Лекция №9. Поведение фирмы в условиях олигополии.




 

Краткое содержание лекции

 

Олигополия - тип рыночной структуры, при котором на рынке господствуют несколько фирм и каждая из них способна самостоятельно оказывать влияние на рыночную цену.

Основные черты:

1) небольшое кол-во фирм, господствующих на рынке

2) продукция может быть однородной(пр-во стали) или дифференцируемой (пр-во холодильников, автомобилей и т.д.),

3) ограничение доступа на рынок новых фирм

4) Каждая фирма способна оказать влияние на рыночную цену товара, и зависит это от характера взаимодействующих фирм. Значительное влияние на цену оказывает тайный сговор фирм.

5) Всеобщая взаимозависимость фирм.

Ценовая война - цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами.Она является одним из многих возможных последствий олигополистического соперничества.Войны цен хороши для потребителей,но плохи для прибылей продавцов.

Модели А.Курно, Э. Чемберлина, Г. Штакельберга. Модель А. Курно. Простейшая модель олигополии предполагает наличие на рынке только двух фирм-конкурентов. Этот частный случай олигополии называется дуополией. Главная предпосылка модели Курно заключается в том, что фирмы-олигополисты одновременно принимая решения по объему выпуска продукции, рассматривают объем производства конкурента как величину постоянную.

МодельГ. Штакельберга. Модель, предложенная Г. Штакельбергом в 1934 г., представляет развитие моделей количественной дуополии Курно и Чемберлина. Асимметрия дуополии Штакельберга заключается в том, что дуополисты могут придерживаться разных типов поведения - стремиться быть лидером или оставаться последователем. Последователь Штакельберга придерживается предположений Курно, он следует своей кривой реагирования и принимает решения о прибылемаксимизирующем выпуске, полагая выпуск соперника заданным. Лидер Штакельберга, напротив, не столь наивен, как обыкновенный дуополист Курно, Он настолько изощрен в понимании рыночной ситуации, что не только знает кривую реагирования соперника, но и инкорпорирует ее в свою функцию прибыли. А затем он максимизирует свою прибыль, действуя подобно монополисту.

Выведем формулу лимитной цены. Пусть АС = l + k/Q.

Прямая отраслевого спроса D построена по формуле цены спроса: Р = g—hQ. Соответственно прямая остаточного спроса при цене pl описывается формулой Рос = pl - hQ. В точке касания кривой средних затрат АС и прямой остаточного спроса PL,Q1 выполняется равенство

PL - hQ = l + k / Q (4.24)

и наклоны обеих линий одинаковы. Значит, dPoc / dQ = dAC / dQ, т.е. -h = -k/Q^ 2 Þ Q = (k / h)^1/2.

Следовательно, точка касания линий АС и Рос соответ­ствует Q = (k / h)^1/2. Подставив это значение Q в равенство (4.24), получим формулу для определения лимитной цены:

PL = l + k / Q + h (k / h)^1/2 = l + 2(k / h)^ 1/2

Твердость цен и ломаная кривая спроса. Неизменность цены можно объяснить, если отдельные фирмы считают, что их соперники не последуют за любым приростом цены. В то же время они предполагают, что те последуют за любым снижением их цены. При этих обстоятельствах кривая спроса, как ее воспринимает каждая отдельная фирма, имеет странную форму.

Берется уже установленная цена. Допустим, что фирмы отрасли, думают, что спрос на их товар будет весьма эластичным, если они поднимут цены, т.к. их конкуренты не будут повышать цены в ответ. Однако они исходят и из того предположения, что, если они понизят цены, то спрос станет неэластичным, т.к. остальные фирмы тоже понизят цену. Резкое изменение эластичности спроса фирмы при установленной цене дает кривую ломаной формы.

При решении экономических задач часто приходится анализировать ситуации, в которых сталкиваются интересы двух или более конкурирующих сторон, преследующих различные цели; это особенно характерно в условиях рыночной экономики. Такого рода ситуации называются конфликтными. Математической теорией конфликтных ситуаций является теория игр. В игре могут сталкиваться интересы двух (игра парная) или нескольких (игра множественная) противни­ков; существуют игры с бесконечным множеством игроков.

Дилемма заключенных. Субъекты рынка имеют как общие, так и противоположные интересы. Общий интерес продавцов в том, чтобы продавать товары подороже, но их личный интерес в том, чтобы не потерять своих покупателей, свою долю рынка. Общий интерес покупателей в том, чтобы по-купать товары подешевле, но их личный интерес в том, чтобы эти дешевые товары реально можно было бы купить. И продавцы, и покупатели придерживаются, как правило, противоположных мнений относительно уровня цен, а с другой стороны, они имплицитно понимают, что означает для тех и других взаимовыгодность добровольного обмена, и заинтересованы в том, чтобы он имел место. Теория игр предлагает метод анализа таких ситуаций, которые представляют смесь общих и противоположных интересов субъектов рыночного хозяйства, в частности олигопольного рынка. Используем игру типа «Дилемма заключенных» для анализа поведения олигополистов.

Ценообразование за лидером. Разновидность ценообразования на олигопольном рынке с доминирующим по объему выпуска производителем, устанавливающем максимизирующую его прибыль цену, которой добровольно придерживаются остальные производители.

Модель Бертрана (олигополистические ценовые войны). При наличии нескольких продавцов цена зависит не только от оценок каждым из них предельных затрат и предельных доходов, но также от того, как каждый продавец оценивает действия другого. Модель описывает поведение фирм на олигополистическом рынке, конкурирующих за счет изменения уровня цен на свою продукцию. Парадоксальный вывод модели - фирмы будут назначать цену, равную предельным издержкам, как и фирмы в условиях совершенной конкуренции- назван парадоксом Бертрана.

Равновесие в классической модели Бертрана:

· MC = предельные издержки

· p 1 = цена фирмы 1

· p 2 = цена фирмы 2

· pM = монопольная цена

Оптимальная цена фирмы 1 зависит от ее ожиданий относительно цены, назначаемой фирмой 2. Назначение своей цены немного ниже цены конкурента позволяет получить весь спрос потребителей D и максимизирует прибыль. Если фирма 1 ожидает, что фирма 2 будет устанавливать цену, не превышающую предельных издержек MC, то ее наилучшим ответом является установление цены, равной предельным издержкам.

Оптимальность по Парето — такое состояние системы, при котором значение каждого частного показателя, характеризующего систему, не может быть улучшено без ухудшения других.

Таким образом, по словам самого Парето: «Всякое изменение, которое никому не приносит убытков, а некоторым людям приносит пользу (по их собственной оценке), является улучшением». Значит, признаётся право на все изменения, которые не приносят никому дополнительного вреда. Множество состояний системы, оптимальных по Парето, называют «множеством Парето», «множеством альтернатив, оптимальных в смысле Парето», либо «множеством Парето-оптимальных альтернатив».

Ситуация, когда достигнута эффективность по Парето — это ситуация, когда все выгоды от обмена исчерпаны.

Равновесие Нэша — так в теории игр называется тип решений игры двух и более игроков, в котором ни один участник не может увеличить выигрыш, изменив своё решение в одностороннем порядке, когда другие участники не меняют решения. Такая совокупность стратегий выбранных участниками и их выигрыши называются равновесием Нэша.

1) у каждого участника картеля возникает желание продавать свою продукцию по высокой картельной цене, но превышать картельную квоту, получая дополнительную прибыль. Если такого поведения придерживается большинство фирм в картеле, он разваливается.

2) потенциальную угрозу картелю несет объединение аутсайдеров в контркартель.

В большинстве стран откровенные картельные сговоры запрещены законом, поэтому чаще существуют тайные сговоры, более опасные для общества из-за невозможности контроля государством.

 

Контрольные вопросы:

4. Какие существуют основные черты олигополии?

5. Что такое ценовые войны?

6. Как развивается проблема стабильности?

 

Тестовые вопросы:

1. Что из приведенного ниже характеризует олигополию, а не конкурентную рыночную структуру:

а. несколько продавцов

б. много покупателей

в. покупатели хорошо проинформированы

г. фирмы максимизируют прибыль

 

2. Ломанная линия спроса для олигополиста обязательно сопровождается:

а. разрывом линии предельной выручки.

б. тайным сговором с предприятиями-конкурентами для соблюдения договоренной цены

в. разрывом кривой предельных издержек

г. неэффективной работой фирмы

 

3. Наиболее вероятно, что участник картеля увеличит свои прибыли в краткосрочном периоде, если:

а. увеличит выпуск продукции свыше установленной квоты

б. будет продавать свои товары по более низким ценам

в. установит более высокую цену, чем другие участники картеля

г. будет осуществлять не ценовую конкуренцию

Задания на самостоятельную работу студента (СРС): Характеристика олигополистического рынка (конспект).

Office hours (СРСП): Модели олигополистического ценообразования. Модель Суизи. Ломанная кривая спроса. Модели Курно, Чемберлина, Штакельберга, Бертрана, Эджуорта (презентация PowerPoint, 10-12 слайдов).

 

GLOSSARY

На русском языке На казахском языке На английском языке
  Олигополия Олигополия Oligopoly
  Проблема стабильности Тұрақтылық мәселесі Stability issue
  Лимитная цена Лимиттік баға Ceiling price
  Теория игр Ойын теориясы Game theory


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: