В учениях Августина и Златоуста (первые века христианства) явственно проявлялась попытка соединить светскую и духовную власть, показать их родство, гармоничное сочетание, стремление к соединению, совместной деятельности. В последующие века, более поздние времена, светская власть расходится по разные стороны баррикад, имеет место жесткая борьба (10-е столетие, в течение 3х столетий, до начала 14ого века).
Борьба предопределена предшествующим ходом развития (учение Златоуста, особенно Аврелия Августина - присутствуют зародыши борьбы). С 10-го века – верховная власть (римский престол, папский престол) стремится освободиться от влияния императорской власти (Константин Великий сделал христианство государственной религией и сам же возглавил). После падения Римской империи ситуация изменилась, но светская власть все же пыталась оказать воздействие на духовную. Папский престол сопротивлялся, стремился стать самодостаточной организацией. Проблема усугубляется тем, что папы претендовали не только на независимость, но и главенство в христианском мире (указывать императорам, что делать и какие принимать решения). В своей борьбе папы основывались на Священном писании, часто произвольно толкуя высказывания Евангелия и другие книги Библии. Императоры обосновывали свою власть на наследии римского права (власть от римского народа, носителей высшего закона, всемирного мирового порядка). Начало вековой борьбы связано с инвеститурой (назначение епископов, подчинение епископов светской власти). Императоры считали, что, так как епископы получали свои владения от императоров, они должны императоров слушаться и подчиняться им.
|
Папы придерживались противоположного мнения – светские владения епископов подчиняются папской курии. Проблема – мелкая, но из мелочей рождаются кризисы. Проблема назначения епископов переросла в проблему первичности власти: что возникло ранее, какая власть? Императоры говорили, что их власть, утверждали свое право смещать утверждать пап. Папы – наоборот. В первом столкновении была вражда между папой Григорием 7 и германским императором Генрихом 4, доходило до конечных ситуаций, что Генрих 4 созвал собор и низложил папу (сказал, что его больше нет). Папа отлучил Генриха 4 от церкви и освободил подданных от присяги императору (что равняется политической смерти). Папа заявил, что Генрих 4 не император и чествовать его не надо. По свидетельству истории, пришлось Генриху идти на поклон папе вымаливать его прощение. В процессе борьбы светской и духовной власти каждая из сторон высказывала свои тезисы.
Из аргументов родилась теория двух мечей. Так как родилась в столкновении – существует два варианта.
Церковный вариант: Григорий 7 – Господь ниспослал апостолу Петру 2 меча для защиты, один церковь хранит у себя, однако не использует по целевому назначению (меч аллегория – как проповедь, слово божье, меч духовный, «оружие церкви»), второй меч – дается императору при коронации и помазании (светская власть получает жизнь от власти церковной). Папы, утверждая теорию, ссылаются на евангелический текст и основываются на теории Аврелия Августина о теории противопоставлении града божьего и града земного (духовная власть главенствует над властью светской). Божья власть – от воли неба, Светская власть – от дьявола, результат человеческой гордыни (должна быть подчинена власти божьей). Духовная стремится к вечной жизни, светская – ищет земной славы, в которой нет ценности. Папы: императорская власть исполнительная, так как она освещена папой. Власть производная от власти папы. Папский престол ссылается на псевдоисторические факты (раньше они считали это правдой): 1) Константинов дар (известный документ): Константин Великий подарил империю папе Сильвестру (имеется документ с печатью, подписями – оказалось подлог). Константинов дар – это подарок императора своей империи и папе - непреложное. 2) Низложение французского короля Хибберика папой Захарием (король Франкфурта Меровинг Хильдерик) – раз Захарий низложил, то папа имеет право лишать власти императора. 3) Факт исторически достоверный, но смотря как интерпретировать – перенесение империи с греков на германцев (800 года н. э. Карл Великий коронован в Риме императором Запада, до этого в мире всегда один император). Логический круг – одно солнце, одна империя, остальное от лукавого. Не может быть в мире двух императоров. 476 г. – остался один император, до 800 года н.э. коронация за заслуги, защиту христианства. Две империи – римская и византийская (римляне присвоили). Спустя 200 лет, Антон 1 Перуанский император (965 год) получает власть от рук папы. Империя находится под покровительством римского престола.
|
Эти три факта (один достоверный, другие недостоверные) определяют главенство в христианском мире.
Императоры – свои факты. Бог отдал один меч церкви, один императору. У каждого своя задача и свое оружие, никто никогда никому не подчиняясь. Власть неприкосновенна – юридический принцип – изначально власть у римского народа из этого факта вытекает необходимость своей власти и непреложность главенства, так как императоры - наследники римских Цезарей. Чисто юридическим доводом, основанием того, что власть у римского народа и передается должностным лицам – jus coercio римских магистратов (право издавать обязательные предписания, контролировать их исполнение) на этом jus императоры основывают свою власть, только те избирались на год, а эти на всю жизнь, но это частности.
|
Это теория двух мечей. Несмотря на жестокое противостояние, непримиримость, в это время 10-11 века появляются первые робкие, но ощутимые попытки оградить светскую власть от притязаний папы (голоса при этом раздаются из лагеря церковной власти). Объяснение: теория 2 мечей (от пап) более чем притянута за уши, расходится с христианским идеалом власти (апостол Павел говорил, что христианская власть от бога есть). Это не вписывается в идеалы власти. Лучшие умы, понимая несуразность, предлагают свои аргументы в защиту светской власти: Святой Бернар в своих трудах призывает пап отрешиться от земных забот и выполнять небесное предназначение. Обязанности пап это престол, судить преступления, а не материальное (у них более высокая задача). Земные дела их недостойны, их унижают, показывают их заинтересованность, что им не присуще. У них область духа, задача искоренять духовные недостатки, а не недоимки и преступления собственности. Папы отпускают грехи. Святой Бернар: удел не господство, а служение. Папы - это пророки, а не властители. Власть пап проистекает от власти апостолов, а апостолы бедны. Если им стараться подражать, то нельзя пребывать в довольствии и роскоши (папы начинают грешить). Папство – для спасения, а не управления. Ссылка на евангелические тексты – господь говорил Петру пасти овец (имел в виду души). Единство незыблемость церкви. Теория 2 мечей несостоятельна, таким образом, для священнослужителей. Угроза единства церкви – если продвигать теорию – развалится. Схизма – восточная и западная церковь едины, намеки на раскол существовали, теория 2 мечей явно противоречила христианским догматам. Надо заменить чем-то стоящим, чтобы оттеняла роль пап в процессе мироздания, делала высшими судьями, чтобы роль была показательна. Замена нашлась после состоявшегося раскола церквей.