Лекция №3. Теория поведения потребителей.




 

Краткое содержание лекции

 

Потребительский выбор — решение потребителя о приобретении или каком-либо способе потребления некоторого блага (товара или услуги). Многие экономисты не разделяют понятий П. в. и предпочтения, поскольку полагают, что фактическое решение потребителя однозначно выявляет и его предпочтение. Иначе говоря, что мы предпочитаем, то реально и выбираем, делая свои приобретения. Однако это неверно, напр., в условиях дефицита тех или иных товаров: потребительский выбор, вынужденный тем, что предпочитаемый товар невозможно купить, не выявляет истинного предпочтения.

Основу теории потребительского выбора составляет теория предельной полезности. Как считают западные экономисты, от полезности того или иного товара (услуги) для потребителя зависит поведение потребителя на рынке товаров (услуг).

Полезностью называют удовлетворение, которое получают потребители от потребления того или иного товара (услуги).

Различают полезность:

· общую

· предельную.

Общая полезность — удовлетворение, связанное с потреблением определенного вида товара (услуги).

Предельная полезность — прирост общей полезности в результате приобретения дополнительной единицы определенного вида товара (услуги).

Одним из первых высказал идеи, вошедшие составной частью в теорию предельной полезности, немецкий экономист Г. Госсен. Его именем названы два закона.

Первый закон Госсена – закон насыщения потребностей. Он гласит: с удовлетворением потребности в каком-либо благе его ценность падает или по мере увеличения количества товара его полезность убывает. Переход к насыщению потребности происходит обычно не сразу, а постепенно, как бы по ступеням

Второй закон Госсена – закон выравнивания предельных полезностей. Согласно этому закону каждый участник обмена стремится достичь максимума выгоды, распределяя свои средства между различными покупками. Он предполагает получить равное удовлетворение от каждой суммы денег, потраченной на каждый из приобретаемых товаров.

Кривая безразличия — это линия, соединяющая все точки наборов двух благ, имеющих для потребителя одинаковую общую полезность. То есть потребителю безразлично, какой набор товаров Х и Y он выберет.

 

Рис. 1. Кривая безразличия

 

На рис. 1 каждая точка на кривой а1 представляет такой набор товаров Х и Y, что их общая полезность одинакова для потребителя.

При увеличении количества товаров Х и Y (а наш потребитель большее количество благ предпочитает меньшему), кривая безразличия будет расположена дальше от начала координат (а2). И любой набор товаров Х и Y, находящийся на этой кривой, будет лучше, чем любой набор на кривой а1, т.к. общая полезность от потребления этих наборов увеличится.

Совокупность точек оптимума потребителя, построенных для изменяющегося дохода и неизменных цен называется кривой доход-потребление.

 

 

Данная кривая позволяет построить графическое изображение зависимости реального потребления (спроса) от дохода потребителя.

Кривая Энгеля — график, иллюстрирующий зависимость между объёмом потребления товаров или услуг и доходом потребителя при неизменных ценах и предпочтениях.

Кривая названа по имени немецкого экономиста и статистика Эрнста Энгеля, который исследовал взаимосвязи между объёмом покупаемого данным потребителем блага и величиной его дохода.

 

 

Форма кривых Энгеля позволяет классифицировать изучаемые товары на нормальные (с выделением в этой группе предметов первой необходимости и предметов роскоши) и на относительно худшие. Если полученная кривая имеет положительный наклон, то товар относится к группе нормальных. Это означает, что с ростом дохода потребление такого товара увеличивается. Если же кривая Энгеля имеет отрицательный наклон, то товар относится к относительно худшим, и с ростом доходов объем его потребления сокращается.

Аналогичным образом можно проанализировать влияние изменения цен на оптимальный выбор потребителя, предположив неизменность дохода и цены одного из товаров.

 

Контрольные вопросы:

10. Что такое полезность? Какие бывают виды полезности?

11. Кривая безразличия и ее свойства?

12. Что называется кривой «доход-потребление»?

 

Тестовые вопросы:

1. Пятое съеденное мороженное принесет меньше удовлетворения, чем первое. Это пример?

а. уменьшение предельной полезности

б. действия закона спроса

в. наличие избытка товара

г. наличие дефицита товара

 

2. Общая полезность – это?

а. уровень полезности, достигаемый при потреблении данного объема благ

б. сумма полезностей всех возможных способов использования данного блага

в. уровень полезности, на который стремится выйти потребитель

г. уровень полезности, выше которого потребителю не позволяет подняться его доход

3. Кривая безразличия — это?

а. линия, соединяющая все точки наборов двух благ, имеющих для потребителя одинаковую общую полезность. То есть потребителю безразлично, какой набор товаров Х и Y он выберет

б. график, иллюстрирующий зависимость между объёмом потребления товаров или услуг и доходом потребителя при неизменных ценах и предпочтениях

в. совокупность точек оптимума потребителя, построенных для изменяющегося дохода и неизменных цен

г. кривая выравнивания предельных полезностей

 

Задания на самостоятельную работу студента (СРС): Теория потребительского выбора. Полезность и предельная полезность. Кривые безразличия. Бюджетное ограничение и равновесие потребителя. Бюджетная линия (конспект с графиками).

 

Office hours (СРСП): Кривые «доход-потребление», «цена-потребление». Кривая Эйнгеля. Рента потребителя (презентация PowerPoint, 8-10 слайдов).

 

GLOSSARY

На русском языке На казахском языке На английском языке
  Потребитель Тұтынушы Consumer
  Предельная полезность Межелі берекелілік Marginal utility
  Бюджетная линия Бюджеттік сызық Budget line
  Общая полезность Ортақ берекелілік Total utility


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: