Этапы обучения двигательным действиям.
В процессе обучения двигательным действиям ставится задача научить управлять своими действиями — регулировать прилагаемые усилия, быстроту выполнения, форму, амплитуду, направление движения.
Весь процесс обучения двигательным действиям включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.
Этап начального разучивания.
Цель: сформировать основы техники изучаемого движения и добиться его вып в общих чертах.
Основные задачи:
1. Сформировать смысловое и зрит. представления о двигат. действии и способе его вып-я.
2. Создать двигательные представления по основным опорным точкам (элементам действия) путем освоения подводящих упражнений или структурных элементов изучаемого действия.
3. Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах.
4. Предупредить или устранить значительные искажения в технике двигательного действия.
Решение этих задач осуществляется поочередно. Представления о технике формируются в результате объяснения упр преподавателем, восприятия показываемых движений, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и др ощущений, возникающих при первых попытках выполнения движений, наблюдений за действиями других.
В зависимости от особенностей и сложности изучаемой техники действия, физ. подготовленности занимающихся двигательное действие разучивается по частям или в целом. На этом этапе разучивания действия широко применяют подводящие упр-я в усл, облегчающих вып-е движений.
Как правило, обучение начинается с ведущего звена техники. Если же ведущее звено существенно зависит от подготовительных фаз, то вначале разучиваются эти фазы. В отдельных случаях изучение техники действия начинается с завершающих фаз, если необходимо предупредить травмирование.
|
Первые попытки вып-я обычно сопровождаются повышенным напряжением всего двигат. аппарата, лишними движениями, замедленным и скованным выполнением. Это вполне нормальная ситуация, так как ученику необходимо держать под усиленным контролем все основные опорные точки. При первых попытках очень важно своевременно использовать методы и приемы обучения, помогающие ориентироваться в управлении движениями. Выполнять действия следует в стандартных условиях, т.к. любые изменения могут ухудшать кач-во исполнения.
При завершении попытки выполнить действие следуют анализ и оценка его выполнения и постановка задач по совершенствованию действия при следующей попытке.
Для практич освоения техники двигат. действия нужны неоднократные повторения движ-ий с установкой на лучшее разрешение двигат. задачи, устранение допущенных ошибок, чтобы качественнее и быстрее осваивать движ-я.
На этапе начального разучивания наиболее типичны следующие ошибки:
· лишние, ненужные движения;
· искажение движения по амплитуде и направлению;
· нарушение ритма двигательного действия;
· закрепощенность движения.
Причинами ошибок могут быть:
· недостаточно ясное представление о двигательной задаче;
· неправильное выполнение предыдущих действий;
· слабое развитие координационных способностей и других двигательных способностей;
|
· состояние утомления;
· влияние конкурирующих навыков;
· недостаточность двигательного опыта занимающегося;
· неблагоприятные усл-я (плохой инвентарь или оборудование, метеоусловия);
· психологические причины: боязнь, невнимательность, неуверенность, повышенная возбудимость
Понимание причин позволит найти наиболее верный способ исправления. Ошибки рекомендуется исправлять как можно быстрее и тщательнее, чтобы они не автоматизировались.
Наиболее распространенные правила исправления ошибок:
1. Ошибка должна быть понята. Для этого применяется словесный или письменный отчет обучаемого о своих движениях и действиях с последующим анализом его вместе с преподавателем.
2. Ошибки следует исправлять последовательно, по степени их значимости. Вначале исправляются грубые, искажающие основу техники действия. Затем исправляются ошибки в деталях техники.
3. Указания препода об исправл. ошибки должно соотв-ть возможностям обучаемого в данный момент.
4. Не рекомендуется показывать ошибки в утрированном виде.
Для повышения эффективности освоения двигательных действий и профилактики ошибок большое значение имеет правильный регламент их выполнения. Осн. параметрами такого регламента являются число повторений и интервалы отдыха между ними.
Поэтому следует соблюдать следующие общие правила:
– число повторений нового действия опр-ся возможностями улучшать движ-е при кажд нов попытке;
– повторное выполнение с одними и теми же ошибками является сигналом к перерыву для отдыха и обдумыванию своих действий;
– интервалы отдыха должны обеспечивать оптимальную готовность к выполнению очередной попытки (готовность как физическую, так и психическую);
– продолжать освоение движений в усл-х прогрессирующего утомления нецелесообразно и вредно;
– обучение двигательным действиям целесообразно проводить в начале осн части занятия.
– интервалы между занятиями рекомендуется делать по возможности короткими, чтобы избежать угасания ещё не стойких умений.
Продолжительность этапа начального разучивания двигательного действия зависит от:
1) степени сложности техники изучаемого действия;
2) уровня подготовленности занимающихся;
3) их индивидуальных особенностей;
4) возможности использовать положительный эффект переноса навыков.