Сегодня уже не требуется доказательств, что энергосбережение является наиболее дешевым и экологически чистым ресурсом.
Инвестиции в энергосбережение во многих странах уже подтвердили свою гораздо более высокую экономическую эффективность и быструю окупаемость по сравнению с капитальными вложениями в инерционные и капиталоемкие проекты, ориентированные на наращивание производства энергоносителей.
Однако, несмотря на то, что капитальная стоимость проектов в сфере энергосбережения несопоставимо меньше соответствующих показателй по проектам в топливно-энергетических отраслях, реализация мер по энергосбережению требует значительных финансовых ресурсов, а значит и организации продуманной инвестиционной политики.
Ведущая роль в организации и осуществлении такой политики в любой стране мира принадлежит государству.
Эта роль заключается не только и не столько в прямом бюджетном финансировании энергосберегающих мероприятий, сколько в привлечении в сферу энергосбережения средств энергопотребителей, энергопоставщиков, инвестиционных ресурсов различных финансовых институтов благодаря гарантиям, стабильности нормативно-правового поля для инвестиционной деятельности.
Поступательное развитие экономики в республике, увеличение внутреннего валового продукта в предстоящей перспективе могут базироваться, безусловно, на все возрастающем потреблении энергоресурсов.
Для удовлетворения возрастающих потребностей общества и государства, улучшения качества жизни граждан Кыргызстана, в главном стратегическом документе страны (СРС) на ближайшую (2011-2015 гг.) и среднесрочную перспективу (2015-2020 гг.) предусмотрен рост внутреннего валового продукта не менее 8 % ежегодно.
|
Таким образом, за предстоящее десятилетие объем валового продукта должен возрасти более чем в 2 раза: от 212,1 миллиарда сом в 2010 году до 420 миллиардов сом к 2020 году.
Удвоение производства энергоносителей для обеспечения динамичного роста экономики за столь короткий срок представляется проблематичным, исходя из следующих факторов:
-значительная потребность в финансовых ресурсах;
-значительная инерционность инвестиционно-строительного цикла наращивания электрогенерирующих и тепловых мощностей;
-зависимость от внешних поставок нефтепродуктов, природного газа, угля.
Кыргызстану необходимо стремиться не к уменьшению потребления энергии, а к достижению устойчивого экономического и социально развития с более низким энергопотреблением.
Осуществление энергосберегающей стратегии в нашей развивающейся стране, в изложенном выше ее понимании, позволит выделить больше финансовых и человеческих ресурсов другим программам экономического и социального развития.
Потенциал энергосбережения в секторе строительства (здания, сооружения) наиболее высок.
На выработку тепловой энергии расходуется свыше 30% топливно-энергетических ресурсов страны.
Применение новых национальных стандартов (СНиП КР 23-01:2009 «Строительная теплотехника (Тепловая защита зданий)», СП КР 23-101:2009 «Проектирование тепловой защиты зданий») при проектировании и строительстве объектов и энергетической реабилитации существующих жилых и общественных зданий позволит сократить до 40 % затрат на отопление объектов.
|
Наша республика занимает одно из лидирующих мест по использованию возобновляемых источников энергии: 94% всей вырабатываемой в стране энергии получено на гидроэлектростанциях.
«Национальной энергетической программой Кыргызской Республики на 2008-2010 годы и стратегией развития топливно-энергетического комплекса до 2025 года» предусмотрено увеличить генерирующие мощности гидроэлектростанций к 2020 году вдвое. Это позволит сохранить существующий баланс эмиссии парниковых газов на минимальном уровне.
Увеличение доли электроэнергии в балансе топливно-энергетических ресурсов снизит порог энергетической зависимости и позволит в перспективе широко использовать электроэнергию для целей отопления.
Успешное продвижение республики по пути прогресса объективно связано с реализацией мер по энергосбережению и энергоэффективности.
Политическая воля власти, разумная мотивация и формирование поведенческих основ в обществе могут служить залогом успешной реализации стратегии энергосбережения и энергоэффективности в Кыргызстане.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1