Лекция № 10. Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции.




Краткое содержание лекции

 

Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.

Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции.

Признаки монополистической конкуренции:

1. дифференциация продукции;

2. малые размеры и многочисленность фирм;

3. низкие входные барьеры;

4. несовершенство информации;

5. различия бывают не в самом товаре, а в его упаковке.

В краткосрочном периоде фирмы будут выбирать цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки, исходя из уже известного нам принципа равенства предельного дохода и предельных издержек. Ситуация во многом сходна с совершенной конкуренцией. Разница состоит в том, что спрос на продукцию фирм не является абсолютно эластичным, и поэтому график предельного дохода проходит ниже графика спроса. Однако на рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступления в нее новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы, получавшей экономическую прибыль, снизится.

Убытки монопольно-конкурентной фирмы. Если спрос и предельный доход от блага, поставляемого фирмой-монополистом, понижаются, то извлечение прибыли невозможно. Если цена, соответствующая выпуску, при котором MR = МС, понизится ниже средних издержек, фирма-монополист понесет убытки.

Избыточная производственная мощность. Оборудование сверх того, которое фирмы считают экономически целесообразным содержать при данных предположениях относительно объема спроса на их продукцию. Обычно фирмы стараются поддерживать производственные мощности, достаточные для объема производства, превышающего средний ожидаемый спрос на их продукцию. Это позволяет фирмам оперативно реагировать на случайные колебания или ожидаемый рост спроса, а также не сокращать объем производства при поломках части оборудования.

Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий ее продажи, «сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое- совершенствование технических характеристик товара; второе - улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя. Неценовая конкуренция посредством совершенствования качества продукции получила название конкуренции по продукту.

Издержки по выпуску продукции зависят от количества используемых ресурсов и цен на факторы производства. Издержки, связанные с потребленными в процессе производства сырьем, материалами, покупными изделиями и полуфабрикатами, определяются материальными затратами, а затраты, обусловленные использованием основных фондов, - суммой амортизационных отчислений. Перечисленные издержки называются издержками производства. Однако ресурсы, использованные для изготовления продукции, не отражают всего объема затрат на осуществление производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Кроме затрат, связанных с производством продукции, предприятие несет расходы по ее сбыту и продвижению на рынок. К ним относятся расходы по транспортировке изделии потребителям, проведению маркетинговых исследований, организации, рекламы и др. Выраженные в денежной форме, они представляют издержки реализации продукции (издержки обращения).

 

Контрольные вопросы:

7. Как определяет цену и объем производства фирмы в условиях монополистической конкуренции?

8. Что такое избыточная производственная мощность?

9. Какие существуют признаки монополистической конкуренции?

 

Тестовые вопросы:

1. В условиях монополистической конкуренции предельная выручка всегда:

а. равна цене

б. превышает цену

в. не зависима от цены

г. равна затратам.

 

2. Предприятия на рынке монополистической конкуренции имеют ограниченный контроль по ценам из-за:

а. большого количества конкурентов

б. невозможности из-за объема предложения изменить рыночную ситуацию

в. относительно малой доли на рынке

г. различных уровней доходов потребителей

 

3. Какой инструмент конкурентной борьбы наиболее распространен на рынке монополистической конкуренции:

а. внедрение политики широкой дифференциации товаров и не ценовой конкуренции

б. изменение объемов предложения при постоянной цене

в. выбор определенного уровня цены и объема предложения

г. приспособление к постоянной эластичности спроса

Задания на самостоятельную работу студента (СРС): Общая характеристика монополистической конкуренции (доклад с защитой).

Office hours (СРСП): Предложение фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах (реферат, 6-8 стр.).

 

GLOSSARY

На русском языке На казахском языке На английском языке
  Избыточная производственная мощность Артық өндірістік қуат Excess capacity
  Конкуренция Бәсекелестік Competition
  Убытки Залал Damages
  Реализация Өткізім Realization

Лекция №11. Рынок труда.

 

Краткое содержание лекции

 

Труд, как известно, является одним из основных факторов производства. Согласно экономической теории, труд - это вклад в процесс производства в виде физической и умственной энергии, которую затрачивает человек. Сам же человек является своего рода ресурсом труда. В рыночной экономике существует специальный термин – рынок труда. Он означает систему отношений, которые связаны с наймом и предложением ресурсов труда. И для того, чтобы понять особенности рынка труда, стоит начать с функций, которые он выполняет. Особенности функционирования рынка труда заключаются в ряде таких факторов:

1. согласование условий труда и цены между работодателями и работниками;

2. обеспечение работникам возможности получать средства к существованию;

3. стимулирование работодателей и работников;

4. обеспечение производства ресурсами труда, а также их распределение по отраслям, регионам и предприятиям.

Рынок труда обладает рядом особенностей, отличающих его от рынков других ресурсов:

1) спрос на рынке труда является производным от спроса на товары и услуги производственного и личного потребления;

2) специфичностью реализуемого на нем товара, рабочей силы, связанной непосредственно с личностью работника;

3) длительностью взаимоотношений продавца (работника) и покупателя (работодателя);

4) мобильностью рабочей силы;

5) работники значительно отличаются друг от друга своими качествами, а работы – требуемой квалификацией и условиями труда;

6) компенсация за труд представлена не только зарплатой, но и определенными льготами (оплачиваемый отпуск, медицинское обслуживание, питание и т.д.);

7) большая роль неденежных факторов: условия труда, сложность, престижность и т. д.;

8) на рынке труда присутствует множество институциональных структур, представляющих интересы государства, бизнеса, профсоюзов.

Спрос труда в условиях совершенной конкуренции. Спрос на любой фактор определяется стремлением к максимальной прибыли. Прибыль максимизируется ростом привлечения труда вплоть до такого уровня, когда доход от предельного продукта труда (доход от дополнительной единицы продукции, полученной с помощью дополнительного работника - MRPL) будет равен предельным издержкам на него (заработной плате - W). Поэтому фирме будет выгодно нанимать работников при соблюдении равенства MRPL = W.

Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте заработной платы спрос на труд со стороны предпринимателя сокращается, а при снижении заработной платы спрос на труд возрастает. Спрос труда в условиях несовершенной конкуренции. В предыдущем обсуждении спроса на труд мы предполагали, что фирма сталкивается с абсолютно эластичным спросом на свою продукцию. Любая дополнительная продукция, производимая дополнительными работниками, могла быть продана по той же цене, что и ранее выпущенная продукция. Для несовершенного конкурента это условие, конечно, не приемлемо. Их фирмы имеют дело с ниспадающими кривыми спроса, и если они нанимают дополнительных работников, то должны снижать свои цены, чтобы продать дополнительную продукцию. При несовершенной конкуренции, напротив, рассчитывают произведение предельного дохода на предельный продукт. Это произведение называют предельной доходностью труда и обозначают MRPL. Предельная доходность труда (MRP) — величина, на которую возрастает валовой до-ход при использовании дополнительной единицы фактора производства.

На совершенном рынке фирма слишком мала, чтобы повлиять на рыночную ставку оплаты труда. Как мы видели на рис. 7.1 (график А), она сталкивается с горизонтальной кривой предложения труда. Поэтому дополнительные издержки от найма еще одного работника – это просто ставка его зарплаты. Следовательно, MRCL = W.

Теперь перейдем к приросту выручки, который обеспечивает для фирмы дополнительный работник. На рынке ресурсов этот прирост называется предельной выручкой от предельного продукта (MRP).

Спрос на ресурсы в долговременном периоде. Отрасль с постоянными издержками означает, что расширение отрасли за счет вхождения в нее новых фирм не окажет влияния на цены ресурсов или, следовательно, на издержки производства. Большей частью, когда спрос определенной отрасли на ресурсы составляет незначительную часть от общего объема спроса, отрасль может расширяться без существенного влияния на цены и затраты ресурсов.

В долговременном периоде кривая предложения отрасли с постоянными издержками является совершенно эластичной.

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое рынок труда?

2. Каков спрос на труд в условиях совершенной и несовершенной конкуренции?

3. Каковы особенности рынка труда?

 

Задания на самостоятельную работу студента (СРС): Рынки факторов производства (доклад).

Office hours (СРСП): Спрос на труд в условиях совершенной и несовершенной конкуренции на рынке труда. Спрос на труд со стороны совершенного предприятия. Спрос на ресурсы в долговременном периоде и их оптимальное соотношение (реферат, 8-10 стр.).

 

 

GLOSSARY

На русском языке На казахском языке На английском языке
  Рынок труда Еңбек нарығы Labor market
  Конкуренция Бәсекелестік Competition
  Предприятие Кәсіпорын Company
  Спрос на труд Еңбек сұранымы The demand for labor


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: