании которых рассчитывается информация о дополнительных выгодах организации; -О сумме долгов, подлежащих реструктуризации, и условия, на которых она производится; -О суммах предоставленных бюджетных кредитов, сравнение условий их получения с обычными, определить возникают ли выгоды; -Информация о полученных от государства гарантиях, поручительствах; -Информация о не выполненных по состоянию на отчетную дату условиях предоставления бюджетных средств и связанных с ними условных обязательств и условных активов (п. 22 ПБУ 13/2000). |
|
1) учетная политика, принятая для учета бюджетных средств и других видов государственной помощи, в т. ч. методы, принятые для представления в финансовой отчетности;
2) характер и величина бюджетных средств и других видов государственной помощи, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году;
3) назначение и величина бюджетных кредитов;
4) характер форм государственной помощи, от которых организация прямо получает экономические выгоды (например, государственные закупки и др.);
5) не выполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления бюджетных средств и связанных с ними условных обязательств и условных активов.
В составе специализированной части годовой бухгалтерской отчетности организаций АПК для формирования информации о предоставленных формах государственной помощи и их использовании предусмотрены:
-форма № 6-АПК «Отчет об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса»;
-форма № 9-АПК «Сведения о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства»;
-форма № 10-АПК «Отчет о средствах целевого финансирования»;
-форма № 13-АПК «Отчет о производстве, себестоимости и реализации продукции животноводства».
В специализированной форме отчетности № 6-АПК «Отчет об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса» отражена сумма бюджетных средств по строкам 220 и 221 раздела 3 «Расшифровка показателей формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках»».
|
В специализированной форме отчетности № 9-АПК «Сведения о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства» отражается сумма субсидий, выделенных под конкретные виды продукции в разделе 2 «Реализовано продукции растениеводства» по графе 6 «Получено субсидий из бюджетов всех уровней»;
В специализированной форме отчетности № 10-АПК «Отчет о средствах целевого финансирования» раскрывается информация о бюджетных средствах, полученных сельскохозяйственными товаропроизводителями в рамках реализации федеральных целевых программ.
В специализированной форме отчетности № 13-АПК «Отчет о производстве, себестоимости и реализации продукции животноводства» отражается сумма субсидий, выделенных под конкретные виды продукции в разделе 2 «Реализовано продукции животноводства» по графе 6 «Получено субсидий из бюджетов всех уровней».
Контрольные задания и вопросы
Тема 1
1.Каковы предпосылки, цели и задачи государственной поддержки субъектов АПК?
2.Охарактеризуйте механизм государственной поддержки сельскохозяйственных организаций в условиях международной интеграции.
3. Охарактеризуйте сущность интеграционных процессов и их роль в функционировании организаций АПК.
4. Какие основные требования предъявляют МСФО и ВТО к формированию учетной информации об объемах и направлениях использования государственной помощи АПК?
Тема 2
1. Назовите основные акты, относящиеся к действующей нормативно-законодательной базе, регулирующей бухгалтерский учет государственной помощи организациям АПК, включая ее федеральный, региональный и отраслевой уровни.
2. Назовите основные акты, относящиеся к действующей нормативно-законодательной базе, регулирующей бухгалтерский учет государственной помощи организациям АПК, включая ее международный уровень.
3.Каковы основные положения МСФО (IAS) 20 «Учет государственных, субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»?
4.Каковы основные положения ПБУ «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденного Приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. № 92н?
5.Какую область бухгалтерского учета государственной помощи регламентирует МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство»?
6. Каков механизм предоставления государственной помощи организациям АПК?
7.Какова роль в организации бухгалтерского учета научно обоснованной учетной классификации государственной помощи субъектам АПК?
8. Назовите основные и актуальные признаки учетной классификации государственной помощи в АПК.
9. Назовите формы, предоставляемой организациям АПК, государственной помощи.
10. Назовите цели и направления использования, предоставляемой организациям АПК, государственной помощи.
11. Назовите источники финансирования государственной помощи, предоставляемой организациям АПК.
12. Назовите виды государственной помощи организациям АПК, в зависимости от степени влияния на производство и торговлю.
Тема 3
1.Дайте общую характеристику действующей в экономических субъектах АПК системе бухгалтерского учета государственной помощи.
2.Назовите проблемы в действующей практике бухгалтерского учета государственной помощи.
3.Каков механизм предоставления государственной помощи в экономических субъектах АПК?
Тема 4
1.Назовите цели, принципы, задачии функциибухгалтерского учета государственной помощи с позиций принципов ВТО и МСФО.
2.Назовите основные аспекты, подлежащие раскрытию в учетной политике экономического субъекта АПК, в части бухгалтерского учета государственной помощи.
3.Каковы условия признания в учете экономических субъектах АПК разных видов государственной помощи?
4. Какие первичные учетные документы применяются для отражения в учете операций по признанию государственной помощи в качестве учетных объектов?
5.Каковы особенности признания в учете государственной помощи в виде бюджетных средств, предоставленных для финансирования текущих и капитальных расходов?
6. Какие виды бухгалтерской оценки применяются к различным видам государственной помощи?
7. Как оценивается в учете государственная помощь в качестве биологических активов?
8. Какими первичными документами подтверждается факт использования (списания)бюджетных средств и др. видов государственной помощи?
9. Какими первичными документами оформляется возврат государственной помощи?
10.На каком синтетическом счете аккумулируется информация о государственной помощи?
11.Какие аналитические позиции могут быть открыты к синтетическому счету по учету государственной помощи?
12. Каков порядок отражения на счетах бухгалтерского учета получения бюджетных средств и других видов государственной помощи?
13.Каков порядок отражения на счетах бухгалтерского учета использования бюджетных средств и других видов государственной помощи?
14. Каков порядок отражения на счетах бухгалтерского учета возврата бюджетных средств и других видов государственной помощи?
15.Назовите особенности раскрытия информации о государственной помощи в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Список использованной литературы
1. Аверчев, И.В. Краткий обзор новых международных стандартов финансовой отчетности (МСФО)/ И.В. Аверчев / Бухгалтерский учет.- 2015.-№7.-С.13-14.
2. Алборов, Р.А. Принципы и основы бухгалтерского учета: Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. и перераб./Р.А. Алборов//М.: Кнорус, 2013. – 344 с.