Краткое содержание лекции
Концентрация капитала – это постепенное увеличение размеров капитала вследствие его воспроизводства в процессе капитализации части прибыли. Концентрация капитала обусловлена действием законов технологического способа производства (с этим связан рост производительности труда, обобществление производства и труда, концентрация производства и др.), развитием его внутренних противоречий, законами конкурентной борьбы и т.д.
Импульс для усиления концентрации капитала – научные и технические открытия, внедрения.
Поскольку основными формами капитала в современных условиях являются монополистический (в т.ч. олигополистический), государственный, интернациональный, государственно-корпоративный и др., то процесс концентрации капитала конкретизируется в концентрации соответствующих форм капитала. В пределах каждой из этих форм существуют промышленный, торговый, ссудный, основной, оборотный и другие виды функционирующего капитала, поэтому процесс концентрации капитала приобретает еще более конкретные формы. Большинство этих капиталов в конце 90-х XX в. существовало в форме акционерных обществ, поэтому интегрирующей характеристикой концентрации капитала является концентрация акционерного капитала.
Главные источники накопления капитала – внутренние средства и банковский кредит (прежде всего, долгосрочный). Собственные средства состоят из капитализированной прибыли и амортизационных отчислений. Основными звеньями, в которых осуществляется процесс концентрации капитала, является предприятие (первичное звено народного хозяйства), фирма, компания, корпорация. Последние два звена – производственные объединения.
Концентрация капитала осуществляется и в финансовой сфере, ее следствием является возникновения банковских монополий, транснационализация банковского капитала, сращивание национальных промышленных и банковских монополий и образование финансового капитала, а также сращивание ТНК с транснациональными банками (ТНБ) и возникновение транснационального финансового капитала. Организационными формами их существования являются, соответственно, национальные и интернациональные финансово-промышленные группы.
Рыночная власть — способность производителя или потребителя оказывать влияние на ситуацию на рынке, в первую очередь на рыночную цену. Если рыночная власть будет проявляться со стороны спроса, то речь следует вести о рыночной власти покупателя. Рыночная власть производителя заключается в наличие или отсутствие у него возможности влиять на отраслевую (рыночную) цену производимой продукции за счет изменения объемов выпуска. Рыночной власть отдельного продавца будет обусловлена особенностями организации рыночной структуры и зависима от следующих факторов:
• доли данной фирмы в общеотраслевом предложении. Чем больше доля данной фирмы в рыночном предложении, тем больше у нее возможности, меняя собственное предложение, повлиять на общеотраслевое (рыночное) предложение, а значит, и на рыночную цену;
• степени ценовой эластичности спроса на продукцию фирмы. Чем менее эластичным является спрос, тем меньше фирма опасается отрицательной реакции со стороны потребителей своей продукции, тем больше у нее возможности для ценового маневра, тем выше ее рыночная власть;
• наличия у данного товара заменителей, так как чем больше у товара заменителей, тем выше степень эластичности спроса по цене. А высокая эластичность будет ограничивать рыночную власть данной фирмы;
• особенностей взаимодействия фирм, функционирующих в отрасли, которые могут послужить причиной возникновения рыночной власти у функционирующих в отрасли производителей. Такая ситуация возможна, если фирмы могут вступить в сговор и достичь соглашения о разделе рынка и о рыночной цене.
Выше были определены главные источники рыночной власти. Специфические условия функционирования фирм при совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии характеризуются различным соотношением перечисленных факторов, что, в свою очередь, порождает отсутствие или наличие рыночной власти, а также степень влияния отдельного производителя на рыночную ситуацию.
Рыночная власть отдельного производителя в отрасли заключается в возможности влиять на рыночную цену товара (Px). Предположим, что некоторая фирма обладает рыночной властью (является монополией) и может воздействовать на отраслевую цену. Оказывается, эта фирма не сможет произвольно устанавливать цену Рх. Как известно, цена устанавливается в результате взаимодействия рыночных спроса и предложения. Сокращая или расширяя свое индивидуальное предложение, обладающая рыночной властью фирма может повлиять на отраслевое предложение, но не на отраслевой спрос. Рыночный спрос будет определяться действием закона спроса и функционально не зависит от поведения фирмы, даже обладающей рыночной властью. Таким образом, возможности воздействия на отраслевую цену у отдельной фирмы будут ограничены спросом на рынке. Фирма, обладающая рыночной властью, ограничена в выборе цены на свою продукцию и следующим обстоятельством. Стремясь к максимизации прибыли, фирма вынуждена выбирать подходящий для каждого уровня Цены объем производства, ища сочетание «цена—объем выпуска», обеспечивающее ей максимизацию прибыли.
Степень рыночной власти можно измерить количественно. Для этого используется так называемый коэффициент Лернера, который определяется как отношение превышения цены фирмы над ее предельными издержками к цене товара: L = (PX - MC)/PX
Значения коэффициента исчисляются в абсолютных величинах, причем О < L < 1. В условиях совершенной конкуренции, когда ни одна из действующих на рынке фирм не обладает рыночной властью, L = 0. В условиях чистой монополии, когда на рынке действует единственный производитель, обладающий фактически абсолютной рыночной властью, L= 1.
Контрольные вопросы:
13. Концентрация капитала – это?
14. Назовите главные источники накопления капитала?
15. Рыночная власть – это?
16. Как можно измерить степень рыночной власти?
Задания на самостоятельную работу студента (СРС): Конкурентное предложение и издержки фирмы (конспект).
Office hours (СРСП): Показатели рыночной власти (доклад).
GLOSSARY
№ | На русском языке | На казахском языке | На английском языке |
цена | баға | price | |
рыночная власть | нарықтық билік | market power | |
концентрация капитала | капиталдың шоғырлануы | concentration of capital |